Олег Видов Часть 2 Глава 1 Друг мой Колька

Александр Руденский
                * * * * *
               
                ЧАСТЬ ВТОРАЯ – ЖИЗНЬ В КИНО
               
                Глава 1 - Начало (Друг мой Колька)

         Говорят, что любая случайность имеет свою закономерность.
    Вероятно, что и в его жизни случайность была закономерным результатом.

  Однажды в 1960 году в вечернюю школу пришли две женщины из киностудии...   
  Увидев его, они спросили, не хочет ли он сниматься в Кино? И получив более,
       чем положительный ответ, сказали, что на Мосфильме набирают
                школьников для съемки нового фильма.

  На студию он приехал мокрый и запачканный. Увидев его в таком виде,
                режиссер Салтыков спрашивает:

  - « Молодой человек, вы же пришли в храм кино, и в таком виде?»

  На что Олег ему отвечает, что приехал на мотоцикле, а из-за дождя упал
  и испачкался.

  «А вы уже ездите на мотоцикле?» - уважительно сказал тот. И предложил
  что-то прочитать. После прослушивания он сказал, что для главного героя
  фильма Олег уже взрослый, немного староват, а в массовку они его берут. 
  Для понимания этого уточню – на роль главного героя фильма взяли ученика               
  8 класса школе № 201 которому тогда шел 16 год.   

  Во время разговора с режиссером на Олега обратил внимание директор картины
  Г. Пастушков. И он спросил: « А где ты работаешь?» и, услышав ответ Олега,
  предложил: - « У нас есть работа для тебя, но там надо будет много таскать
  разных предметов, реквизит и  всякое прочее. Хотите у нас поработать на
  съемке фильма?» .

  Когда  Олег ответил – «Буду счастлив работать у вас!», тот сказал, что
  обязательно сообщат ему, когда будет начало съемок.

  Вот с этого и началась длинная и долгая дорога Олега Видова по просторам
  киноискусства – киноиндустрии, со всеми ее поворотами, зигзагами удач и
  неудач, с взлетами на вершину и с разными другими обстоятельствами.
 
   Ну а впереди был первый опыт – работа и съемка в фильме «Друг мой Колька».               

            И  сам Олег хорошо запомнил, как это произошло: 
    « Он мне отвечает: «Ты знаешь, Олег, у нас есть столько чего таскать…               
    Ты хочешь у нас поработать во время съемки рабочим?» Я ответил, что это
    было бы счастьем всей моей жизни. И меня взяли. И я, будучи сопровождающим
    из Москвы на автобусе, с камерой ехал через всю Россию, через Украину в
    Крым. Это был конец сентября, начало октября. Было уже холодновато.
    И вдруг – мы переваливаем крымский хребет и попадаем в рай. Я вижу море,
    которое видел только в детстве, но то, Балтийское, было холодным. А мы
    едем вниз, а слева и справа – виноградники, и свисают такие янтарные
    гроздья винограда. Это было для меня счастливое время. Это был реальный
    мир кино. Из Крыма я привез огромную охапку хризантем, в Москве был уже
    снег, принес их соседям, и моей мамочке, и тете Нюте… Вот таким был мой
                первый опыт работы в кино.»      

      Этот фильм был снят по одноименной пьесе Александра Хмелика.
  Главный герой ученик  школы - Колька Снегирев, которому не очень интересны
  занятия в школе. Многим его соученикам тоже. Работа пионерской организации
  показана такой, какой она чаще всего и бывала в школах того времени. Как
  пример в фильме показан пионерский сбор на тему: "Береги минутку".
  По мнению некоторых учеников, брать пример можно только с Льва Толстого,
  потому что он много написал произведений, с круглой отличницы Маши Канарейкиной   
  и с Юлия Цезаря, сравнение с которым старшая пионервожатая признала неудачным.

  Сама пионервожатая к своей работе относиться формально, как к вынужденной
  обязанности, к детям, их судьбам она безучастна, вокруг нее царит атмосфера
  скуки и формализма. Шефы школы – комсомольская организация автобазы направляет
  в эту подшефную школу вожатым своего шофера Сергея Руденко (Анатолий Кузнецов),
  парня простого и честного. Он сразу понимает, что происходит, почему Снегирев
  предпочитает гонять голубей, играть в расшибалочку и курить во дворе.

  Снегирев и другие школьники организовали «подпольную» организацию ТОТР            
  (Тайное Общество Троечников). Их символическая  цель – быть смелыми,
  отважными и мстить зубрилам и выскочкам. Новый вожатый отряда – Сергей
  тем временем организует ремонт подаренного автобазой списанного автомобиля,
  на котором весь класс собирается ехать к морю. Ребята, включая Снегирева,
  потянулись к живому и интересному делу, строят гараж для этого грузовика.
  Узнав о «тайном обществе» в их школе, старшая пионервожатая начинает   
  расследование, и добивается исключения Коли Снегирева из пионеров.

 Кульминацией фильма становиться сцена, когда грабители угоняют отремонтированный
 автомобиль, а Коля Снегирев, рискуя жизнью, вступает с ними в борьбу и помогает
 их арестовать.

       Согласно  сценарию некоторые эпизоды фильма снимались в Крыму.
    Вот именно на этих съемках Олегу и довелось работать в самом начале..   
 
  А главные эпизоды фильма снимались в одной из московских школ в нескольких
  классах, специально арендованных студией для съемок. На время съемок к ребятам
  приставили специальных учителей, которые помогали им готовить домашние задания. 

  Будущего исполнителя главной роли режиссеры увидели на спектакле молодежной
  студии при театре Станиславского, которой руководил Михаил Яншин. В том
  спектакле Саша Кобозев играл пирата. И в этом озорном злодее режиссеры
  рассмотрели будущего Кольку Снегирева. В этой же студии занимались такие
  будущие киноактеры как Никита Михалков, Инна Чурикова, Николай Бурляев. 

  В то время Саша Кобозев носил длинные волосы. Многие советские юноши подражали
  тогда популярной группе «Битлз». Когда его пригласили на съемку в фильме, Саша
  решил немножко привести прическу в порядок, а парикмахер подстригла его под    
  «бокс», стандартную в то время прическу для школьников. 
               
                И Александр Кобозев вспоминал:
  «Салтыков чуть в обморок не упал: «Что ты сделал со своими волосами?!»
  Привели в гримерную, где мне, как могли, завили кончики и подкрасили ресницы.
        Получился такой романтичный, взъерошенный Колька-хулиган.
  За время съемок волосы отросли и к концу фильма приобрели ухоженный вид.»

  Самым сложным для юных актеров оказалась съемка сцены испытания на смелость,
  когда они выбивали мяч на проезжую часть улицы и потом должны были за ним
  бежать между двигающихся машин. Эту сцену снимали на обычной московской улице
  в обычных обстоятельствах движения по ней транспорта. Это было около 1-й
  Градской больницы. Надо было ударить мячом по мчавшейся машине и бежать через
  дорогу за ним. Единственно, что было сделано для безопастности, это то,
  что милиционеры на перекрестках перед этим местом предупреждали водителей, что
  впереди «пионеры фильм снимают и надо быть осторожными. Ребятам было страшно,
  но всё у них получилось. Иногда режиссеры позволяли юным актерам
  импровизировать, снимая дубли некоторых сцен.
 
  В результате такого эксперимента получилась сцена ухода Кольки Снегирева
  со скучного пионерского собрания: 
 
  « Учительница кричит: «Стой!» - я говорю напоследок с усмешкой «пока».
  Этого «пока» в сценарии не было.» - вспоминает Александр. И именно этот
  дубль попал в картину. К сожалению, при монтаже не попала в фильм
  очень трогательная сцена, когда с Кольки сняли галстук и он под песню            
  Булата Окуджавы «Последний троллейбус» садится в троллейбус и едет домой.
  Идет дождь и у Кольки на глазах – слезы:
 
  «Все эти чувства играл по-настоящему. Слезы мои - естественные. Я так старался.» 
  Также в фильм из-за ограничения времени продолжительности не попали и другие
  сцены. Среди них сцены отдыха детей на море, для съемки которых вся съемочная
  группа ездила в Крым.

  Было это в сентябре 1960 года, съемки проходили в Ялте. Именно для съемок
  этих эпизодов и был привлечен Олег Видов, который отправился в Крым в качестве
  рабочего - сопровождающего с аппаратурой и реквизитом. Конечно и само
  путешествие, все увиденное по дороге, и сам Крым произвели на него неизгладимое
  впечатление. Мне это хорошо понятно, потому, что я в те-же 17 лет проделал
  точно такое же путешествие на грузовой машине с оборудованием из Киева на
  Кавказ. И мои впечатления от увиденного были аналогичны впечатлениям Олега. 

  К сожалению, эпизод в котором Олег снимался для этого фильма, когда он едет
  на своём мотоцикле и вручает девушке цветы, тоже не вошел в конечный вариант. 
  Во время съемки этого фильма Олег познакомился и подружился с Савелием Крамаровым.               
  В этом же фильме можно увидеть молодого Никулина и других известных в будущем актеров.
               
  Олегу приходилось делать много разной работы, как рабочему съемочной группы.
  Учитывая, что он был молодой и совсем не пил, его часто привлекали операторы,
  как ассистента. Его называли «не дрожащей рукой». У Олега было хорошее зрение,
  и он очень хорошо чувствовал понораму кадра во время съемки. Приходилось
  ассистировать оператору Виктору Масленникову, переключая фокусное расстояние
  во время съемки.               

  « Виктор Николаевич был потрясающим человеком, кинооператор старой русской
  культуры, кругозор, выучка, эрудиция.» - вспоминал о нем Олег, –
             « Это одно из светлых воспоминаний о том времени ».
   
          Ещё о съемках этого фильма вспоминал Никита Михалков:

   « Первый раз в своей жизни я снялся в массовке. В картине совсем ещё молодых
   Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой Колька». Меня пробовали на роль
   самого Кольки, я не подошёл, и тогда меня взяли в массовку, где я сидел за   
   партой в классе и выполнял указания второго режиссёра, который говорил, когда   
   надо шуметь, когда смеяться или выкрикивать какие-то реплики. И эти съёмки я
   помню довольно смутно. Единственное, что я запомнил на всю жизнь, — это запах
   мосфильмовского павильона и пиротехнического дыма, которым заполнялось всё
   пространство перед камерой, чтобы кадр казался глубже.

                *  *  *
   Фильм вышел на советские экраны 13 мая 1961 года. За один год этот фильм
   посмотрело почти 24 миллиона зрителей. Его часто показывали по всесоюзному
   телевидению и в советских школах.   

   Этот фильм, бывший  дипломной работой учеников Михаила Ромма во ВГИКе,
   Алексея Салтыкова и Александра Митта (Рабинович), стал одной из самых
   популярных кинокартин начала 1960-х годов среди молодежи.

   Камертоном фильма явилась замечательная песня Булата Окуджавы, которая
          звучит в самом начале фильма – «Веселый барабанщик»:

      Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше.
      Только утро замаячит у ворот.
      Ты увидишь, ты увидишь, как веселый барабанщик
      В руки палочки кленовые берет.

      Будет полдень, хлопотливый и гремящий,
      Звон трамваев и людской водоворот,
      Но прислушайся, услышишь, как веселый барабанщик
      С барабаном вдоль по улице идет.

      Будет вечер и кудесник, и обманщик.
      Темнота на мостовые упадет.
      Но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабанщик
      С барабаном вдоль по улице идет.

      Грохот палочек - то ближе он, то дальше.
      Сквозь сумятицу и полночь и туман
      Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик
      Вдоль по улице проносит барабан.

      Как мне жаль, что ты не видишь, как веселый барабанщик
      Вдоль по улице проносит барабан.»

  После выхода фильма на экраны, эта песня стала одной из любимейших песен
  нашего   поколения. Она звучала каждую субботу возле тысяч туристских
                костров по всей стране.    
 
                *  *  *
   Судьба исполнителя главной роли в фильме сложилась своеобразно.               

  Можно сказать, что из двоечника «Кольки» получился хороший педагог,
  но не школьный учитель. После этого фильма Андрей Тарковский пригласил
  его сниматься в фильме «Иваново детство», но Саша отказался прочитав
  сценарий. В дальнейшем он закончил режиссерские курсы и открыл уже свой
  Театр «На ладони». В нем он и встретил свою будущую жену - Людмилу
  Севастьянову. Потом он некоторое время работал на телевидении, но когда
  у него в 1991 году и позже случилось несколько инфарктов, он оставил
  активную деятельность и занялся подготовкой и разработкой разных 
  образовательных программ для учителей. У него двое детей и четверо внуков.
 
  Несмотря на то, что Олег Видов снялся только в одном эпизоде и тот в итоге
  не вошел в фильм, но именно этот фильм стал его стартом, его первым шагом.
  И все мы хорошо знаем, что в любом деле очень важно начать, и что очень не
                легки именно первые шаги.

   Вспоминая те дни, прекрасной осени в Крыму, он напишет стихотворение

      Друг мой Колька:
      Обволакивал лаской               
      Летний ялтинский ветер               
      Мотыльки танцплощадки               
      Тонули в истоме цветов.
      Море теплой волной               
      Нежно гладило вечер.               
      А мне было, всего то               
      Шестнадцать годков.               
            
                * * *

                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ – « ДРУГ МОЙ КОЛЬКА »         
      
        Леонид (Петербург) 31.01.2009 -
   «Прекрасный фильм, смотрел его много раз, всегда с огромным удовольствием.
   Дети, взрослые актеры - все играют отлично. Песни из фильма незабываемы.»

         Волкова Наталья (Красноярск) 14.12.2010 -
   «Для меня это один из любимых фильмов. Я вообще фильмы про школу люблю,
   а Друг мой, Колька - это новый взгляд на проблему школы. Он - продукт
   оттепели, в хорошем смысле слова. Он предтеча таких фильмов о школе,
   как «Мимо окон идут поезда» и «Доживем до понедельника». Фильм ударил по
   косности, равнодушию в школьной жизни. И еще фильм против пионервожатой.
   Такого тогда еще не видели. А еще этот фильм про моих брата и сестру, они -
   ровесники Кольки Снегирева. Я то младше, но хорошо помню, как брат и сестра
   воспринимали этот фильм, как спорили.»

         Ксения  09.07.2012 -
   «Только что посмотрели с дочкой 8 лет этот замечательный фильм. Смотрела               
   с замиранием дыхания, в сцене, когда с Кольки снимают галстук, дочь
   расплакалась, а в конце бросилась меня обнимать. Вот что такое Великая
   Сила Искусства! Дорогие и родные советские артисты, спасибо Вам за то,
   что у нас, в нашем детстве были такие фильмы. Желаю Вам долгих счастливых
   лет жизни. Может, кто-то и забыл, но мы помним.»

          И вот еще один отзыв -
   «Хорошая, свежая, как летний дождь, картина, великолепно передает дух
   времени, точно обрисована школьная обстановка, затхлость, бестактность
   пионерских вожаков, прекрасно играют актеры. Запомнились сцены с вручением
   Кольке ботинок от лица родительского комитета, исключение Снегирева из
   пионеров на совете дружины» 
                *  *  *

             ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ « ДРУГ МОЙ, КОЛЬКА »
          Полнометражный художественный фильм о школьниках
             по одноименной пьесе Александра Хмелика.

      Фильм был дипломной работой выпускников ВГИКа режиссеров:               
                Александра Митты, Алексея Салтыкова               

   Художественный руководитель курса - Александр Птушко.               
   Руководитель мастерской - Михаил Ромм.
   Сценаристы фильма:  Сергей Ермолинский, Александр Хмелик               
   Оператор-постановщик - Виктор Масленников               
   Второй оператор - Л. Гимпельсон               
   Композитор - Лев Шварц               
   Художник-постановщик - Александр Жаренов               
   Автор песен - Булат Окуджава               
   Исполнение музыки - Оркестр Управления по производству фильмов               
   Дирижер оркестра - Э. Хачатурян               
   Звукорежиссер - Василий Костельцев               
   Монтаж - В. Косарева               
   Художник по костюмам - Людмила Харко               
   Художник по гриму - Л. Савенкова               
   Редактор - Л. Голубкина               
   Комбинированные съемки:               
   оператор - Н. Ренков               
 
        В фильме снимались актеры:
  Александр Кобозев - Колька Снегирев;               
  Анна Родионова - Маша Канарейкина;               
  Алексей Борзунов - председатель совета отряда Юра Устинов;               
  Виктор Онучак - Федя Дранкин;               
  Татьяна Кузнецова - Клава Огородникова;               
  Анатолий Кузнецов - водитель автобазы Сергей Руденко, отрядный пионервожатый,               
  Антонина Дмитриева - старшая пионервожатая Иванова Лидия Михайловна,               
  Виталий Ованесов - председатель совета дружины Валерий Новиков               
  Савелий Крамаров, - хулиган Пимен - Вовка Пименов,               
  Борис Новиков - Кузя, Кузьма Михалыч, секретарь комсомольской организации,               
  Людмила Чернышёва, - Новикова Нина Александровна председатель родительского    
                комитета, в титрах- Л.Чернышова,               
  Игорь Косухин - хулиган Исаев,               
  Светлана Харитонова - учительница Евгения Петровна,               
  Юрий Никулин - шофер автобазы Вася,               
  Евгений Тетерин - директор школы Фёдор Фёдорович,               
  Анатолий Елисеев - уголовник "Абажур",               
  Татьяна Ухарова - эпизод,               
  Иван Косых - водитель автобазы с шахматами,               
  А. Петров (II) - водитель автобазы Гордеев,               
  Александр Лебедев - отрядный пионервожатый из 23-й школы,               
  Борис Битюков - учитель член педсовета,               
  Александра Данилова - диспетчер автобазы  Зиночка - учитель                      
  Валерий Рыжаков – школьник                               
  Директор фильма - Г. Пастушков               
  Производство  «Мосфильм» Творческое объединение детских фильмов.               
  Фильм черно-белый, звук - моно, на русском языке.               
  Кинопленка 35 мм.               
  Продолжительность фильма 88 минут.               
  Премьера фильма состоялась 13 мая 1961 года в Москве.               
  В 1961 году  фильм посмотрело  23 миллиона 800 тысяч зрителей.               
  В прокате 1961 г. фильм занял 19 место .
      
                *  *  *               
   После окончания съемок Олег устроился работать осветителем на Студию
   документальных фильмов.

  « Я устроился на студию научно - популярных фильмов, потому что на
  «Мосфильм» еще не брали, мне еще не было 18-ти лет. Устроился работать
  осветителем. Там были съемки каких-то биологических полей, заводов,
  Пушкинского музея… И это тоже вдохнуло в меня своё разнообразие мира.».

                Но там он проработал не долго
           и ушел на строительство Останкинской теле-башни.

  « Об этой стройке услышал от соседей в Томилино. Меня взяли слесарем-электриком
  по обогреву бетона. Сказалось то, что до этого я работал осветителем. И было
  это тоже прекрасно. Мы строили эту огромную башню. Я думал, если я не попаду в
  кино, так хоть выстрою телевидение, и может, здесь окажется моя судьба.»
 
  Но и эта работа не оказалась его судьбой. Уже наступил 1961 год
           и на экраны вышел фильм « Друг мой Колька »,
           к которому он имел непосредственное отношение.      
               
          Восемнадцать.
          Лечу и падаю,               
          и вновь взлетаю,               
          остроту ощущений               
          в себе открываю:

          Поцелуев, прощаний               
          Пониманий, незнаний,               
          не умений, страданий,               
          неуёмных мечтаний.
          Всё до боли, до грани               
          Сумасшедшего сна.               
          Просыпаюсь.               
          Я ранен.               
          Восемнадцать.               
          Весна.

   Да это было очень важно, самое главное в тот момент, что ему исполняется
        18 лет и он с этого момента начинает реально думать о кино.

                *  *  *
                СОБЫТИЯ В МИРЕ
         
        СРЕДИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОКАТА БЫЛИ:

  « В прошлом году в Мариенбаде », Франция (реж. Ален Рене)
  « Вестсайлская история  США (реж. Джером Роббинс и Роберт Уайз)
  « Виридиана », Испания (реж. Луис Буньюэль)
  « Вкус мёда », Великобритания (реж. Тони Ричардсон)
  « Женщина есть женщина », Франция-Италия (реж.Жан-Люк Годар)
  « Завтрак у Тиффани », США (реж. Блейк Эдвардс)
  « Колодец и маятник », США (реж. Роджер Корман)
  « Мать Иоанна от ангелов », Польша (реж. Ежи Кавалерович)
  « Месть Марсельца », Франция-Италия (реж. Жан Бекер)
  « Неприкаянные », США (реж. Джон Хьюстон)
  « Ночь », Италия (реж. Микеланджело Антониони)
  « Нюрнбергский процесс », США (реж. Стэнли Крамер)
  « Один, два, три»/One, two, three, США (реж. Билли Уайлдер)
  « Одноглазые валеты»/One-Eyed Jacks, США (реж. Марлон Брандо)
  « Проклятие оборотня », Великобритания (реж. Теренс Фишер)
  « Пушки острова Навароне », США-Великобритания (реж. Джей Ли Томпсон)
  « Развод по-итальянски », Италия (реж. Пьетро Джерми)
  « Сквозь тусклое стекло », Швеция (реж. Ингмар Бергман)
  « Телохранитель », Япония (реж. Акира Куросава)

                *  *  *
     СРЕДИ  СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ ВЫШЕДШИЕ В ПРОКАТ В 1961 ГОДУ БЫЛИ:

  « А если это любовь? », (реж. Юлий Райзман)               
  « Алые паруса », (реж. Александр Птушко)               
  « Алёнка », (реж. Борис Барнет)               
  « Битва в пути », (реж. Владимир Басов)               
  «В начале века », (реж. Анатолий Рыбаков)               
  « Вечера на хуторе близ Диканьки », (реж. Александр Роу)               
  « Водил поезда машинист », (реж. Виктор Жилин)               
  « Две жизни », (реж. Леонид Луков)               
  « Девчата », (реж. Юрий Чулюкин)               
  « Девять дней одного года », (реж. Михаил Ромм)               
  « Друг мой, Колька!», (реж. Алексей Салтыков и Александр Митта)
  « Евдокия », (реж. Татьяна Лиознова)               
  « Как создавался Робинзон », (реж. Эльдар Рязанов)               
  « Карьера Димы Горина », (реж. Фрунзе Довлатян и Лев Мирский)               
  « Когда деревья были большими », (реж. Лев Кулиджанов)               
  « Командировка », (реж. Юрий Егоров)               
  « Любушка », (реж. Владимир Каплуновский)               
  « Мир входящему », (реж. Александр Алов и Владимир Наумов)               
  « Пёс Барбос и необычный кросс », (реж. Леонид Гайдай)               
  « Полосатый рейс », (реж. Владимир Фетин)               
  « Приключения Кроша », (реж. Генрих Оганесян)               
  « Самогонщики », (реж. Леонид Гайдай)               
  « Суд сумасшедших », (реж. Григорий Рошаль)               
  « Украинская рапсодия », (реж. Сергей Параджанов)               
  « Укрощение строптивой », (реж. Сергей Колосов)               
  « Человек-амфибия », (реж. Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв)
  « Человек идёт за Солнцем », (реж. Михаил Калик)               
  « Человек ниоткуда », (реж. Эльдар Рязанов)               
  « Чистое небо », (реж. Григорий Чухрай      

                ЛИДЕРЫ ПРОКАТА В СССР
  1 - «Полосатый рейс», (режиссёр Владимир Фетин) - 45 800 000 зрителей.               
  2 - «Чистое небо», (режиссёр Григорий Чухрай) - 41 300 000 зрителей               
  3 - «Две жизни», (режиссёр Леонид Луков) - 41 300 000 + 38 200 000 зрителей.               
  4 - «Осторожно, бабушка!», (режиссёр Надежда Кошеверова) - 40 300 000 зрителей.               
  5 - «Балтийское небо», (режиссёр Владимир Венгеров) - 38 600 000 зрителей.               
  6 - «Битва в пути», (режиссёр Владимир Басов) - 38 300 000 зрителей

                НАГРАДЫ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ:
                Kаннский кинофестиваль -               
  «Столь долгое отсутствие» — режиссёр Анри Кольпи (Золотая пальмовая ветвь)               
  «Виридиана» - режиссёр Луис Бунюэль (Золотая пальмовая ветвь)

                Московский кинофестиваль -               
  «Чистое небо» — режиссёр Григорий Чухрай. (Золотой приз)

                ОСКАР (СШВА)-               
  «Вестсайдская история» — киноверсия бродвейского мюзикла Леонарда Бернстайна. (10 номинаций)
                * * * 
               
                ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ
   
               Одна тысяча девятьсот шестьдесят первый год               
               - невисокосный, начинающийся в воскресенье.

          В 1961 году 17 африканских государств обрели независимость,
                поэтому год получил название «Год Африки».

  1 января - В СССР произошла десятикратная деноминация денег. Появились
      новые купюры. Все цены были уменьшены соответственно в десять раз.   

   - В Великобритании была ликвидирована денежная единица «фартинг»,
               находящаяся в обращении с XIII века.
    

         20 января - В СШАпроизошла инагурация Джона Кеннеди,
         сменившего на посту президента США Дуайта Эйзенхауэра.               

         15 февраля - Произошла авиакатострофа под Брюселем, погибли
          72 человек, в том числе сборная США по фигурному катанию,
    летевшая начемпионат мира в Прагу. Чемпионат мира 1961 года был отменён.

         13 марта - В Киеве на територии пайона Куреневка произошла трагедия            
                - прорыв дамбы в Бабьем Яру.
               
         3 апреля - Родился Эдди Мёрфи, американский комедийный актёр.

        12 апреля - Первый полёт человека в космос, совершенный
        Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток».
               
               
        13 мая - Ушел из жизни Гэри Купер, американский актёр, сыгравший
        в сотне фильмов, выигравший два «Оскара» за лучшую мужскую роль и
          почётный «Оскар» за общий вклад в развитие американского кино.               

         2 июля - Ушел из жизни  Эрнест Хемингуэй, американский писатель,
          лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года (р. 1899).

        13 августа - Начало строительства Берлинской стены протяжённостью               
              155 км, которая стала символом железного занавеса.               

        1—6 сентября - в Белграде (Югославия) прошла первая конференция
         Движения неприсоединения, на которой были представлены 25 стран
                Азии, Африки и Латинской Америки.

      - В Москве открылся XXII съезд КПСС в новом  Кремлёвском  дворце съездов,
        в котором в будущем будут проходить все заседания съездов КПСС и другие
        общегосударственные мероприятия, Съезды ВЛКСМ, и Творческих Союзов, и в
                том числе Союза Кинематографистов..

       31 октября - принятие III Программы КПСС, начало «эпохи развёрнутого   
       строительства коммунизма». По решению XXII сезда КПСС тело И. В. Сталина 
             вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлевской стены.
 
         8 ноября - Вышел в ТВ-эфир первый выпуск программы КВН.               

        10 ноября – Город Сталинград был переименован в Волгоград
   

                * * * * *