Глава 13

Татьяна Пушкарева
Учиться мне не было трудно, и я в какой-то мере скакала по верхам, кропотливой усидчивости за уроками предпочитая общественную деятельность. В пионерском возрасте – вожатая октябрят, в комсомольском – пионерская вожатая, член комитета комсомола и клуба политинформаторов школы.
 
К сожалению, забылось имя, но помнится, как основательно  учительница истории и обществоведения готовила нас к проведению политинформаций во всех классах школы! Материалы очередных партийных конференций, съездов партии и съездов комсомола конспектировались в обязательном порядке, по ним проводились дискуссии (мы понимали, о чём говорили!). В школу для выступлений приглашали интересных политобозревателей. Побывавший в Египте в составе советской делегации секретарь парткома нашего совхоза Браун А.И. по возвращении рассказывал о поездке нам в школьной аудитории. Мы росли, и кругозор наш расширялся.

Под руководством Зои Ивановны мы ставили на приличном уровне литературно-музыкальные композиции.
- О! Если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой,
Но знаю: к Родине любовь -
Соперница моя,
И потому его простить
Всегда готова я… - читала со сцены я  некрасовские строчки, до глубины потрясенная их содержанием. Подобные эмоции не пропадали бесследно, они давали пищу уму и сердцу.

Когда нашему классу выпало инсценировать песню «На Мамаевом кургане тишина», мне достался образ скорбящей матери, в чёрном одеянии медленно приближающейся к декорации вечного огня с цветами и коленопреклоненно застывающей у него до финала номера. Честное слово,   в тот момент я сполна чувствовала в себе изображаемую героиню!..

Обычно в последний день третьей четверти в клубе проводился смотр художественной самодеятельности. Самыми массовыми номерами были песни школьного хора. Вход, построение огромной армии исполнителей в несколько тесных рядов и выход отрабатывались тщательно на генеральных репетициях. А до этого для всех учеников школы было обязательным  разучивание и пение песен в спортзале после уроков. Иные упирались, норовили сбежать. Помню своё необыкновенно возвышенное состояние при выступлении нашего хора: в мощное, красивое звучание вплетался и мой голос, я чувствовала, как он соприкасается с другими голосами!..

Вожатскую работу выполняла охотно: составляла планы, вела записи. Небезосновательно в год 50-летия пионерии удостоена Почетной грамоты Алтайского Краевого Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина: «…отрядная вожатая 5б класса… за активное участие в смотре «Растим смену комсомола»…

Я не была выдающейся: настолько же деятельной была позиция многих одноклассников. Вовка Пшенко, например, уже в 7 классе побывал во Всероссийском лагере «Океан» за своё участие в делах класса и школы. В старших классах он был секретарём школьного комитета комсомола – выше должности для учащихся не существовало.
В школе хорошо была поставлена учеба пионерского и комсомольского актива: нас готовили к жизни.Тут уж и ты считалась с действительностью, мама...