Как мы умнеем. Часть 2. Плюралистическое мышление

Юрий Боянович
Ещё одно чрезвычайно важное и полезное приобретение нашего интеллекта – это замена эгоцентрического мышления на плюралистическое.

Что такое ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ мышление? Это мышление, построенное на установке: «Я лично так думаю, и поэтому я, конечно, прав». То есть, эгоцентрическое мышление как-то плохо допускает мысль, что иная точка зрения, чем моя, тоже имеет право на существование.

А вот ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЕ мышление исходит из того, что точек зрения может быть много. И каждая заслуживает внимательного рассмотрения. А часто и уважения. Помните знаменитую притчу о Ходже Насреддине, где тот судит двух спорящих, и каждому из них говорит: «Ты, конечно, прав!» И своей жене, которая указала ему на эту странность его суда, отвечает так же. Считается, что в этом месте надо смеяться. Но суфийские притчи (как все притчи о Насреддине) писаны не для смеха, а для философских уроков.


Плюралистичность есть обязательное свойство не только развитого интеллекта, но и вообще человеческой культуры. А если хотите – то и национальной. Читал я как-то наблюдение одного нашего эмигранта. Был он поражён тем, что когда два, например, американца замечают несовпадение во взглядах, то это их, как правило, веселит. А когда начитают спорить наши (особенно, если под водочку), то без драки, а то и поножовщины – редко обходится…

Да что там – предлагаю Вам провести эксперимент. Спросите у Ваших знакомых: «Может ли тёща быть права?» (ну, или свекровь). И послушайте ответы.

P.S. Один мой знакомый как-то рассказывал, что когда он (тогда уже почти сорокалетний мужчина) однажды спорил о чём-то семейно-мировоззренческом со своим отцом, то тот в качестве последнего аргумента воскликнул: «Ты должен, просто обязан со мной согласиться! Я как-то анализировал всю свою жизнь, и пришёл к выводу, что я всегда (всегда! всегда!) – бывал прав!»

P.P.S. Плюралистичность даётся нам трудно, а иным и вообще не даётся. И что с того, что мозг наш готов к ней уже годам к пяти-шести? Её ж надо воспитывать. Но кто будет воспитывать? И как? И зачем? Это отдельный разговор. Который – позже.