19. Микеланджело. Сотворение Адама

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 19. МИКЕЛАНДЖЕЛО. "СОТВОРЕНИЕ АДАМА".


            Подобрать один, но достаточно полный, пример для искусства эпохи Возрождения очень трудно. Правильней сказать - невозможно. Величайшие мастера этой эпохи не похожи друг на друга, и каждый создавал свой собственный живописный мир.

     Очень о многом хотелось бы сказать. Но было бы, по-моему, неправильно слишком надолго останавливаться в одной из эпох.

     Я приведу три, как мне кажется, очень характерных примера этого искусства, и первый из них - "Сотворение Адама" Микеланджело.


            Очень известная вещь, - часть росписи Сикстинской капеллы. О ней есть множество статей и книг. Сказать о ней что-то новое совершенно невозможно. Поэтому не буду и пытаться.

     В какие бы описания этой фрески мы ни заглянули, - прошлых времён или в современные, - везде мы прочтём о композиционном центре двух сближающихся рук, о божественной энергии, как бы переходящей из Бога в человека, о подобии Бога гениальному творцу-ваятелю и, наконец, о силе и красоте человека, как бы предсказывающих его всемогущество и будущие подвиги.

     К этому добавить нечего. Давайте просто посмотрим.

                ------

             Но тема этого произведения и то настроение, какое она вызывает, напомнили одно религиозное толкование, которому тоже очень много лет. Честно говоря, мне неизвестно, принимается ли это толкование официальной церковью.

     Бог сотворил человека, - говорится в этом толковании. - Но зачем? Для чего? Какая-то цель в этом сотворении была. Но какая?

     Можем ли мы знать замысел Творца? Но нет сомнения, что если человек сотворён, то сотворён для чего-то, и следовательно, перед ним стоит какая-то задача. Он что-то должен выполнить. Он своей жизнью должен сделать то, для чего его и создали. Но что именно?

     В толковании далее говорится: а ведь не о мелочах спросит Бог, не о множестве положительных или отрицательных поступков, а только об одном этом, - выполнил ты ту задачу, для которой был создан, для выполнения которой получил жизнь, или не выполнил?

     Не важны мелкие грешки, если эту задачу ты всё-таки выполнил в своей жизни. И наоборот, - что толку в твоей скрупулёзной праведности, если главную задачу всё же не исполнил.

     Следовательно, - говорится в этом толковании дальше, - человек должен в своей жизни успеть понять, какая задача поставлена именно ему, и успеть это дело исполнить.

     Если ты понял, для чего ты, но слишком поздно, ты просто не успеешь всё исполнить. Нужно понять это как можно раньше.

     Не бойся мелких грехов, не гонись за безупречной праведностью. Все силы направь на разгадку твоей цели и затем - на достижение её.

     В достижении этой цели - главная Праведность. В пренебрежении ею - главный Грех. Всё прочее же несущественно и суду не подлежит.



            Этой мысли чуть больше лет, чем произведениям Микеланджело, - конец средневековья, канун Возрождения. Интересно, знал ли он её? Мне почему-то думается, что знал.

     Мне кажется, что жест творящего Бога в этой фреске не просто передаёт человеку энергию жизни и энергию творчества. В этом жесте видится и что-то властно указующее. "Для того и даю тебе свою силу, - как бы говорит Творец, - чтобы ты мог при помощи её исполнить то, чего я от тебя жду."