Особенности украинского национализма

Василий Мишаков
Начну с мифа о названии.
Многие украинцы, да впрочем, и  россияне тоже  полагают,  что название государства Украина  пошло когда-то от русского слова «окраина». По одноимённому названию, якобы,  пограничных  с Россией необжитых правобережных  Днепровских земель. Да, к тому же слова «украина» и «окраина» как в русском, так и в украинском  языках, очень созвучны. Но только на одном этом созвучии слов  всё   сходство  и заканчивается.
Несмотря на всю правдоподобность выдуманной самими же украинцами обижающую их историю о, якобы, русском происхождении названия их страны, главный упор  в которой  делается на  имперское  и пренебрежительное отношение к их стране со стороны России,  истина заключается в том, что Россия, при всём своём желании, не могла бы явиться инициатором такого названия по совершенно объективным и независящим от неё причинам.  И на них я хотел бы  остановиться отдельно.   
Ещё со школьной скамьи всем детям советского времени, при изучении истории России говорили о том, что Запорожские (они же украинские) казаки только тем и занимались, что защищали южные границы русских земель от набегов, сначала Половцев, Хазар и Печенегов, а позднее и крымских татар. Но вот в истории настоящей (а не школьной) с российской окраиной, с запорожскими казаками, и самой Запорожской  Сечью - всё оказалось, ну просто  совсем по другому.
Дело всё в том, что начиная с 1321 года, и до 1533 года (а это более двух веков)территории русского Волынско-Галицкого княжества находились под властью Литвы. И всё это время, вплоть до 1552-1553 годов, с которых берут своё начало и Запорожская Сечь, и украинские казаки, Россия своими  южными границами ни с излучиной Днепра, ни с островом Малая Хортица (а именно там и создавалась первая Запорожская Сечь) не граничила.  И карта границ Руси ХIV века представленная выше является тому  подтверждением.
     На карте отчётливо видно, что земли левее изгиба  Днепра, принадлежат  Великому Княжеству Литовскому, а правее – они тоже не Российские, а Большой (или Золотой) Орды, а земли южнее Днепра до Азовского моря принадлежали Крымскому Ханству. И никакой общей границы у России с Литовским княжеством в низовье Днепра - нет. И земель запорожских вокруг и по руслу Днепра на тот период у России не было. То были земли Литовские, Золотой Орды и южнее - Крымского Ханства.
 И значит, сражаясь на Днепре с Ордой или Крымским Ханством, запорожские казаки,   при всём своём желании, ну никак не смогли бы защитить южные земли Руси. 
 Так чьи же земли тогда  охраняли Запорожские казаки?
Ответ очевиден: в то время крепость Малая Хортица, что  в низовье  Днепра, и которую основал Дмитрий (Байда) Вишневецкий  могла охранять  от врагов турецких только южные  окраины Великого Литовского княжества, а позднее и Речи Посполитой.
Это подтверждает и Самуил Грондский, польский автор истории восстания Богдана Хмельницкого (около 1660 г.). Вот, что он писал о названии тех земель, на которых произошло восстание днепровских казаков: «Латинское margo (граница, рубеж) по-польски kraj, отсюда Украина — приграничная область, расположенная у восточного края (границы) польского королевства». Постепенно название это закрепляется за Средним Приднепровьем (Южной Киевщиной и Брацлавщиной) — территорией, контролировавшейся запорожскими казаками. Так же и жителей этой территории стали называть украинцами, окраинными людьми или людьми у края границы. Кстати, именно географическую, а вовсе не этническую привязку этого понятия демонстрирует и тот факт, что наряду с казаками, украинцами называли в том числе и служилую польскую шляхту, расквартированную на тех же, что и казаки, окраинных  территориях.
Позднее, с расширением польской границы в сторону земель отвоёванных у "Золотой Орды", название территории «украина-окраина» распространилось и на регионы выходящие за пределы первоначальной приднепровской территории.
  Запорожье, или днепровье, территориально  вплоть до 1654 года (год присоединения Украины к России) –  не являлась окраиной России.  Кроме того, что Киев был раньше Столицей Киевской Руси, её днепровские земли соответственно были не окраиной, а практически центром её земель. Это после татаро-монгольского нашествия на Русь, а позднее, после завоевания запорожья Литовским Княжеством, у Руси земель по Днепру и в районе Запорожья почти на два с лишним века не стало.  Поэтому  истоки своих обид, а так же и авторство происхождения своего названия «украина-окраина» украинским националистам следует искать не в России, а совсем в другом месте, точнее, в том государстве, где и зарождалось их национальное украинское (запорожское) казачество, а именно: в Речи Посполитой.
Итак, с одним мифом разобрались.
Ну, а теперь небольшая история  о судьбе национального "украинского" героя Запорожской   Сечи.
На Украине считают, что именно с легендарной  Запорожской  Сечи на острове Малая Хортица, и Запорожских казаков началась украинская нация и национально-освободительная борьба днепровских казаков за государство Украина.
Именно она (Запорожская Сечь) и её основатель, Дмитрий Вишневецкий,  являют собой  и гордость, и славу украинского народа! 
Украинские национал-патриоты искренне верят в то, что  Дмитрий Вишневецкий  по прозвищу Байда, был их земляком-запорожцем. И, что свой замок с крепостью на острове Малая Хортица он построил, исключительно, по причине своего внезапного прозрения и осознания себя украинцем, а так же  неистребимого стремления добыть свободу и независимость Галицко-Волынскому княжеству ( т.е. Украине).               
И  видимо, по этой причине  именем князя Вишневецкого названы улицы в украинских городах Тернополь, Черкассы и Коломыя, поставлены памятники в городе  Запорожье и  на острове Хортица, выпущена в 1997 году почтовая  марка  Украины, и даже отчеканена памятная монета.   
На самом же деле князь Вишневецкий происходил не из казачьего, а из литовского  княжеского рода, основателем которого был великий князь Ольгерд  Гедеминович. Вплоть до 1553 года он находился на службе у польского короля и занимал пост старосты в Каневе. А полное наименование его должности: "староста Черкасский и Каневский", и в его ведении находились вольные казаки, жившие в среднем течении Днепра вокруг города Черкассы, привлекаемые на службу, как военные наёмники. 
 Историк и археолог Дмитрий Яворницкий (1855 - 1940), называя его замок  Хортицкой Сечью уточняет, что «строился он недалеко от пастбищ Крымского ханства, располагавшихся в пойме реки Конка». То есть, с явной целью его использования, как форпоста и опорного  пункта для защиты Великого княжества Литовского от крымских татар. Думаю, что литовцы должны быть крайне благодарны украинцам за такое бережное отношение к сохранению памяти об их легендарном земляке и о их некогда обширном государстве, занимающем значительную часть (нынешней) территории Украины.  И в чём тут смысл именно украинского патриотизма, понять  совершенно невозможно.   
 Тем более, что и сам то  Вишневецкий литовско-польской родиной своей никогда не дорожил. А об украинской, даже и не мечтал вовсе. Можно смело сказать, что никакой родины у него, вообще-то и не было.  Почему? Потому что, как свидетельствует история, легко предать он мог родину любую.
 Так, например,  сбежав со службы в 1556 г. от польского Короля, Дмитрий Вишневецкий со своими казаками присоединяется к крупной операции московского войска, возглавляемого дьяком Матвеем Ржевским, против Крымского ханства.
Согласно Никоновской летописи в Москве был решен вопрос о походе на турецко-татарские земли в марте 1556 года. Перед этим была достигнута письменная договоренность о совместных действиях с Вишневецким. Русские войска под предводительством дьяка Матвея Ржевского спустились на челнах по Пселу к Днепру, где соединились с казаками Вишневецкого. Это не вызвало никакого противодействия Польши, так как правобережная Украина, где протекает Псел, не контролировалась Польшей. В результате совместного похода на юг были разорены земли турецкого султана возле Очакова. Это вызвало возмущение в Стамбуле. Султан потребовал от польского короля, чтобы тот усмирил Вишневецкого. Польская корона в ответ перевела стрелки на Москву. И Султан смиренно промолчал, не пожелав ссориться ни с Литвой, ни с Россией.
Вишневецкий расценил это, как слабость османов и ободрённый таким ответом, решив снискать себе лавры победителя, организовал повторный,  уже самостоятельный поход. И выступил на Очаков с казачьим войском без чьего либо разрешения  и поддержки. Результатом его глупой и наглой выходки стали ответные действий уже объединённых татарских и крымских войск. Городок Вишневецкого на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и полностью разрушен. Вишневецкий, не получив (и надо заметить, совершенно справедливо) помощи со стороны  Польского короля, глубоко обидевшись, в 1556 году начинает переговоры о переходе на службу к русскому царю Ивану IV (Грозному).  И царь посылает грамоту и деньги Вишневецкому, о чём и сохранилась запись в документах. «В сентябре 1556 г. бил челом Михаил Ескович (атаман Вишневецкого), чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить, а от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Кортицком острову город поставил против Конских вод у Крымских кочовищ. И царь и великий князь послал к Вишневецкому детей боярских Ондрея Щепотова да Нечая Ртищева да того же Михайла с опасною(тайною) грамотою и из жалованьем». В 1556 году 16 октября в Москву приехали Андрей Щепотов и Нечай Ртищев с атаманом Еськовичем и передали: «А приказал князь Дмитрей, что он холоп царя и великого князя и правду на том дал, что ему ехати ко государю, а пошел воевати крымских улусов, и под Ислам-Кирмен, служачи царю и великому князю». После этого Вишевецкий взял Ислам-Кирмень, о чем пишет русский посол Федор Загряжской в своем донесении в декабре 1556 года: «сее осени о Покрове Вишневецкой князь Дмитрей взял Ислам Кирмень и людей побил и пушки вывез к себе на Днепр во свой город».   
И так, в ноябре 1557 года после того, как на деньги Ивана IV была заново отстроена  Хортицкая крепость, Вишневецкий со своими казаками окончательно переходит  на службу к Русскому царю и в Москве: «целовал государю крест, что ему служить царю и великому князю во веки». 
Ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. В ответ Иван Грозный ожидал от Вишневецкого верной службы и активной борьбы с турецко-татарской угрозой. И уже вначале 1558 года посылает его вместе с 5000-м  стрелецким войском и казаками на юг  к Перекопу. Однако получает от Вишневецкого донесение, что «крымцев там не встретил». Потом без приказа царя он движется на Тованский перевоз и возвращается на Хортицу, и там дождавшись  дьяка Матвея Ржевского вместе с ним отправляется на Ислам-Кермень и к Перекопу, но татар опять не встречает. Это вызвало подозрения у Ивана Грозного, жалование он выслал, но вместе с ним послал к нему детей боярских управлять казаками, а Вишневецкому приказал приехать в Москву. После этого Иван Грозный отправляет в 1559 году Вишневецкого под Азов. Возле Азова на речке Яйдаре Вишевецкий побил крымцев и прислал в Москву 14 пленных. В то же время посланный вместо Вишневецкого на крымские улусы Даниил Адашев, совершив удачное нападение на Очаков, захватил  два турецких корабля, богатую добычу и вернулся  без потерь на Монастырский остров.  В сентябре 1560 года Вишневецкий возвращается с Дона в Москву, а уже в апреле 1562 года отправлен царём в низовья Днепра «недружбу делати царю крымскому и королю Литовскому». 
В то же время, Ивану Грозному начали доносить, что отдельные бояре и князья имеют некие тайные отношения с польским королем, и что через них осуществляется влияние на московский двор и стремление бояр воевать не с Польшей и Литвой, а с Крымом и турецким султаном. Конечно же это было выгоднее Польше и Литве, захватившим русские земли на западе, а не России. Постепенно вместе с членами этой откровенно пропольской боярской группы  желающих войны против Крыма и турок, а не с Ливонией, попадает под подозрение царя и сам Дмитрий Вишневецкий.  И не случайно. Потому что уже в июле 1562 года Иван Грозный узнает из донесения, что Дмитрий Вишневецкий переметнулся на сторону короля польского. Так, клятва вечной верности, данная  Вишневецким русскому царю в 1557 году смогла уместиться в неполные пять лет.   
Несмотря на свои неоднократные предательства, как это не странно, он был благосклонно принят королем польским.  В декабре 1562 года Вишневецкий отправляется на сейм вместе с польским магнатом Ольбрехтом Ласким в Краков. Сигизмунд-Август официально объявил, что Вишневецкий   был  в  Московии не потому, что желал служить русскому царю, и не потому, что предал Польшу за деньги, а чтобы лучше узнать, что «творится во вражеском стане и тем как можно лучше послужить Речи Посполитой». После этого Вишневецкий вместе с Ольбрехтом был встречен массой польского народа в Кракове с радостными приветствиями, как национальный  польский герой. 
И в каком именно факте из биографии Вишневецкого  украинские националисты усмотрели для себя выражение его патриотичности Украине или, что для них в его поступках взято, как пример для подражания, понять трудно. Это может быть одновременно, как и его службой Литовскому княжеству, так и его предательством, или службой Царю русскому, а так же и Польскому. А возможно – и предательство их всех вместе взятых, но только, опять же – не ради Украины, а, исключительно, своей собственной власти.
 Ольбрехт, отправляя Вишневецкого в поход на Молдавию, в расчете на присоединение ее к Речи Посполитой не мог и подумать о том, что Вишневецкий и  сам не побрезгует из князя Литовского превратиться в наследника трона Молдавского, хотя к тому времени уже и изрядно одряхлел и даже не мог держаться в седле. Он отправился в Молдавию с 4000 казаками. В это время князья  Василид и Томжа боролись за Молдавский престол. Томжа осаждал Василида в Сучавском дворце. Вишневецкий по случаю болезни ехал сзади отряда на возу. Его отряд, прискакав к осажденному дворцу, самонадеянно потребовал у Томжа молдавской булавы для своего князя. Томжа испугался. Решив, что польская армия вторглась в Молдавию, Томжа, сняв осаду дворца, покорно двинулся навстречу Вишневецкому, но когда увидел, что с ним не войско, а всего лишь небольшой отряд, решился напасть.
Все казаки из-за прихоти алчного Вишневецкого были перебиты, а сам Вишневецкий и несколько его спутников поляков спрятались в копне сена. Их выдал мужик, приехавший за сеном. Полякам после пыток отрезали носы и уши и отпустили в Польшу. А Вишневецкий и Пясецкий были выданы турецкому султану Сулейману I. В результате он был подвергнут публичной и мучительной казни в Стамбуле в 1563 году.
Исходя из биографии и родословной Дмитрия Вишневецкого никак не складывается впечатление о нём, как о некоем украинском патриоте, борющемся за независимость своей родины, поскольку происхождением он был из литовских шляхтичей и сам себя  украинцем не называл и ни считал. По крайней мере, этому нет никаких письменных подтверждений. С легкостью присягал и изменял. Гонялся за княжескими титулами и, если и боролся за власть или свободу, то никакой не Украины или, хотя бы, Запорожья, а исключительно - собственную.  Тем не менее, националистический историк Сергейчук В. пишет о том, что «Вишневецький не лише був готовий як і багато інших патріотів-феодалів, віддати власне життя за честь і свободу української землі». (Сергійчук В.)  При этом, в чем именно увидел  он патриотизм и борьбу Вишневецкого «за честь и свободу украинской земли», историк не уточняет.  Возможно, Сергейчук это усмотрел в борьбе Вишневецкого за молдавский престол, если исходить из того, за что он в конце-концов погиб. Приблизительно, то же самое пишут о Дмитрии Вишневецком и другие украинские историки-националисты. Литовскому магнату и авантюристу ими приписывается некое украинское самосознание, украинский патриотизм. Но  только вот никаких  планов у него по созданию независимой Украины, или хоть бы даже литовско-украинского княжества, ни в одном из найденных после его смерти документе историками и биографами Вишневецкого обнаружено и зафиксировано не было.
Способный думать человек легко поймёт всю несуразицу и анекдотичность  украинского национализма, опирающегося в своих псевдо-патриотических идеалах на такого «героя»: иностранца, князя-завоевателя земель запорожских, наместника, наёмника-воеводу и предателя  без родины.