Призвание варягов

Сергей Сюрсин
 В «Радзвиловскую летопись» («Повесть временных лет», по-нашему) дополнительно вставлена страница,  описывающая призвание для правления на Русь варягов в 862 году. На основании текста этой страницы создана история о том, что Русь как государство, образовалась только с их приходом. Историки до сих пор не сошлись в каком-то едином мнении,  - кто же были эти варяги? Разные гипотезы выдвигают.

По немецкой «норманнской» теории Рюрика пригласили из северных скандинавских стран дремучие и невежественные русские племена варваров. Немцы, пробравшиеся в начале 18 века через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, создавали историю Руси 117 лет с момента основания в 1724 году Российской Академии наук, причем из 34 академиков-историков 31 были немцами. Они полностью контролировали весь процесс написания русской истории и  решали, какие старые русские документы следует сохранить, какие переписать, какие фальсифицировать, какие уничтожить. Отечественные историки (М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов и Н.Г. Устрялов) были полностью отстранены от отечественных архивов и первоисточников. Ясно, что немцы могли натворить!

По другой, «антинорманской» теории Рюриком звали внука новгородского воеводы Гостомысла.

Посмотрим, что говорит по этому поводу «Велесова книга»:

Дощечка 2а
А по тема двъ темi врязi прiдоша...а земе беряй од Хъзаром до роуце св(а), а тем бо одерене работахомо.

А после двух темей варяги пришли… и землю у хазар, у которых мы были в кабале, забрали в руки свои.

Дощечка 4б
...А тако на два десентъ тысeнцъ лътъx нe мoгoшa coyтвopяшiтece дo Рycъ, a тaмo пpiдe въpязi, a бepe тy...бъ ста она сынове влцi.

И так за двадцать тысяч лет ? не могли собраться в Русь, а там пришли варяги и взяли ее… волчьими сынами были они.

А тамо есь...Кiевi, же дана щасть мала...тамо бо усъдшеся ворязi, iже соуте хiщнiцi...

А там есть… Киев, что часть дана малая…, уселись там варяги, они суть хищники…

Дощечка 4в
О тоi щас, iдша до Кiiву върязi со госте, а бiяху Хъзярi.

В то время пришли варяги к Киеву с торговыми гостями и били Хазар.

Дощечка 5б (1)
Дрiвъ бя на Русi хзарiе. Днес есва върязi...Мы ж есьмi Русiщi, нiколi не врязi...

В древности были на Руси хазары. Нынче же все варяги. Мы же – русичи, никак не варяги.

Дощечка 6е
А ту бо перве ворензе прiдша до Русе, а Асклд слiлоу пограмлi кнезе нашему, а потлце того...Асклд, а позде Дiр уседнешеся на не, яко непрощен кнз. А тiто кнжiте ноща над она до iста бендщете вутце, а семе го костыре хранящ го. ОгнБга дому тому а одеврате лiк свен од она, яко бяста она кнзе од Грьцех крцена. Асклд есе темен воен, а теко днесе од Грьцех освъцен, же нiкiех Русы несте, а сен те врвы.

И тут-то в первый раз пришли варяги на Русь. Аскольд разгромил князя нашего. Аскольд, а потом Дир уселся на нее, как непрошенный князь.  Начали княжить, на самом деле будучи вождями, а мы еще останки его храним. Огнебог и от дома того отвращает лик свой, и от них, потому как были те князья греками крещены. Аскольд – темный воин, греками научен, что русов нет, они суть варвары.

Дощечка 6э
А тоi Асклд пожере богом чюжем, неботе нашiем.

А тот Аскольд приносил жертвы чужим богам, а не нашим.

Дощечка 7а
Iмемо iсту вiру, якова не потребуе чловененска жертва. А тая се дъе о ворязi, кii убо въжды жрялi iу

Имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. А то делается у варягов, что жертву творят.

Дощечка 7г
Ту бо за тенсенц трiе сты ляты од iсхъду Карпеньсте, Асклд злы пренде на ны. Ту зегненсе народе мые од лада, а твряще любы, iдь де стнге наша.

Через 1300 лет от Карпатского исхода Аскольд пришел на нас. И загнулся наш народ, сказал «любо» и пошел под его стяги.

А правяхуть нямо Грьцi а врязi. Тоi щчто оповеденмо детем нашем,

А правят нами Греки да варяги. Так что скажем детям нашим?

Дощечка 7ж
Небось ма сынове, такожде потомiце, a нi ленщенхом сме тако земе наше варензем нi Грьцем.

Не мы ли сыны, да и потомки тоже, и не отдадим так землю нашу ни варягам, ни Грекам.

Дощечка 8
На то еще помыньмо Дорiе Парцiшьтего, iже на ны оутощесе, а побiе ны за нашiе роздiеляны i оусобiць. Тото бо врязiе Ерек а Аськ оусiестасе на кренке наша а мрзящете намо до кромiеты

Вспомним Дира, который на  нас напал и разбил за наши разделы и усобицу. А после варяг Эрек (Рюрик) с Асеком (Аскольд) уселись на шею нашу, мерзкие до тошноты.

Колотве вчеренщiе iе соуте днесе варензе i Грьцiе

Колоты вчерашние ныне суть варяги и Греки

Дощечка 8 (1-28)
Се бо Аскы а Ерке по Нъпры ходяшет о люде наше звенще до борiя. А то, яко Доре iме просебень, тако не iмахом сме iте до нь.

Аско и Эрек по Днепру ходят и вызывают наших на битву. А так как Дира имеем при себе, то не имеем смелости идти до них.

Се бо Аск iмяй воя св(а). А посадне iа на лодъх, а iде загренбенте iна, а сте да iде на Грьць, да нiще iхо грады, а да жере Бозм в земе еiехн(а). А то де не iста такова, яко Аск нъсте Русiщ, неботво варензь, а iма iна мет(а). А то гмоть Руску попiраi нама, а зле дея(це), це погенбе iмеен. I Ерке нъсте Русiц, а тоб то лiс iде хiтряшете до ступе, a бiе госте iна, кые бо тому доверенсещ(а).

Аска со своими воинами пошел в ладьях грабить других, чтобы потом идти на греков, разорить их города и жертвы принести Богам на их земле. Но все не так. Аско не Русич, варяг и цель его другая. Поле русское он попирает нам и зло творит нам на погибель. А Эрек не Русич, тот лис в степь идет и купцов убивает, которые его для охраны нанимают.

Дощечка 14
Се бо прiде ворягове до Нiепры, а таможде яхомь земе нашю, i те то iверьше людя, i земе под се члне брате. То бо не смiехомь осогласiте iно, якожде о меще нашiем. I Ерека отрщете одо земе нашiех, а трноуте до срящень, окудва преде.

Пришли варяги на Днепр, а тамошняя земля наша, а они-то  и люди иные землю нашу под свои челны брать стали. На то не должны мы согласиться иначе, как с мечем нашим, и Эрека прогнать с земель наших и турнуть под зад, откуда он пришел.

Дощечка 24б
Се Бзе Русы не брящешуть жртвы людьскеа, нiжiе жiвотня, I се врязе i Еланште Бозм даяшуть жртве iню i страшноу, чоловiещноу.

Боги Русские не берут жертвы человеческие, ни животные. А варяги и Эллины богам дают жертву иную и страшную, человеческую.

Дощечка 29
Се бо Асклд iде со врязе све до ны. I се Асклд iе врг нашо. Се рце намо, яко вде о захць нашiе, i лже, якожде iесе врг досете, яко Грьек. I се Асклд iесе вряг оруждень про гостiе i Еланстiе хрянете, iдежде iдящi суте до Непря рiеце. I се Асклд прiдще до ны со Кнудiем о два сет лiяты по Алдорiеху i хощешеть првете ны. I се Дiрос Еланесть орце смiере осьва. I се нас тлесе преждiе ове. I се Асклд овраждете Дiроса, i iесе онь iедень на мiсто то. I такожде е врг нашь. I не хощаехомь iе, якожде врга.
Старе рещене повядоуть ны, якожде прiдьша на Русiе iнь Асклд, i яко бендьще трiе Асклдi врзi. I тые врязi себе жрiяхоуть, i не соуте нашiе, нiжде цiзы кнзiе, яковы не соуте кнзе, тжде вое простiе, i сылоу похыце владстве об овыа.
I се Ерек iдье. I се не даiяхомьсе до Ереку, яко сьме не дахомь i прежды iнiем.

Аскольд идет с варягами своими. Говорит, что пришел по желанию нашему, а лжет. Потому как враг он и грек. Вооруженный для того, чтобы купцов греческих охранять там, где они ходят до Днепра. Пришел Аскольд с Кнудом через 200 лет после Алдореха и хочет править. Грек Дирос (Дир?) говорил «смирный» о себе, а как давил нас. Аскольд одолел Дироса и теперь один он на место то. А ведь он – враг, не хотим его.
Старые сказания говорят, что приходил на Русь  другой Аскольд и что будут три Аскольда-варяга. Те варяги не наши, а чужих князей, которые даже не князи, а простые воины и силой захватили власть.
И вот Эрек идет. Не поддадимся Эреку, как не поддались другим прежде.

Анализ:

1. Судя по тексту, нельзя сказать ни в коем случае о том, что варягов призвали русы. Отношение к варягам было отнюдь не дружественное и раболепное. Скорее, наоборот. Варяги – враги, захватившие землю русскую на поругание и погибель.

2. Варяги были пришлыми. Крещенные греками, они поклонялись чужим богам, приносили им человеческие жертвы. Чего не велось на Руси. Русов варяги считали за варваров. Кому бы захотелось приглашать чужаков-язычников – людей чужого языка, чужой веры - править ведической Русью?

3. Ни Аскольд, ни Рюрик не были знатного рода. Простые воины, к которым у русов и отношение было соответственное.

4. Варяг – напрашивается синоним «ворог» - враг, ворюга. Не от него ли произошло это слово? Не означает ли оно не норманнов, не князей, а просто врагов? Сравните, к примеру, в тексте: врзе – враг, врзi-варяг. Запутаться можно, кто есть кто.

5. Варяг повсюду в тексте переводчика пишется с маленькой буквы, в то время как остальные племена и народы – с большой. Это может означать одно: варяг – не племя или народ, варяг – человек без племени, по сути, разбойник, бандит, грабитель, вор, наемный убийца. Варяги захватили и перекрыли жизненную артерию Руси – торговые пути: грабили купеческие ладьи, следовавшие торговым путем по Днепру (Аскольд), ходили грабить торговые караваны в степь (Рюрик), нанимались охраной к купцам с тем, чтобы после их ограбить (Рюрик). Совсем как Стенька Разин. Только Стеньку почему-то никто на княжение не пригласил.

6. Варяги и раньше нападали на другие города и разграбляли их. Набрав в результате грабежей большую силу, варяги осмелились и напали на Русь и захватили власть. Ни Степан Разин, ни Емельян Пугачев такое совершить не сумели. А историю своего восхождения на престол варяги попросту переписали.

Возникает вопрос: почему так легко взошел на престол Аскольд?  Почему не сопротивлялись русы? Правивший в то время Киевом грек Дир изрядно «давил» русов. Не потому ли горожане были рады избавиться от него и не сопротивлялись варягам? Не исключено, что у них даже был сговор с варягами об устранении Дира, на основании которого те потом утверждали, что их де «пригласили» на княжение. Не повезло руссам. Из огня да в полымя угодили. Из варяг в греки – из одной беды да в другую. Так обычно бывает и в наши дни, когда распри появляются. Как в сказке «Два жадных медвежонка».

7. «Антинорманисты» предлагают свою теорию, согласно которой новгородцы призвали на княжение внука старейшины Гостомысла, чья дочь Умила была замужем за князем Годославой из могучего славянского племени ободритов, живших на острове Руян (Руген). Ободриты были пиратами. Грабили города на побережьях Балтийского моря,  держали в страхе весь север Европы. Может, потому их и прозвали ворюгами (варягами). К тому же призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит, представляется маловероятным.

8. Варягов призвали новгородцы в 862  году. В Киеве они появляются в 864. Почему рядовой Новгород, а не стольный град Киев распоряжается землей русской?

Копнем глубже. Рассмотрим этот момент с философско-психологической высоты полета. Что есть человек? – Существо Живого мира планеты - Природы, относящееся к виду животных. То есть ему присущи те же характеристики и поведенческие модели, что и другим существам природы. Им управляют те же инстинкты, выработанные природой для выживания всего сущего.

Критериями инстинкта комфортности среды обитания являются инстинкты стадности и вожака. Уверенное в своей безопасности существо предпочитает жить отдельно, неуверенное – объединяется в сообщность - стадо и избирает для централизованного управления стадом вожака. Примеры. Птицы чувствуют себя в воздухе защищенными и предпочитают существовать раздельно. Но в критические моменты – сезонные перелеты – собираются стаями и избирают ведомого. А по прибытии опять распадаются на одиночки. Комфортно себя чувствуют в природе насекомые, за исключением пчел и муравьев. Но у тех не сборное стадо, а исключительно моногамные семьи, прародителем и вожаком которых является матка. Также комфортно чувствуют себя одиночки по своей природе растения, близкие потомки динозавров - пресмыкающиеся и земноводные. И, в основном, все животные. Исключение составляют копытные и человек, которые не в достаточной степени чувствуют себя комфортно в природе и потому вынуждены объединятся в стадо и избирать себе вожака. Человек, будучи к тому же самым несовершенным и неприспособленным к выживанию в природе творением, нашел свой метод выживания – создал для себя искусственную среду обитания, которая может существовать только в условиях стадности. В ней он чувствует себя комфортно и уверенно.

Что есть вожак? – Вожак в стаде - это лучшая еда, лучшие самки, лучшая травушка-муравушка, по которой можно покататься,  это власть - исполнение любых желаний по первому требованию, право командовать, приказывать, неприкосновенность. То есть идеальная среда обитания особи, полная свобода. Для этого достаточно иметь силу и крепкие рога.

В человеческом стаде вожак – это лучшая еда, лучшие самки, лучшая постель, это власть - исполнение любых желаний по первому требованию, право командовать, приказывать, неприкосновенность. То есть, то же самое. Полная свобода. Вот только власти тут добиваются не силой и крепкими рогами, а иными методами, но это не по теме. Ну, а тот, кто создает для себя идеальную комфортную среду обитания, уже не желает никогда с ней расстаться. Даже в учебнике политологии для вузов пишется, что взявший власть никогда не отдаст ее добровольно.

Но стремление к свободе, комфортной среде обитания, свободному волеизъявлению своих желаний и потребностей остается присуще любому индивиду, будь то вожак, облезлый баран в стаде или бомж. Таковы инстинкты природы.

Потому желание русов, бывших свободными и управлявшими через народное вече страной более полторы тысячи лет, внезапно, без каких-либо катаклизмов и реальной угрозы извне отказаться от свой свободы и отдать себя под власть каких-то пришлых врагов-варягов, к тому же чужой языческой веры, представляется весьма сомнительным. Такое действия больше присущи христианам,  добровольно отдающим себя в рабство своему богу, и завоевателям, желающим удержать в повиновении захваченное стадо-страну и для этого легитимизирующих свое присутствие. Потому очень сомнительно «добровольное» призвание варягов.

Вывод:

1. Ни «антинорманская», ни тем более «норманская» теории не имеют под собой достаточного основания для признания их верной.

2. История о призвании варягов на Русь полностью вымышлена немецкими историками с целью уничтожения подлинной великой истории Руси и низведения русов до уровня тупых варваров, не имевших до Рюрика ни государственности, ни народности.

3. Варяги, являвшиеся обычными разбойниками, попросту напали на Русь и захватили власть. А для легитимности своего правления переписали историю. Хотя для русского народа остались все равно ворогами, силой захватившими власть, хищниками, иноверцами, волчьими сынами. Напрашивается правомерность толкования изречения «из варяг в греки». А не имеет ли оно иное значение — «из огня да в полымя»? То есть из одной беды в другую, от одного врага к другому. Ведь с греками русы в то время воевали.

4. Призвание язычников-варягов сыграло роковую роль в истории Руси и послужило началом уничтожения русской культуры, истории, веры и навязыванием чуждой христианской религии.