По субботам у меня выходной от компьютера, и я часто езжу на своем «крокодиле» в пригород, где я прожил 30 лет своей молодости – там есть много памятных мест, и еще живут люди, которые меня знают и помнят.
И каждый раз, как чёрт из табакерки, выскакивают из автомобильного радиоприемника на волнах радиостанции «Эхо Москвы» две дамы с известными фамилиями, и всякий раз заводят одну и ту же песню, скучную уже: «В искусстве можно все. Отстаньте от нас все».
Тут и оправдание Pussy Riot, и новосибирский «Тангейзер» и многое другое. До хрипоты и с задором дамы убеждают своих меняющихся собеседников, что нынче можно брать любой сюжет, переделывать его как и кому угодно, и выставлять на потеху публике современные прочтения классических произведений, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Не могу сказать, что я очень сильно возражаю против такой позиции – в конце концов у каждого есть право самовыражаться по собственному усмотрению, пусть даже на театральных подмостках. Лишь бы милиция не забрала за хулиганство. Вопрос лишь в том – интересно ли это людям, пойдут ли зрители на такие перформансы? Я лично не пойду никогда и ни за то на свете. И вот почему.
Для меня классика – эталон эмоции. Эталон должен быть неизменным. Потрудитесь сохранить! В авторском варианте и в признанном виде. А свои скакания голышом, с матом и с привычными поношениями Иисуса Христа – оставьте для себя. Это что же получается - эти новые прочтения меняют эталоны? Теперь злом называется не то, что было во времена Достоевского? Оно и видно. Так можно до чёртиков в глазах договориться.
Тут я, как ни странно, солидарен с тем анонимом, который высказывался в адрес Б.Л.Пастернака: «Не читал, но осуждаю». Не ходил я на современные театральные «прочтения», но осуждаю, и никогда не пойду, и другим не советую.
Простой пример. Пусть новые «самовыражатели» сыграют концерт Рахманинова C-moll, допустим, на балалайках – в новом прочтении, или на заполненных водой пустых бутылках. Смешно? Да! Очень! А Чехов голышом почему не смешно? Так же смешно на самом деле.
Я вижу прямую аналогию «новых прочтений» с современным российским бизнесом – там тоже, я знаю - берут, что хотят чужое, переделывают как хотят, и выдают за своё. Таким образом, современные театралы в жанре «новых прочтений» - есть бизнесмены, желающие любыми путями привлечь зрителя, падкого на горячие зрелища. Это бизнес, не более того.
«Смысл любого искусства – провоцировать зрителя!» - заявляют дамы. Не надо меня провоцировать. Я не поддаюсь на провокации, и не пойду на них. Я прихожу в культурные залы насладиться музыкой (чаще всего), и освежить свое восприятие эмоций – поверить свой внутренний эталон. Но последнее удается не часто. Вот с музыкой все гораздо проще… А в театры ходил когда – то, во времена Товстоногова – прикоснуться к эталону эмоций, освежить, так сказать. Нынче не хожу!
Могу посоветовать этим дамам – «Пишите свои собственные пьесы с нагими исполнителями, выражающимися матом. Непременно включите поругание Христа, за что вас обязательно погрузят на том свете в кипящую смолу ещё на пару тысяч лет, и представляйте такие свои перформансы зрителям. Я уверен – никто не придёт!». Уж я – никогда!