Бабушка Рая

Татьяна Картамышева
Дополнение к "Родовой книге семьи Просняковых" http://proza.ru/2009/10/29/34

 Она  умерла в 65 лет (скоро мне будет столько же). А мне было пять лет (столько скоро будет моей внучке). Самое мое яркое воспоминание, связанное с ней, — это мое горе, когда ее увозили, в очередной раз, в больницу. Почему-то я поняла, что на этот раз она не вернется, и сильно плакала, стоя на коленях перед лавкой в коридоре, уткнувшись лицом во что-то, лежавшее на ней...
 Вспомнилось, как относительно недавно моя мама, незадолго до своей кончины, рассказывала мне об этих днях. В один из них она пришла к ней больницу, и бабушка  как-то спокойно ей сказала: «Давай, Аня, попрощаемся. Сегодня ночью я умру». На мамины какие-то возражения ответила: "Я знаю». Сказала: " Ты для меня была как дочь..». (Бабушка была больна несколько лет, лежала, не вставая, и мама ухаживала за ней, помню, мыла ее на кровати. Конечно, и работала,  управляясь и с нами, четверыми, мал-мала меньше). И еще сказала: «Пете (нашему отцу, ее сыну) об этом не говори. Скажи, что я прошу  его прийти завтра утром и принести мне вареное яичко, одно».  Когда папа пришел утром к бабушке в больницу, ему сказали,  что она умерла ночью.

Когда я вспоминала этот рассказ мамы, мне  казалось  странным, почему бабушка, предчувствуя свою скорую  кончину, не позвала своего сына попрощаться? Жаль, что мне тогда не пришло в голову задать этот вопрос маме....Что бы она мне ответила? И совсем недавно, когда мой возраст почти сравнялся с бабушкиным тогдашним (а моему сыну стало столько, сколько было тогда моему отцу), мне вдруг стало ясно: она просто хотела, чтобы эту ночь он спал спокойно. Она жалела его, уставшего, прошедшего войну, израненного, обремененного большой семьей  в это голодное послевоенное время... Что она могла сделать для сына, теперь ее единственного (старшего уже не было в живых), в эти последние часы своей жизни? Только это...