Если утеряно многое, надежда все же остается

Валентина Литвиненко
Подарить надежду, за которой последуют мечты, а за ними – конкретное воплощение планов в жизнь… Именно так действует в наше тревожное время коллектив Днепропетровского казенного экспериментального протезно-ортопедического предприятия, которое было создано в далеком 1944 году и с тех пор преследует единственно верную и благородную цель – обеспечение потребностей инвалидов.

Предприятие реализует программу предоставления бесплатной протезно-ортопедической помощи, за счет государственного бюджета, льготным категориям населения (дети до 18 лет, дети-инвалиды, инвалиды и пострадавшие вследствие АТО).               
Коллектив предприятия обеспечивает инвалидов и пациентов Днепропетровской, Запорожской и других областей, а это более 40 тысяч человек. При помощи протезно-ортопедических изделий их жизнь приобретает новый смысл и становится более полноценной. Иначе и не может быть. Ведь с получением тяжелой травмы, связанной с потерей части тела, человек теряет и душевное равновесие. Помочь ему в приобретении искусственной ноги или руки – еще не значит исцелить его душу. Поэтому сотрудники предприятия должны обладать всеми качествами, свойственными целителям от Бога.

Это определение не придумано автором, оно исходит от благодарных пациентов, попадающих в стационар первичного и сложного протезирования, в котором привыкание к протезам, обучение ходьбе на протезах, физиопроцедуры, реабилитация, занятие на тренажерах, пожизненное бесплатное техническое обслуживание  проходят под наблюдением квалифицированных медицинских сотрудников.

Самым ярким свидетельством тому может быть беседа с воинами, пострадавшими в следствие АТО, которые находятся сейчас в стационаре предприятия на подготовке к первичному протезированию.

Вот что рассказали мне воины антитеррористической операции:.

Павел РУДЮК, боец 93-й отдельной механизированной бригады, 1977 года рождения, житель пос. Чаплино Васильковского района Днепропетровской области, работал слесарем на Приднепровской железной дороге:

- Когда я проходил ВЛК после лечения в Одессе, мне предложили протезироваться. Я согласился и оказался здесь. Даже не мог предположить, что атмосфера здесь располагает больше к отдыху, чем к лечению. Это – не больница, условия – санаторные. Очень уютная палата, хорошие, приятные соседи. Хоть и скучаю по дому, где меня ждут двое детей и жена, но четко понимаю, что здесь идет очень кропотливая работа и многое зависит от нас. От нашего терпения, настойчивости и веры в то, что все получится. Мне подарена надежда на то, что я буду ходить, бегать, ездить на велосипеде.

Я искренне доверяю своему специалисту по протезированию Олегу Анатольевичу Щедрову. Он настолько обходителен и внимателен, что даже не представляется человек, который не нашел бы с ним общего языка!

- Скажите, Паша, а Вас не преследуют здесь жуткие воспоминания, кошмарные сны? Ведь Вы побывали на войне, получили тяжелейшее ранение.

- Дело в том, что я первым оказался в критической ситуации. Не довелось видеть ни смертей товарищей, ни тяжелых ранений. Несколькими днями позже стало известно о гибели нашего командира разведотделения Олега Кострюченко. Вот кого стоит называть героем! Он – из Новомосковска, очень-очень хороший человек! Меньше всего он заслуживал такой судьбы. Должен был дойти до победы. Остались жена и двое детей.

- А с Вами как все произошло?

- Если начать по порядку, то повестку получил 4-го апреля минувшего года (срочную службу в свое время проходил в Артемовской дивизии, ее части базировались в Луганске). Восстановил старые навыки в Черкасском. Нужны были механики-водители. На полигоне был в должности наводчика оператора, а в АТО поставили командиром БМП-2, наводчика дали из срочников. Трагедия случилась в Песках. У меня даже есть фото того места. Там мост через маленькую речушку, траншея, блиндаж. Неподалеку – моя машина с флагом Украины… 5 октября – для меня горькая дата. Только прошел первый обстрел. Я направлялся к наблюдательному пункту, был почти на полпути. Засвистело. Я побежал, куда было ближе. Обстрел продолжался, я упал… Когда все утихло – подбежали ребята, наложили жгут, накололи обезболивающим, позвонили медику. Рядом располагался батальон «Днепр-1», у них - подходящий «пикапчик», меня транспортировали в больницу села Димитрово. Там сделали операцию, пытались спасти ногу, но у них не получилось – были сильные повреждения.

После – в Красноармейск, потом – в Днепропетровский госпиталь. Там меня подержали в реанимации, стабилизировали, сделали «коррекцию», перевели в палату хирургии. Дальше раненых погрузили на одесский борт, и окончание лечения проходило уже в Одессе. Дали отпуск, отправили домой. Из дома – на комиссию – ВЛК. И вот я здесь.
- Дух патриотизма. Что Вы скажете о нем?

- Безусловно, дух патриотизма присутствует среди воинов АТО. Судите сами, за Песками – аэропорт, там воюют ребята в более жестких условиях. Если им придется отступать, мы должны прикрыть их отход. Таков был настрой. Добавляло патриотизма осознание того, что ты нужен своему народу. Всенародная помощь поступала к нам через волонтеров. Они – молодцы! Хорошо работают волонтеры и в Днепропетровском госпитале. И на блокпосты привозят продукты, некоторую амуницию. Это – неоценимо!

 Тепло на сердце и от внимания, уделяемого медработниками здесь, в стационаре. Есть спортзал, я играю в теннис, можно упражняться. Мне изготовили временный протез, на котором я учусь ходить,  пока культя окончательно заживает. Позже изготовят первичный протез, с импортных комплектующих, который, надеюсь, сможет полноценно заменить мне ногу.

Знаете, кого я часто вспоминаю? Летчика Маресьева. В детстве моей настольной книгой была «Повесть о настоящем человеке». Ведь он на протезах даже вернулся к полетам! Такой пример воодушевляет.

Юрий НИКОЛАЕВ – боец 17-й отдельной танковой бригады, 1976 года рождения, житель г. Днепродзержинска, работал машинистом тепловоза металлургического завода:

 - Мне приятно осознавать, что здесь обретаешь силу духа. Этому способствует и медицинский персонал, и волонтеры, навещающие нас. Пообщаешься с ними – появляется уверенность в будущем. Люди – небезразличные, прилагают искренние усилия для того, чтобы человек поднялся. Понятно, в каком смысле. Так же заботятся о раненых и в госпитале, и в больнице Мечникова.

Здесь у меня – отдельная палата. Есть телевизор, подведен Интернет. Я очень благодарен главврачу протезного завода Валентину Владимировичу Ишкову. Он доходчиво и убедительно рассказывает о предстоящей реабилитации, о жизни на протезе. Мне уже заказаны импортные комплектующие, ждут выполнения заказа. Сначала будет временный протез, затем – вторая стадия, потом – третья. Понадобится подгонка. У меня рана еще очень свежая, поэтому занимаюсь укреплением мышц рук, прохожу физиопроцедуры. Мне принесли гантельки, хожу в спортзал.

- Откуда Вас мобилизовали?

- Из Кривого Рога. Там проходил обучение. Направили в АТО. Попал под Мариуполь. Села Томаковка и Гнутово. Там мы и располагались. Формирование у нас серьезное: танки, пехота. Мы охраняли блокпост, находились на возвышенности, следили, чтобы не было атаки. Я – механик-водитель, раньше срочную служил в Болграде, в десанте на БМД, а здесь, в АТО – на БМП.

- Скажите, а создавало ли определенный настрой у бойцов присутствие государственных символов в фронтовой обстановке?
 
- Я – против фанатизма в этом вопросе, но если человек живет в государстве, то и должен почитать его символы – Флаг, Гимн, Герб. И когда на твою родную землю приходят чужеземцы с целью разрухи, а не созидания, то они встречают достойный отпор. Здесь и агитировать не надо. Мы не дадим им сеять беду, смерть, слезы, горе. Поэтому и пошли на защиту народа Украины. Каждый гражданин нашей страны должен понимать, что не бывает «хаты скраю». Кого-то коснется, кого-то обойдет. К примеру, Мариуполь был защищен, а вот «Грады» достали: в жилые районы, где никто не мог и предвидеть, полетели снаряды. Такой хаос мог бы постигнуть и Днепропетровск, если бы вовремя не позаботились о его защите. Нужно бороться, давать отпор. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

- Когда Вас ранило?

- Это случилось 28 октября минувшего года. Нас послали на семь дней, чтобы мы подменили пограничников. А получилось на два месяца. Когда ситуация обострилась, нам дали усиление морпехи. Нужно понимать особенность этой войны. Она – артиллерийская. Пушки бьют на расстоянии. Цели поражаются не предугадано. Ориентируешься только по слуху, если успеваешь – уходишь в укрытие.

За два месяца появился опыт. Приходилось даже бегать по полю, маневрировать. В тот день мы с утра сидели на своих позициях. А в половине первого я пошел в один из двухэтажных дачных домиков, находящихся у нас за спиной. Хозяева оставляли нам ключи, ведь в укрытии не всем хватало места. На первом этаже разместился медпункт, а я обосновался на втором. Окна там выбиты, но закрыты металлическими ставнями, стены все в трещинах. Но зато был свет, стояла кровать. Можно было залезть в спальник и укрыться бушлатом. Мне дали хороший учебник по БМП, я его изучал в любую свободную минуту.

Вдруг послышались минометные раскаты. Стояли рядом триста домиков, а выстрел попал именно в этот. В стене мгновенно образовалась дыра, полетели осколки. Почувствовал жгучую боль, по телу потекли теплые струйки крови. Был второй выстрел, за ним – третий и четвертый. Каждая секунда – на вес золота. Нужно было во что бы то ни стало выбираться из дома. Старался контролировать дыхание, четко рассчитывал, как поставить ногу, как перебросить слабеющее тело на лестницу. Осколки догоняли – один за другим.

Когда ребята обнаружили меня, стреляющего из автомата для привлечения их внимания, то не могли понять, где у меня осталось живое место. Вызвали медика, завели не совсем надежную машину, наложили жгут на ногу, взяли на носилки, помчались на Мариуполь. Ехать надо было 30 километров. По городу и на красный свет ехали, и по тротуару, и по трамвайным путям…

Двенадцать суток находился в коматозном состоянии. Вертолетом отправили в больницу Мечникова. 6-го ноября решили ампутировать ногу. Выжив в отчаянной ситуации, я для себя решил: нужно знать на будущее, что бороться следует до последнего. Страх и боль только тормозят жизненные силы. Поэтому их нужно отбросить.

- А как Вы мыслите на данном этапе, когда ребята продолжают стоять на своих постах в АТО?

- Прежде всего, думаю, что мировое сообщество все правильно делает. Не спешит, не подгоняет события, умно применяет экономические санкции. Шаг за шагом можно угомонить зверя, задумавшего хищный прыжок. Не дать ему применить оружие, устрашающее человечество.

От автора. Уходя со стационара протезного завода, всей душой желаешь всем, кто здесь находится, скорейшего возвращения в строй. Пусть сбываются их мечты и планы. Пусть Паша снова слесарничает в мастерских, а Юрий освоит специальность компьютерщика. Пусть все, кто по воле судьбы стал инвалидом, не чувствуют себя отверженными и униженными. Это зависит от нас, окружающих их людей.