История с патентом

Валерий Попов 3
В Карлсруе в институте технологий (КИТ) я проработал в нейтринном проекте КАТРИН почти 3 года. Вначале занимался конструктивными доработками сложнейшей WGTS – основной части эксперимента, где происходит впрыск и распад радиоактивного трития, а затем в авральном порядке, проектированием  другой части – DPS, следующей за WGTS части эксперимента. Итальянцы изготовили первый вариант DPS, в процессе испытаний этой установки сгорели диоды зашиты сверхпроводящих магнитов и, после долгих обсуждений, учёные пришли к выводу, что дешевле спроектировать и изготовить эту часть вновь. В науке и так бывает. Эксперимент КАТРИН создаётся более 10 лет, участвуют много стран и фирм, и есть много технических и организационных проблем в большей степени связанных с человеческим фактором, т.е. с недостаточной проработкой техзадания, техпроекта и слабой технической подготовкой.  И ещё следует сказать, что люди науки это особые люди, которые живут в своём особом мире, где не всегда принимаются оптимальные решения, поэтому, как правило, работы затягиваются и  переносятся сроки физического пуска экспериментов.
В установке физического эксперимента  КАТРИН используется большое количество турбомолекулярных вакуумных помп (ТМП) фирмы Лайбольд производительностью порядка 3000куб. м./сек для постоянной откачки газообразного трития и продуктов распада. Это сложные вакуумные насосы содержат вращающийся с огромной скоростью ротор, имеющий значительную кинетическую энергию. Эта энергия при теоретически возможном разрушении ротора не должна привести к повреждению и разгерметизации вакуумной системы с радиоактивным тритием, надёжность конструкции при этом  должна быть 100-процентная.  В нашем случае проблема заключалась в том, что ТМП нельзя было закрепить жёстко, они  монтировались на вакуумные вентили  вакуумных камер, положение которых необходимо было регулировать в пространстве. Задача непростая, много было вариантов, много обсуждений. И вот однажды, после долгих раздумий, пришла  в голову мысль, как решить такую задачу. Эта идея постепенно, шаг за шагом воплощалась в конкретную конструкцию. В институте много хороших специалистов, мы обсуждали технические детали и в какой-то момент стало ясно, что есть новизна в данном техническом решении. КИТ представляет собой технопарк, объединяющий около 20 институтов и имеющий хороший патентный офис, поэтому я решил попробовать подать заявку на патент через их патентное бюро. Патент – довольно дорогое удовольствие, нужно много платить, а в случае оформления патента от института, платить будет институт. Я встретился с руководителем проекта КАТРИН, объяснил свою идею и предложил включить в соавторы кого-либо из участников проекта, понимая, что в авторах должен быть и представитель КИТ, иначе никто не будет со мной заниматься. В итоге моим соавтором оказался молодой учёный Миша Штурм, хороший парень, ответственный за тритиевые линии в проекте. Безопасность тритиевых коммуникаций при эксплуатации – главная задача в эксперименте.  Мы обсуждали многие технические вопросы, он помог мне перевести текст изобретения на немецкий язык и я надеялся, что он будет заинтересован в получении патента. Весь патентный поиск я проводил самостоятельно, нашел много аналогов, довольно близких, но отличных от моего решения.  Несколько раз пришлось редактировать текст изобретения, у меня был хороший опыт в России, поэтому вскоре все материалы были готовы.
К сожалению, моя работа в КИТ неожиданно закончилась, и я вернулся в Кёльн на свою фирму так и не закончив оформление патента, но была надежда, что мой соавтор активно продолжит наше дело. Я решил просто ждать, поставив в известность руководство моей фирмы о изобретении и расчитывая на  поддержку.
Следует отметить, что «изобретать» очень полезно, посколько необходимо перелопатить большое количество информации, патентов, чтобы определить новизну предлагаемого. Это требует и  времени и большого труда, хороших знаний и опыта. Ещё нужно понимать, что данное изобретение будет востребовано на рынке или нет. В моём случае все ведущие компании, выпускающие большие турбомолекулярные помпы, могут быть заинтересованы в использовании патента, поэтому для КИТ это ещё и престиж.
Я обратился к руководству  моей фирмы с просьбой защитить авторские права на данный патент и мне обещали юридическую поддержку. Но на моей фирме вопросами  патентования, к сожалению, никто не занимается, хотя в названии фирмы есть слово «исследование» и при желании можно было бы вести такую работу. Фирма больше заточена на зарабатывание денег и пока это удаётся. Пока ещё есть заказы на сверхпроводящие ниобиевые резонаторы, сложнейшие изделия, на ускоряющие модули для разных стран. Эти работы по наследству достались ещё от фирмы ACCEL и продолжаются по сей день. Однако на фирме очень трудно провести экспериментальную работу и вообще нет экспериментального участка или лаборатории, хотя есть прекрасный набор оборудования и все возможности для этого есть.
Когда я говорю об этом с начальством, все соглашаются, но конкретных шагов нет и всё остаётся по прежнему. Пока ещё пользуемся репутацией бывшей фирмы ACCEL, в которой я начинал работать и которая была на голову выше во всех аспектах, и по составу специалистов и по возможностям. Но всё течёт, все меняется, слава Богу, что пока на плаву и живём.. Моё видение прогресса связано с постоянным поиском, экспериментированием, работой на перспективу, только тогда будет успех.
Что будет с моим патентом? Жаль, что не успел оформить до конца, будучи в Карлсруе. Остаётся только ждать и надеяться. Я понимал, что будет трудно, но уже прошло полгода, а новостей нет..
Для меня важно было понять, как это здесь работает, пройти весь процесс оформления патента. Основной вопрос, кто будет платить за патент и я честно признаюсь, мне не хочется, а будет ли платить КИТ?  Тоже неясно,  пока они тянут резину ..
 Есть опасение, что меня могут бортануть, как человека со стороны и ничего не докажешь. Уверенность в новизне технического решения есть, но  есть и неуверенность в честности моих партнёров, которым я передал всю информацию. Ещё есть опасение, что поскольку  даннное изобретение заложено в конструкцию вакуумной камеры DPS, которая будет представлена на очередной конференции эксперимента КАТРИН, то его суть может быть раскрыта до получения патента, т.е. новизны не будет. В таком случае невозможно будет оформить патент, я надеюсь этого не случится.
Попробовал связаться с моим соавтором в КИТ, а затем и с руководителем проекта и выяснить, что же на самом деле происходит с патентом, почему меня игнорируют, но вразумительного ответа так и не получил. Мои опасения похоже не напрасны, но в любом случае, если моё изобретение  будет использовано,  есть чем гордится. Я и так не очень расчитывал на вознаграждение, понимая, что в одиночку невозможно получить патент без существенных затрат. Была идея предложить изобретение ведущим изготовителям вакуумных ТМР, но я не имел нужных контактов, да и проще было, как мне казалось, подать заявку на получение патента в КИТ. Но в итоге я понимаю, что надо было подавать заявку на патент в своей компании, заинтересовать шефа, объяснив возможную выгоду, этого не случилось, а жаль..
Я не понимаю техническую политику на фирме, скоро закончатся резонаторы, а что дальше? Руководители – физики витают в облаках, пока ещё жить можно, а завтра? Есть ИТЕР, очень интересный проект, но здесь большая конкуренция и многие работы, к сожалению, не по нашему профилю, но чтобы быть успешными нужно пробовать..