Как мы видим людей 1

Захар Михайлов 2
"Речь идет об известном опыте Фолькельта, показавшего, что паук, реагирующий на муху, попавшую в паутину, правильно и адекватно, когда ситуация сохраняется в целом, теряет эту способность, когда муха вырвана из паутины и положена в гнездо к пауку.
Напомню один из более поздних опытов К. Готтшальда3, который предъявлял испытуемому по нескольку сотен раз отдельные части сложной фигуры и добился того, что испытуемый прочно их заучил; однако если та же самая фигура, много сотен раз показанная испытуемому, предъявлялась в другом сочетании и если это целое было новым для испытуемого, то старая фигура оставалась не узнанной в новом структурном восприятии."

Выготский Л.С.
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Лекция 1*
ВОСПРИЯТИЕ
И ЕГО РАЗВИТИЕ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ




Вроде бы муха для паука не представляет из себя ничего нового. Но в новой непривычной ситуации он уже не может вести себя с ней адекватно, целесообразно.

Обычная муха, оттого, что ее непривычно внесли в жизнь паука, стала для него  иной мухой, дурной мухой, странной мухой, либо вообще не мухой.

Так и человек, воспринятый наблюдателем в ситуации, с точки зрения наблюдателя совершенно для него не обычной, может быть увиден по-новому.

Но дело в том, что представления наблюдателя могут практически перекрыть собой потенциально новое видение, то есть некоторые интересные и значимые для кого-то обстоятельства просто-напросто игнорируются в пользу старого представления.

Такое игнорирование иногда может сказаться на психическом состоянии наблюдателя. Это может произойти в том случае, если новый факт становится очевиднее и очевиднее, но старые представления человека оказываются для него слишком значимыми, а следовательно не доступными к рассмотрению.

Повышенная значимость в организме связана с его представлением о собственном выживании. Пока человек жив, ошибочные представления о выживании - это суть показатель условности выживания вообще.

Так, например, чрезмерно сильная завпечатленность в интеллектуальных структурах ребенка материнской роли в его выживании, делает его менее приспособленным к самостоятельному выживанию в непривычных и суровых условиях.

Здесь большую роль играет исследовательская активность живого существа и анализ ситуации. У человека может стоять внутренний запрет на анализ и пересмотр некоторых сфер его жизни.