Интервью с Алексеем Дудкиным

Малахитовая Шкатулка
Сегодня мы беседуем с писателем Алексеем Дудкиным,
старейшим членом городского литературного объединения «Старт», автором книг: «Возрождение»(1995г), «Будет снова весна»(2012г), «Избранное»(2007г), «Другая жизнь»(2014г).
-Когда Вы в первый раз пришли в литобъединение?
 В 1965 году я пришел в городское литобъединение «Старт» , существовавшее при газете « Коммунистический  призыв»  под руководством Шадрина Юрия Николаевича. Талантливые рубцовские поэты  Анатолий Прохода и Иван Селюков – первые сотоварищи по творческому цеху.
После трагической смерти Юрия Шадрина в очень молодом возрасте, руководителем «Старта» стал Леонид Ершов. Несколько лет он работал  редактором заводской газеты «Боевой темп». Название это осталось от военных лет и не менялось до последнего номера. С Леонидом Ершовым у меня сложились хорошие отношения, я часто заходил к нему, Ершов никогда не отказывал в публикации.
-Когда была Ваша первая публикация?
-Мой первый рассказ  «Марусино письмо» был опубликован сначала в газете «Боевой темп», позже я передал его  в «Коммунистический призыв»,  и этот рассказ был напечатан в городской газете в 1978 году.
-Как Вы учились писательскому мастерству?
-Я посещал зональные семинары молодых литераторов. Один такой семинар проходил в 1978 году. Семинар работал по секциям – поэтов и прозаиков. Секцию поэтов возглавлял поэт Николай Черкасов, прозаиков – писатели Виктор Попов и Евгений Гущин. По результатам семинара мои произведения  (вместе с произведениями Анатолия Проходы, Николая Трегубова, Василия Корнеенко, Елены Жахаловой, Татьяны Хохловой, Анатолия Пронина, Надежды Грищук,  Ларисы Галкиной, Евгения Вольных, Владимира Смирнова, Тамары Киселёвой )  были рекомендованы к печати в третий номер альманаха «Алтай» за 1979 год.
-Кого ещё из руководителей «Старта» прежних лет Вы помните?
-После того, как Леонид Ершов уехал в Барнаул, где он стал редактором краевого издательства, руководителями объединения  «Старт» были:  Анатолий Прохода, Юрий Плотников, член союза писателей СССР, Анатолий  Авдошенко.
С 1987 года «Стартом» руководил Петр Тимофеевич Какоткин, человек , очень хорошо знавший и любивший литературу, критичный, эрудированный   и тактичный, однокурсник известного алтайского поэта Владимира Башунова.
-Расскажите что-нибудь про литературные семинары?
- В    80-е годы я посещал литературные семинары для начинающих авторов в Барнауле. В семинарах работали секции прозы и поэзии, которыми руководили члены союза писателей СССР.
Секцией прозы  - В.Сукачёв, Лев Квин, Виктор Попов, Евгений Гущин. Секцией поэзии – Игорь Пантюхов, Николай Черкасов, Геннадий Панов, Владимир Башунов.
Авторам присылали приглашения приехать на семинар в город Барнаул, где оценивалась серьёзность литературной работы,  авторы заранее посылали рукописи в краевую писательскую организацию для обсуждения . На некоторые семинарах был кто-нибудь из Москвы, например,  Карпеко, Смоляков. 
Кроме того,  Владимир Башунов и Леонид Ершов приезжали в Рубцовск на литературные заседания как старшие профессиональные писатели. А рубцовские поэты и писатели поддерживали контакты с барнаульской студией «Родник», руководил ею Николай Черкасов. Он тоже приезжал в Рубцовск, выбирал для публикации понравившиеся ему стихи. У меня сохранилась публикация 1984 года, где мы вместе: Валерий Котеленец, Юрий Огнев,  Любовь Власова, Галина Пономарёва, Валентина Новичихина, Людмила Лобанова и ваш покорный слуга.
- Чем Вам запомнились годы «перестройки»? Расскажите.
-В годы политики Михаила Горбачёва, так называемой «перестройки» , по ре-зультатам краевого литературного  семинара Лев Квин и Виктор Попов реко-мендовали мои рассказы  для публикации в альманахе «Алтай». Но  журнал перестал выходить.
 В 1990-м году   в Алтайском книжном издательстве готовился к печати сборник  моих рассказов . Но в связи с реорганизацией книгоиздательского дела сборник откладывался из года в год, был отнесён в разряд убыточных и не издан. Из издательства мне прислали ответ:
« Написанное Вами достойно опубликования и намечалось к включению в сборник молодых авторов. Один из сборников (его редактором является Н.Балакирева) мы планировали издать в 1991г, и в опубликованном плане издательства на этот год Вы сможете обнаружить соответствующую позицию. – другой в 1992г. (его редактором был бы Соколов В., автор настоящего письма). Но наши планы поставлены под сомнение осуществляемой в стране реорганизации книгоиздательского дела…
Следовательно, если в стране не будет принято никаких решений по поддержанию убыточной литературы, мы вынуждены будем кардинально перерабатывать план в сторону увеличения в нём прибыльных изданий. Ваши рассказы к таковым отнести никак нельзя… Тем не менее мы всё ещё питаем надежды, - которые вполне могут оказаться иллюзиями, - что что-то произойдёт. И местной литературе – а в разряд убыточных попадают большинство наших местных авторов, в частности все поэты – не дадут погибнуть.»
-Когда вышла Ваша первая книга?
-В 1995 году я написал просьбу директору АТЗ Артуру Александровичу Дер-флеру,  и тот оказал помощь в издании книги стихов и рассказов «Возвраще-ние».  Это была одна из первых книг, изданная в Рубцовске по инициативе ав-тора и благодаря спонсорской помощи.
-Вы вели какую-нибудь деятельность в рамках литературного объединения?
-Я был уполномоченным Алтайского краевого бюро пропаганды художественной литературы. Заключал договора  с организациями, предприятиями, учебными заведениями на проведение творческих встреч с писателями края. Организовал встречу с Александром Родионовым в школах Рубцовска  №14 и №9 в 1990 году.
-Я знаю, что Вы уезжали из Рубцовска. Куда?
-В начале 1996 г я переехал в Новоегорьевское, где посещал литературный клуб  «Воскресенье» под руководством Сергея Шабанова, редактора районной газеты «Колос». С 1997 года стал печататься в этой газете. В селе были талантливые литераторы: Николай Мартынов ,  Виктор Ситников,  Ольга Барсукова и Владимир Марченко, выпускник литинститута им.Горького.
В  журнале «Алей»(2000г) под редакцией Марченко были напечатаны  мои стихи и рассказы, миниатюры,  юморески. К юбилею Александра Сергеевича Пушкина  выходил журнал «На рубеже веков» (редактор Сергей Шабанов), в нём была публикация. В  Новоегорьевском в 2007г  благодаря содействию   Владимира Марченко я выпустил книгу стихов и прозы «Избранное», в неё вошли стихотворения, повести, философские размышления в форме сказок и притчей, рассказы разных лет.
-Я знаю, что у Вас есть ещё книги. Какие?
В 2012году в фирме «Выбор» (город Рубцовск) благодаря инициативе и помощи Сергея Медведева я выпустил книгу стихов «Будет снова весна».
В 2014 году - «Другая жизнь». В неё включены рассказы разных лет, короткие притчи и сказки. Эта книга в какой-то мере подытоживает, обобщает всё пережитое и передуманное мною об издавна знакомом мне мире деревни, городских жителях, современных проблемах общества и морали.
-Я читала Вашу книгу «Другая жизнь». Многие из Ваших  рассказов дают рельефное представление о шестидесятых, семидесятых – девяностых годах, временах, которые хорошо Вам знакомы . Ваши герои –люди труда, черты характера и поступки которых послужили материалом для писателя , для исследования жизненных закономерностей, описания нравственного мира человека.
А Вы любите своих героев?
-Люблю всех, пока пишу и живу с ними, а потом они как бы уходят в свою жизнь, и  не люблю к ним возвращаться. Редко перечитываю, потому что все-гда кажется, что нужно было написать по-другому. Некоторых героев, осо-бенно женщин, люблю до сих пор, например, Ольга «Пять дней в июне»…….
-Какой из созданных Вами образов самый любимый?
-Героиня «Лирического отступления» - Валентина.
-Мы знаем, что профессия писателя требует подлинного горения, полной от-дачи душевных сил. Расскажите, как Вы работаете над рассказами.
- Работаю я так. Сначала записываю пришедшие на ум мысли для рассказа, диалоги, встречи. Потом собираю эти отрывки в рассказ, что необходимо до-писываю. Много мыслей так и остаются нереализованными,  где-то живут в записях, так и не попавшие в рассказы.
 -Плох тот писатель, у которого нет фантазии. А есть ли прототипы у Вас?
-Да, конечно. Рассказ «Исповедь Насти Булавиной». Был такой случай. Хоро-нили брата моей жены. Из морга привезли труп совсем другого мужчины. Конечно, это случайность. Но в моих мозгах заиграла много раз сказанная мысль, что случайного ничего не бывает, что всё предопределено. Из этого случая и этой неотвязной мысли и родился рассказ.
Многие мои рассказы писались своеобразно. Например, «Расплата».
 Я много читал о репрессиях. В Кемерово на одной площадке у нас жила семья репрессированных, отец у них был в лагерях. Была у них девушка Лариса. На втором этаже жил парень, которого забрали в армию, и он попал в охранники. И я вспомнил этот случай. Приписал им любовь и всё остальное.
-Как Вы впервые почувствовали, что будете писать?
-По-моему, это у всех начинается одинаково. Что-то такое зашевелится внутри, что нужно обязательно выложить на бумагу. Вот это что-то и есть вдохновение. И если оно однажды родилось, это навсегда. Только приходит оно редко, бывает не вовремя. А что из этого получится, зависит уже от меры таланта, а мера эта от самой малой до самой великой, и у каждого из нас она своя. И кто хочет хоть чего-то достигнуть, обязан много читать разнообразной литературы. Как говорил Бунин, даже телефонные книги. Потому что во всём человеческая жизнь, а она для писателя главное. В детстве нам казалось ерундой: кругозор, эрудиция, знания. Но когда, будучи взрослым, начинаешь заниматься чем-то серьёзным, сразу осознаёшь, что мало знаешь.
-Над чем бы хотелось поработать в будущем?
-Что такое будущее? Это твоя не прожитая жизнь. А если её всё меньше, то и будущего… Конечно есть над чем поработать, но есть замечательное выра-жение: «Если хочешь рассмешить бога, поделись с ним своими планами». Поэтому я ничего не загадываю наперёд. Да и азарта в написании чего-либо всё меньше и меньше. А заставлять себя этим заниматься я не могу. Получа-ется что-то бездушное, холодное. Это журналистам нужно писать обязательно, им нужно выдать определённое количество строк в каждый номер газеты.
Планов, конечно, может быть «громадьё». Но почему-то с возрастом писатели обращаются к мемуарам? Потому что вдохновения уже всё меньше и меньше, а жизненный опыт и желание поделиться им всё больше. А о жизни своей можно писать и без вдохновения, только правдиво. Со стихами проще. Иногда строчки приходят спонтанно. А пришла строчка, к ней можно домыслить и другие. Отличительная черта старости – это желание, а порой просто необходимость сказать, что так, а что нужно сделать по-другому. Опыт боль-шое дело.
-Ваши любимые писатели?
-Андрей Платонов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин. Люблю перечитывать прозу Пушкина.
-Любите ли вы кино? Любимые артисты, режиссёры, музыканты?
-Мальчишкой очень любил военные фильмы. Была великая эйфория победы и патриотизма. Мои любимые артисты: Иннокентий  Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Олег Даль и многие другие, их много хороших. Режиссёры: Эльдар Рязанов, Бондарчук старший. Из певцов мне нравится Муслим Магомаев. Люблю романсы русские, цыганские в исполнении Николая Сличенко.
-Ваше любимое изречение:
-Не выпендривайся.  Будь самим собой.
-Ваша мечта?
-Вопрос уже, кажется не по адресу. О чём сейчас можно мечтать? Они не могут простираться дальше одного, двух лет. А это уже не мечты, а необходимые дела для семьи, внуков. Не то, что я должен для них делать что-то мате-риальное. Только сейчас понимаешь, что значит для детей и внуков наша любовь. Она независимо откладывается у них в подсознании и поэтому ни в коем случае нельзя бить детей. Злость никогда никому не приносит пользы.
-Как Вы отдыхаете? Чем увлекаетесь в свободное время?
-Читаю. Пишу. Смотрю телевизор. Сейчас много интересных программ.
Отдых у человека, когда он спит. А остальное время он что-нибудь делает. Нельзя же сесть, сложа руки, и сидеть. От этого больше устанешь, да и вредно. Зимой у меня болят коленки, от того, что мало двигаюсь. Летом езжу на дачу.

Яна Никишина.