Олег Видов Часть 1 Глава 2 - Мама

Александр Руденский
(На фотографии - Мама Олега Видова (в центре) в аэропорту Бухареста. Встреча советской делегации)               

                Глава вторая - Мама.
   
  О своей любимой матери Олег может рассказывать часами. И это не случайно. Она заслуживает этого.
Без преувеличения можно сказать, что она была замечательным, редким человеком. 
Благодаря стараниям их матери -
бабушки Олега, все дети в семье выросли грамотными и образованными.  В 1926 году  в 13 лет  Варвара Ивановна
пошла заниматься в 5-й класс Елецкой семилетней школы и  10 июня 1929 года успешно ее закончила.
Хочется рассказать о том, что преподавали тогда в простых семилетних школах. Это было: 
  - Обществоведение,
  - Родной язык и Литература,
  - Математика,
  - Естествознание,
  - Химия,
  - Физика,
  - География,
  - Немецкий язык,
  - труд в школьных мастерских и на земельном участке,
  - Изобразительное искусство,
  - Пение,
  - Физкультура,
  - Сельское хозяйство и
  - Военизация.               

С 1933  по 1937 год она занималась в Московском областном педагогическом институте. 21 июля 1937 года 
ей была присвоена квалификация преподавателя физической и экономической географии средней школы и она 
была направлена на работу в школу деревни Филимонки под Москвой.  Там и началась ее профессиональная педагогическая
деятельность, которая продолжалась многие годы.

Как и вся советская молодежь тех предвоенных лет,  она была увлечена разными видами спорта.
 
     (Мама Олега со своими учениками перед лыжными соревнованиями)

Она очень серьезно занималась гимнастикой, лыжным и велосипедным спортом, лихо, по-мужски ездила на лошадях.
Ее сестра Анна вспоминала, как однажды увидела несущихся на всем скаку лошадей. Когда лошади приблизились,
то на одной из них она увидела стоящую на ногах свою сестру Варьку. – «Она была по жизни очень отважной и
ничего не боялась.»  Позже она к этому будет приучать и сына, будущего актера.  Вероятнее всего именно
от матери он унаследует гибкость, выносливость и умение управляться с лошадьми. 
               
 22 июня 1941 года с нападением на СССР Фашистской Германии началась Великая Отечественная война.
Вот как этот день вспоминают бывшие ученики Варвары Ивановны:

     « Было воскресенье, теплый летний день.  Мы, окончившие
     шестой класс школы, ходили   купаться на речку.  А когда
     вечером вернулись  домой, узнали, что началась  война »
 
И в жизни страны и её граждан начались испытания, которые все преодолевали по разному.   

    (Противовоздушная оборона на окраине Москвы в августе-сентябре 1941 г)

Жители Москвы и окрестностей участвовали в строительстве оборонных сооружений:               

   « Мы пятнадцатилетние девчонки делали противотанковые завалы,
   тянули колючую проволоку в три ряда, чтобы вражеские танки не
   прошли. Копали траншеи на Минькиной горе по Калужской дороге.
   По траншеям тянули на плечах кабель для присоединения к
   трансформаторам, чтобы обеспечить связь с частями, защищавшими Москву »               

     Это  воспоминание  еще одной ученицы - Любови Васильевны Широковой.

   « Первое время фашистские самолеты чувствовали себя в нашем небе
   полными хозяевами, разбойничая днем и ночью. В сентябре-октябре
   1941 года до ста немецких самолетов пролетали над Филимонками по
   направлению к Москве. В еловом лесу, у монастыря, находились
   груженные продуктами и снарядами машины автобазы. Бомбы были
   сброшены на Радиомаяк, на Марьинское поле, был сбит немецкий
   летчик. Горела пшеница на полях. »

  Еще один из учеников Валерий Петрович Диденко запомнил, как с немецких самолетов на Филимонки  сыпались
листовки- пропуска, призывавшие переходить на сторону врага..               

  Варвара Ивановна свое отношение к происходящему определила очень конкретно,  и свое место виделатолько
                среди сражающихся защитников. 
      
20 октября 1941 года Государственный Комитет  Обороны ввёл в Москве и в прилегающих районах осадное
      положение. В это время бои шли в 80 км.  от Москвы.
      
 В конце ноября немецкие войска находились на рубеже реки Истра в 40 км  от города.
      Когда немецкие войска начали приближаться к Москве, был издан очень важный в тот момент приказ Ставки.
 Я его привожу полностью, что бы было ясно в каких условиях жило население в средней  полосе  России и в
частности Подмосковье, где жила и работала мать Олега.

       ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ № 0428
               
  г. Москва.                17 ноября 1941 года
         
   Опыт последнего месяца войны показал, что германская               
   армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет               
   теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших               
   морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах.               
   Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в  теплых               
   домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия               
   наших войск. На обширных участках фронта немецкие  войска,
   встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли
   к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог на
   2.0 - 30 км по обе их стороны. Немецкие солдаты живут, как
   правило, в городах, в местечках, в деревнях, в крестьянских избах,
   сараях, ригах, банях близ фронта, а штабы германских частей
   размещаются в более крупных населенных пунктах и городах, прячутся
   в подвальных помещениях, используя их в качестве укрытия от нашей
   авиации и артиллерии. Советское население этих пунктов обычно
   выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики.

   Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах,
   выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в
   поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить
   мерзнуть под открытым небом - такова неотложная задача, от решения
   которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его
   армии.
 
       «Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:
   1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких               
    войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20
    -30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов               
    в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко
    использовать артиллерийский, и минометный огонь, команды разведчиков,
    лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с
    зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

   2. В каждом полку создать команды охотников по 20 - 30 человек               
    каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых               
    располагаются войска противника. В команды охотников подбирать               
    наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов,
    командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и
    значение этого мероприятия для разгрома германской армии.
    Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных
    пунктов, в которых расположены  немецкие войска, представлять к
    правительственной награде.

   3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке         
    уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все               
    без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их               
    использовать. В первую очередь для этой цели использовать               
    выделенные в полках команды охотников.

   4. Военным Советам фронтов и отдельных армий систематически проверять,
    как выполняются задания по уничтожению населенных пунктов в
    указанном выше радиусе от линии фронта. Ставке через каждые 3 дня
    отдельной сводкой доносить, сколько и какие населенные пункты
    уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти
     результаты.
                Ставка Верховного Главнокомандования         
     И. СТАЛИН               
     Б. ШАПОШНИКОВ               

          Источник: ЦАМО, ф. 208, оп. 2524, д. 1, л. 257-258.»

В этих условиях с приближением немецких войск, повсюду организовывались партизанские отряды. 
К сожалению, в то время никто не задумывался о судьбе того населения, которое проживало в этих обреченных
на уничтожение населенных пунктах. Их судьба была более чем не завидной. Но об этом никто не думал, враг
стоял у ворот столицы.   

В один из партизанских отрядов, не задумываясь, вступила молодая учительница, желавшая личным примером
показать реальность того, о чем она рассказывала детям на уроках.  Как и многие находившиеся в армии она
вступила в ВКПб - Партию большевиков.

   Это было время высокого патриотизма. Перед тем как идти в бой, в наступление,  большинство бойцов писали
заявления в партию, в которых были слова:
      
        « Если я погибну, прошу считать меня коммунистом!.»,
                или               
           «В бой хочу идти коммунистом! » 
       
   Молодая учительница была не исключением, а как всегда примером.                Она относилась к той прекрасной части русских учителей, которых в России называли земскими учителями.
Это учителя в маленьких уездных, сельских, деревенских школах. Именно на их плечах лежала подвижническая
деятельность образования и просвещения простого народа на Руси. Именно их трудами этот народ постигал грамотность
и первые знания. Именно благодаря их труду этот простой народ шел дальше по пути знаний, поднимаясь до самых
вершин многих наук.  Для многих поколений эти простые земские учителя были образцом и примером.

 Вступление в партию Варвары Ивановны в ноябре 1941 года в будущем сыграет определенную роль.
                Но не будем забегать вперед.
    
  К счастью для нее,  немцы не дошли до Филимоновки и она не была разрушена.

Когда ситуация на фронте под Москвой стабилизировалась и необходимость              в партизанских отрядах в этой
     местности отпала, она вернулась к преподаванию в школе. 

А в 1942 году Варвара Ивановна познакомилась с будущим отцом актера. Он на момент знакомства с ней был женат на женщине,
которая была очень своенравная, "крутая":

 « А мой отец всю жизнь ее боялся. Она сказала, что если он уйдет от нее к моей маме, она его посадит, как
посадила своего первого  мужа, который ей чем-то досадил. Она заявила в НКВД, что тот рассказывал анекдоты про Сталина.
 Вот из-за нее я и рос без отца.  Единственное ее большое достоинство было то, что она была потрясающей поварихой.
 И если учесть, что путь к сердцу мужчины проходит через желудок, то она была на правильном пути, привязывая к
себе мужчину.  Благодаря этому, как мне кажется, папа провел жизнь довольно сытную» 

 Говоря это, Олег смеется. Но тогда в 1943- 1944 годах ему было не до смеха, время было тяжелое.
                * * * * *