Пленники Матрицы

Евгений Габелев
Хочешь посмотреть как глубока кроличья нора…?



 

Есть теория, что культура – это набор запретов. Устойчивая система табу, приказов и предписаний.  Что делать в тех или иных случаях, а чего нет. Как себя вести, какие чувства и мысли демонстрировать и предъявлять…

 

Словно не культура, а тюрьма.



 

ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА

 

Нравится ли нам подобная теория или нет, но чем больше всматриваешься в общество, тем видней ее справедливость. Хотя некая незаконченность и однобокость в ней безусловно есть. Но культура это и вправду запреты.

 

Не ходить голым, не справлять нужду где попало, не выражать агрессию, вечно изворачиваться, лгать, делать учтивые комплименты, не набрасываться на встречную самку как зверь, не рычать и не чавкать.

 

Культурный человек вечно в маске, он никогда не подлинный, никогда не равен себе, он вечно кто-то другой. Учтивый собеседник, строгий начальник, вежливый продавец, верный товарищ, заботливый муж.

 

Культура суть умение стремительно менять маски. Социализация, приобщение к культуре, и воспитание детей – суть процесс обучения лжи. Процесс, в ходе которого человек учится скрывать свое подлинное лицо.

 

Вам хочется спать, но вы встаете чтоб идти на работу, и весь день делаете вид, что вам действительно очень важна эта служба, вы стремитесь сделать что-то важное, полезное для мира и подчиненное долгу.

 

Вы вечно в маске, вы тот кем вас хотят видеть, вы уже не помните, есть ли у вас вообще свое лицо.  Может было когда-то, в детстве… или общество велит нам так думать, велит верить в свое счастливое детство.

 

Возможно, у вас и не было никогда ничего своего, собственных мыслей, желаний и чувств. Просто это кажется, что они ваши, но все они впитаны вами в процессе воспитания, и внушены окружающим миром.

 

Иногда хочется убежать в лес, стать дикарем.



 

СВОБОДНЫЙ ДИКАРЬ

 

Восемь часов человек работает, мечтая об окончании дня. Вечер, это свобода. Он выходит из-за стола и смело углубляется в темнеющие за окном городские джунгли. Он словно Тарзан, в окружении тигров и змей…

 

Но почему-то его несет в гипермаркет. Он странствует среди полок, осуществляя свой по-настоящему свободный выбор… всецело обусловленный модой. Он покупает, что требует от него общество, но верит что сам.

 

Пять дней человек ждет выходных. Два с таким трудом заработанных дня, когда можно сбросить маску, стать собой… надев на себя маску счастливого мужа, примерного семьянина или преступного любовника.

 

Сорок лет он ждет пенсии… чтобы надеть маску склочного старика, смешного старого ворчуна или доброго мудреца, чьи шутки вышли из моды. Потом он еще долго ждет что придет смерть и освободит его.

 

Иногда он читает книги, смотрит кино, либо играет в игры… игры могут быть детские, компьютерные или социальные. Игры в политику и общественный клуб, религию и всемирное братство людей, спорт или хобби.

 

Игра, чтение и кино погружают нас в мир, где мы прячемся от повседневной культуры. Мы проживаем там жизнь людей, следующих другим правилам, вольных и сильных, рискующих собой и идущих на смерть.

 

Не замечая, что роли прописаны не нами. Что они существуют в рамках той же культуры и социума, от которого мы бежим. Матрица не отпускает, и бегство из нее суть лишь часть игры, ей же и предусмотренная.

 

Осознав это, мы ищем свободу внутри себя.



 

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ

 

Сперва мы обращаемся к творчеству. Оно дает свободу, мы словно боги, создающие свой собственный мир, но вскоре обнаруживаем, что творим все по тем же законам. Мир, выходящий из-под наших рук, тот же.

 

Стоит создать что-то, не имеющие аналогов в мире, и оно не будет воспринято. Вы сами отвергнете это как творческий промах. Так устроено наше восприятие, что нам требуются для него твердые опоры.

 

Что-то изначально данное, список образов, канон, система культурных кодов, лишь из которых и в рамках которых мы можем творить. Могут возникать новые элементы и стили, но и их логика заранее предрешена.

 

Культура не только список запретов, но и пространство возможностей. Возможностей, что существуют лишь в рамках запретов и благодаря им. Запреты охраняют нас от пропасти… но мы все равно прыгнем.

 

Смелые ищут свободу в собственном сердце. Что-то незримое, тайное, скрытое под толщей масок. Глубинная самость, сверкающий алмаз духа… но все эти конструкты родом из той же самой традиционной культуры.

 

Одни ищут святости, другие свободы, третьи просветления… мечтают достичь самоактуализации и спонтанности... не замечая, что эти идеи и общественные идеалы навязаны нам все той же массовой культурой.

 

Идеал освобожденного мудреца, самоактуализирующейся личности и другие, суть порождения различных культур, созданные и от века закрепленные в них. Не важно, кто вы – дрессированный менеджер или просветленный гуру.

 

Важно, что вы до сих пор в той же матрице.