Родина

Наташа Белозёрская
Она: Где бы я хотела жить?.. Ну, в Германии, в Штатах… Надоела грязная, убогая Россия…

Я: Вы не патриотка?

Она: Конечно, нет! Еще чего! Слово-то какое смешное! Почти ругательное... Никакая я не патриотка. Скажете тоже! Я ненавижу эту страну.

Я: Эта «грязная убогая» страна ваша Родина… А почему именно в Германии и США?

Она: Знаете, в Америке билет на самолет на одинаковое расстояние стоит в несколько раз дешевле, чем здесь… А в Германии больше порядка… И продукты там нормальные… Их есть можно… Или вот я езжу на машине. Но наши законы в отношении автовладельцев  просто сводят меня с ума!

Я: А отчего такие мелкие запросы: билеты, еда, автомобили?  Ведь Родина – это не законы и правила, которые достаточно часто меняются, не еда, которую, кстати, можно выбрать и у нас на любой вкус… Как насчет народа, бескрайних просторов, древних и современных городов, истории, традиций, культуры? Родина – это место, где вы родились. Вы же любите свою мать независимо от того, красивая она или уродливая, богатая или бедная, больная или здоровая? Просто любите и готовы для нее на всё… Или нет?

Она: Не передергивайте! Я имею право выбирать. У меня одна жизнь и я хочу прожить ее комфортно. Мне отвратительны русские – несобранные, безответственные разгильдяи, пьяницы и ворюги.

Я: К «русским» вы не относите себя, свою семью, друзей, знакомых? Ведь ваш родной язык русский. И мы говорим с вами именно на русском. Выучите вы английский, немецкий, французский или любой другой, всё равно вашим родным языком, в котором вы понимаете малейшие оттенки и скрытые смыслы, останется русский. Разве вы не восторгаетесь русской литературой? Вообще-то, весь мир восторгается. И ваша любимая Германия, и Штаты, в том числе… Не вызывает у вас гордости наша музыка? Вы слышали 1-ый концерт Чайковского? А Шостакович, Рахманинов, Глинка, Губайдуллина?

Она: Вы еще про живопись и науку вспомните… Про балет, ха-ха!...

Я: А почему нет? Не каждый народ имел таких великих художников как Андрей Рублев, Суриков, Репин, Шагал, Малевич, Кандинский…  И в космос мы полетели первыми… У вас это тоже вызывает смех?

Она: И у других народов  есть достижения. В Германии были великие композиторы, философы и поэты…

Я: Но сможете ли вы прочувствовать музыку стиха Гете или Рильке так, как в вашей душе отзовется стих Пушкина или Лермонтова?

Она: Всё это «высокие» материи. А живу здесь и сейчас. Мне нужны удобства и человеческие законы. Да американцы и немцы смеются над русскими!

Я: И вы вместе с ними? Общаясь с иностранцами, вы рассказываете им, как вы ненавидите и презираете свою страну? Вы не думаете, что они считают вас глупой? Мало того, что презирать свою Родину постыдно и цинично.   Но насмехаться над ней с иностранцами?!. Вы вспомните про предателей, тех, что продавали свою Родину за  пригоршню монет. Ведь это позор. Чем вы отличаетесь от них?.. Предаете не за деньги, а по убеждениям?... Те иностранцы, с которыми вы делитесь своими негативными мыслями о России, считают вас глупой и никчемной. Поверьте мне! Никто не любит предателей.

Она: Я не предатель. Просто я презираю Россию.

Я: Просто?! Вы здесь родились, вы выросли и получаете образование в университете благодаря своей стране. Вы достаточно успешны. Это лишь ваша заслуга?

Она: Да, только моя и моих родителей. Мои мозги и их деньги. В Германии и Соединенных Штатах я бы получила образование получше, чем здесь.

Я: А вот это зависит только от вас. Разве мало у нас Нобелевских лауреатов, замечательных хирургов, программистов, бизнесменов, изобретателей? Самые известные русские приложили много личных усилий, чтобы стать по-настоящему образованными.

Она: Все великие изобретения в мире сделали европейцы и американцы.

Я:  Неужели? А говорят ли вам что-нибудь фамилии Менделеева, Пирогова, Лобачевского, Курчатова, Вернадского, Сикорского, Королева?

Она: Но ведь Интернет, социальные сети и мобильный телефон изобрели не они.
 
Я: Великие русские ученые и изобретатели сделали очень значительный вклад в копилку знаний человечества. И упомянутые вами достижения базируются и на их открытиях…
 
Она: Если бы я была нужна своей стране, она могла бы дать мне возможность получить образование в каком-нибудь престижном ВУЗе за границей.

Я: Почему вы считаете, что могли бы всё только получать? Образование, законы, продукты? А как насчет того, чтобы самой отдавать? Сделать что-то полезное для Родины? Улучшить жизнь других? Поверьте, это придет к вам с возрастом, понимание, что то, что вы тянете на себя, почему-то не приносит внутренней радости и удовлетворения. Счастье – жить ради высоких целей.

Она: Глупости! Я похожа на дуру? Все стараются тащить одеяло на себя, а я буду эдакой альтруисткой: стану думать о Родине, ее благополучии, об улучшении жизни своего народа… Какая ерунда!

Я: Сейчас, даже вкладывая в эти понятия отрицательный смысл, вы заговорили о главном в жизни человека. Вспомните, какие личности остаются в истории, в благодарной памяти народа? Да-да, именно те, что думали не о себе и теплом местечке для своей задницы.

Она: Мне моя задница дороже моих соотечественников. Русские так измельчали: понятия честь и порядочность давно утрачены. Мужчины позаимствовали у женщин слабость, а женщины стали какими-то лошадьми-тяжеловозами. А все вместе – грубые, злые и жадные…

Я: А вы попробуйте быть не такой. Начните с себя. Вполне вероятно, что вы не заметите, как окажетесь в другом мире: вас постепенно окружат люди с  достойными планами, высокими мечтами и серьезными надеждами… Ведь мир - это отражение наших представлений о нем. Поэтому ваш так сер и эгоистичен.

Она: А такие люди есть? Сомневаюсь! Я вообще не верю, что когда-то люди были другими. Рассказы про то, как наши бабушки с дедушками в молодости делились с другими, нуждающимися, последним или вообще делились, - это просто красивые легенды.  А военные истории про людей, отдающих жизнь за Родину, - пропаганда, не более…

Я: Кто-нибудь из ваших родственников участвовал в Великой Отечественной войне?

Она: Мой прадедушка погиб под Берлином в последние дни войны.

Я: Может, это тоже легенда?... Спился, попал под поезд, нетрезвым переходя пути в неположенном месте… Или погиб в драке с собутыльниками при дележке украденного…

Она: Как вы смеете?! Мой прадедушка герой! Благодаря ему и другим таким же неизвестным солдатам вы живете в свободной стране, а не в немецкой резервации…

Я: Ну надо же! То есть вы гордитесь своим прадедом? То есть в отношении вас еще не всё потеряно?

Она: Это другое. И это было давно… Сейчас нет войны. Сейчас все хотят жить сытно и удобно.

Я: А если бы началась война? Вы бы стали защищать вашу Родину? Как ваш прадед? Или уехали бы заблаговременно куда-нибудь в тихую нейтральную страну?

Она: Я же не военный. Я учусь на дизайнера… Я об этом не думала…

Я: А стоит подумать! Вообще стоит больше думать не о качестве колбасы и штрафе за парковку в неположенном месте, а о действительно важном. О своей позиции в жизни, о Родине, о том, что вы ей можете дать, об отношении к людям, в первую очередь, к соотечественникам… Думать очень полезно. Авось, и поменяются у вас представления о жизни и Родине.

Она: А что, вы считаете, я одна такая? Да сейчас вся молодежь мечтает побольше денег зарабатывать, карьеру сделать, на дорогом автомобиле ездить, как в рекламе по телику, жить в дорогой квартире, есть дорогую еду и носить дорогие брендовые тряпки. А где ты будешь жить – в Мюнхене или Нью-Йорке – неважно. В Москве, конечно, тоже можно, если бабла хватает. Но лучше за границей… Мы космополиты, понимаете! У нас другие ценности. И не надо меня лечить про патриотизм! Мы патриоты той страны, где мягче спать и слаже есть… Понятно вам?! И еще хотелось бы понять, что сделали для вашей любимой родины лично вы? Всё ваше поколение?
 
Я: Я учила детей в школе русскому языку и литературе. Говорила им, что подсказывало сердце... А  что сделало поколение... Наверное, то, что вы можете сейчас поехать всё-таки жить в Германию или в Штаты... Наверное, то, что вы можете говорить всё, что думаете... Наверное, то, что вы пьете Пепси-колу и жуете иногда Сникерсы... Ходите в разорванных (для пущей сексуальности)  джинсах и уже не слушаете "Голос Америки"... Но я не уверена теперь, что это было правильно...

Я встала из-за стола, отодвинув чашку с остывшим чаем, и вышла в коридор. Мне было горько. Надо же, патриот - ругательное слово!.. Что ждет, тебя, Родина, в ближайшем будущем? Почему ты не смогла стать родиной для наших детей?


(Из сборника «100 рассказов про тебя»)