4. Киевская Русь Расцвет Очерки об Истории Государ

Владимир Минский
«Дети мои! Вот я покидаю этот мир. Любите один одного,
уважайте и защищайте. Помните- все вы братья. И когда
будете жить в любви между собой, Бог будет за вас и вы
победите врагов. Только мир и согласие ваше утвердят
могущество государства Российского. А когда возненавидите
один одного, начнёте ссоры и вражду, то погибните сами и
погубите землю отцов своих и Дедов своих, что добывали эту
землю тяжёлым трудом. Знайте, что междоусобие погубит
славу и величие государства» (Киевский князь Ярослав Мудрый)

Очерки об Истории Государства Российского. 

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

«Киевская Русь Расцвет»


Видео:

Очерки об Истории государства Российского
http://www.proza.ru/2014/07/06/397

Киевская Русь (9-12 века) представляла собой государство с
высокоразвитой духовной культурой. По степени развитости
Киевская Русь значительно превосходила современные ей
государства Западной Европы.
 В 11 веке население Киева достигало 50-60 тыс. человек, в то
время как в Лондоне, Гамбурге и Гданьске – проживало примерно
по 20 тыс.
В Киевской Руси, благодаря мощным связям с Византией
развивалось просвещение. Городское население Руси было
грамотным.
Князья владели иностранными, древними языками.
Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях
были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось
большое количество литературы, писались летописи.
. Православное христианство несло с собой соответствующее
мировоззрение во все области государства Российского. Для
русской культуры это было тем каналом, через который в ее
лоно лился поток духовных ценностей, выработанных в "
Византийской Империи».
Христианизация Руси не влекла за собой полного
искоренения в русском общественном сознании элементов
традиционного языческого мировоззрения, как некоторые
«антихристиане» или «нео-язычники» утверждают сегодня.
Напротив, Византийская политико-правовая идеология сама
неизбежно реформировалась на русской почве.
. Так или иначе, Русь (Россия) – это христианское
православное государство. Возврат же к язычеству, к
которому сегодня призывают некоторые лжепатриоты - шаг
назад к племенному первобытному устройству, шаг к гибели
государства.
.Русская земля – это в понимании русских мыслителей не
просто территория, страна или обитель, но одновременно и нечто
такое, что делает русских самостоятельным, независимым
народом среди других народов.
Ярослав мудрый
.Времена княжения Ярослава- это время расцвета Киевской
Руси, ставшей одной из сильнейших и просвещённых
государств Европы.
.Самые сильные страны Европы стремились к союзу с Русью.
Ярослав Мудрый выдал своих дочерей за королей Франции,
Венгрии, Норвегии, породнился с королём Польши и
императором Византии.
.На Библии, что привезла Анна во Францию, все короли
приносили присягу при короновании.
.Ярослав не напрасно назван в народе Мудрым. Его можно
считать первым просветителем Руси. При нём Киев стал
значительным культурным, политическим и торговым центром
Европы. При Ярославе в Киеве и Новгороде были построены
храмы Святой Софии, подобные одноимённому храму
Константинополя, создан первый сборник законов «Русская
Правда». Основан Киево-Печерский монастырь, создана
знаменитая летопись «Повесть временных лет». Киев
обнесён белокаменной стеной с Золотыми воротами .
.В последние часы своей жизни он сказал своим сыновьям:
«Дети мои! Вот я покидаю этот мир. Любите один одного,
уважайте и защищайте. Помните- все вы братья. И когда
будете жить в любви между собой, Бог будет за вас и вы
победите врагов. Только мир и согласие ваше утвердят
могущество государства Российского. А когда возненавидите
один одного, начнёте ссоры и вражду, то погибните сами и
погубите землю отцов своих и Дедов своих, что добывали эту
землю тяжёлым трудом. Знайте, что междоусобие погубит
славу и величие государства»

В 1111 году Владимир Мономах (1053-1125),
внук Ярослава  Мудрого (Прозван Мономахом по названию рода матери
Марии -дочери византийского императора Константина
Мономаха) совершил поход на половчан, терзающих Русь
своими опустошительными набегами. Перед его началом
произошло чудесное знамение, слух о котором разнесся по всем
землям русским. Ночью 11 февраля возник вдруг над печерским
монастырем огненный столб, он внезапно заколыхался; а
потом вдруг поднялся к небу и, взяв направление к востоку;
исчез. Это было истолковано, что смилостивился господь над
землей нашей и дарует Мономаху победу над половцами.
.Русское войско подошло к реке Ворскле. Здесь Владимир
мономах сошел с коня и, повернувшись, низко поклонился
русской земле.
– Земля русская, клянусь тебе, что мы либо вернемся к тебе с
победой, либо ляжем костьми!
.Помолившись с обильными слезами богу и приложившись к
святому кресту, русские рати продолжили поход и на шестой
неделе достигли Дона а берегах которого находились главные
зимовники – оседлые становища половецких орд.
.Навстречу им высыпали безоружные люди. Кланяясь, они
протягивали русичам рыбу и вино. Немного погодя к русичам
вышел и сам хан Шарукан. Они просили не трогать их жилищ!
Обещали вечный мир!
. – Повинную голову меч не сечет! – сказал Владимир
Мономах знаменитую фразу, известную и по сей день!
.24 марта состоялась встреча с главными силами половцев.
Их конные орды, вынырнувшие вдруг из-за излучины,
закрыли весь горизонт. Приложившись к кресту, князья
обещали друг другу стоять насмерть.
.По русскому обычаю воины перед битвой, несмотря на
холод, раздевались, облекались в чистые рубахи; братались,
обмениваясь нательными крестами.
.Вскоре обе рати – половецкая и русская – сошлись в
жестокой сече, продолжавшейся до самого вечера.
.Наконец половцы были побеждены и отступили.
.Наутро же, в вербное воскресенье, крикнул подскакавший
гонец:
-Все стяги ханские здесь, много их, как саранчи!
-Выступим им навстречу без страха. Великий праздник
сегодня – воскресенье вербное, не может того быть, чтобы
не помог нам господь! – Обратился Мономах.
.Сеча, упорная, кровопролитная, беспощадная
продолжалась весь день. Утомленные русичи уже едва
могли сжимать в руках мечи; а свежие отряды половцев все
прибывали. Поняв, что наступила решающая; переломная
минута боя, Мономах выхватил из ножен меч и, воскликнул:
- «Не подведите, братья! Посечем поганых!»– ударил на врага.
.Случилось невероятное. половцы дрогнули и побежали,
нахлестывая коней. Позже схваченные степняки, попавшие
в русский плен, говорили, что в тот миг, когда поскакали на
них дружины, увидели они в воздухе светлых воинов, что,
носясь над русскими полками, отражали стрелы и всюду
оказывали им помощь.
.Именно этим светлым воинам и приписывали половцы
победу над собой.
-„Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили
над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и
помогали вам!»
.Слух о подвигах Мономаховых, о геройстве всех князей
русских скоро разнесся по всему свету, дойдя до самого
Константинополя.
.Во всех летописях на все века остался запечатленным
славный этот подвиг;
.И пока стоит Русь – а стоять она будет до скончания
веков, – не забудут средь народов славянских освободителя
своего и заступника Владимира Мономаха!
.Оставил после себя князь Владимир «Поучение» , в
назидание детям своим и потомкам. «Укреплять единство
Руси, не губить душ христианских, защищать веру
Православную, иметь страх божий в сердце».
-«О чём печалится душа моя?- пишет князь, -не о том, что
ходил с полками на хана половецкого, а о том, что ходил к
Стародубу на Олега, к Минску на Глеба, к Владимиру на
Ярослава».
.Терпение и любовь к ближнему, обуздание гордости- вот
христианские заповеди, которые надо блюсти.

Юрий Долгорукий (1090-1157) был сыном Владимира
Мономаха. С малолетства он был послан на княжение в
Ростово-Суздальские земли.
.Это был последний великий князь, объединившим все
русские земли. После его смерти Киевская Русь стала
неудержимо разделяться на отдельные независимые и
полунезависимые княжества.
.В Европе начались крестовые походы и торговые пути
переместились в Венецию, Рейн и Балтику.
.Старинный торговый путь «из Варяг в Греки», по Днепру
через Киев стал приходить в упадок.
.Зато рос и крепчал новый путь – от немецких земель через
Новгород, по Волге- на Каспий, и далее- в Среднюю Азию.
Князь Юрий распознал будущее своих земель, укрепляя
свой контроль на торговом пути.
. Он строит множество городом-крепостей. Так возникли
Кострома, Можайск, Москва, Тверь, Углич и многие другие.
. Он словно протягивает свои руки на широком
пространстве земель, что и закрепило за ним прозвище
«Долгорукий».
. А в то время на юге идёт междоусобная война за Киевский
престол. А Суздальская земля «Долгорукого» спокойна,
строит города.
.В первом браке князь женат на дочери половецкого хана.
Мир у князя с половцами. Вторым браком князь женится на
сестре византийского императора.
.Князь понимал, что крепость его земель не только мечом
держится, а верой христианской и книжным учением. Он
построил множество церквей и развивал просвещение.
 . Он говорил : «Книги есть суть реки мудрости,
наполняющие нас жажде каждого века.. Наставлениям
книжным учимы, обретёте ум здравый и благо душе
своей».
.В 1154 году Юрий Долгорукий вступил на Киевский
престол.
.Как властитель, видевший необходимость порядка на
Русской земле, он добивается, чтобы в княжествах сидели
не удельные князья, но представители
великокняжеской власти. Но время этим изменениям
ещё не пришло. Будущий «Третий Рим» оставался ещё
маленькой крепостцой. А Юрий Долгорукий остался в
истории, как великий строитель будущей Московской
России.




Видео-Очерки об Истории Государства Российского .


Введение: http://www.proza.ru/2014/07/06/397
Engl. http://www.proza.ru/2015/03/29/1938
Video Engl.: 0. History of Russian Impure: Introduction- 
Славяне: http://www.proza.ru/2014/12/14/1628
Video- Engl:
Slavic Tribes 
Киевская Русь-основание: http://www.proza.ru/2014/12/14/2084
Video Engl : Creation of Kievan Rus x

Крещение Руси: http://www.proza.ru/2015/03/17/2274

Расцвет: http://www.proza.ru/2015/03/25/2239


Культура Руси:
Нашествие Орды:
Освободительная борьба:
Смутное время: