Птица счастья, унесенная войной. Рассказ первый

Галина Гостева
             Выселок Польский

Решение, как всегда, пришло неожиданно. Дети предложили ей поехать в  отпуск к дальней родственнице в деревню Польский Выселок. Час самолетом от Кызыла до Абакана.От Абакана до Минусинска 30 минут на автобусе. Там еще 4 часа на автобусе до Каратуза.

        Село называлось Каратузское, но и сами жители села, да и во всех окрестных селах его называли кратко: Каратуз. А Польский Выселок звали по -  разному: то Выселок Поляцкий, а то просто – Польское.

        От  Каратуза  до Польского  - рукой подать: всего 25 километров. Повезет – на  попутке за час можно доехать. Если же нет, то на своих двоих, да еще с дочерьми - подростками, полдня уйдет на то, чтобы до него добраться.

        Но это Татьяну Ивановну Мальцеву не устрашило. Работая в школе учителем истории и ведя кружок по краеведению, она постоянно ходила в походы с учениками. Дочери тоже были приучены с малых лет к рюкзакам за спиной. Песни у костров, чай с дымком, гречневая каша с тушенкой, веселые игры с ровесниками, интересные встречи с людьми, занимательные истории - все это с лихвой окупало тяготы походов.

        Выселок Польский  располагался  на  возвышенности посреди многочисленных лугов и полей, окруженный березами, осинами, калиной, бояркой, черемухой, зарослями таволожника, малины, черной и красной смородины.

        У пруда росли ивы. На взгорке раскинулся колхозный сад. Весной все это пышно цвело и благоухало, манило к себе пчел, ребятишек и влюбленных.

        Летом лесные поляны зарастали густой высокой травой, щедро усеянной цветами: желтой стародубкой, оранжевыми пожарчиками, белой ромашкой, голубенькой незабудкой, желто-оранжевой  саранкой, синими медунчиками,  розовато-сиреневым кипреем, малиново-бордовыми Венериными башмачками.

        Дух захватывало от этого завораживающего цветения, терпко-сладкого аромата разнотравья, пения птиц, жужжания насекомых, кукования кукушки. В июле уставшие косари любили обедать и отдыхать в тенечке под белоствольными  березками.

        Ближе к осени природа щедро одаряла не только жителей Польского Выселка, но и близлежащих деревень, груздями и белянками, клубникой и земляникой, другой поспевающей ягодой.

       Деревня была основана еще в 1868 году. Уже к 1916 году в ней насчитывалось 68 хозяйств и 402 жителя. При Советской власти жителей стало больше. Одно неудобство – не было своего Сельского Совета. Польское  входило в  состав  Верхнебуланского Сельского Совета.

      В Выселке была своя начальная школа. Желающим получить среднее образование,  приходилось ездить за 15 километров в Моторскую среднюю школу и жить там в  пришкольном интернате. Кое-кто, правда, учился в школе в райцентре, в Каратузе, проживая там у родни.

      Всякое повидали на своем веку жители Польского. И раскулачивание пережили. И ночные аресты « врагов народа» в 1937 году, реабилитированных в  восьмидесятые годы. Не обошла стороной деревню и Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.  Около сотни мужчин ушли на фронт. Ушли в грозный час, чтобы  защищать свою Родину, чтобы защищать своих  родных и  близких от фашистов. 44 человека не вернулись домой с полей сражений.

       К  1959 году в Польском Выселке было 3 улицы, 180 добротных домов со всеми надворными постройками. Около 500 жителей. Колхоз был на хорошем счету у районного начальства. Но затем началось укрупнение совхозов. И Выселок  присоединили к Моторскому совхозу.

       В  1970 году начался  массовый  отъезд  жителей из Выселка Польского. Через 3 года деревни, как таковой, не осталось. Стояли, заколоченные досками, пустые избы вдоль улиц.

      И только на самом выезде из Польского не пустовали 7 дворов. В них доживали свой бабий век, совсем еще не старые, одинокие женщины, так и не пожелавшие расстаться с землей своих предков, не захотевшие покинуть могилы своих родных и близких.

        Они взяли на себя заботу о благоустройстве оставшегося  кладбища, последнего  приюта  умерших земляков. Приходилось выпрямлять покосившиеся деревянные кресты, вырывать сорняки, в Родительский день раскладывать по могилкам блины, конфеты – подушечки, наливать колодезной водицы в маленькие баночки, класть по куску хлеба.

        Долго уговаривал их директор совхоза Соболев Иван Петрович перебраться на  жительство на центральную усадьбу и даже грозил, но все его старания оказались тщетными. Бабы были неумолимы: « Здесь жили и умирали  наши родные, и мы здесь будем умирать». На их сторону неожиданно встал и райвоенкомат.

        Раз в неделю к ним приезжала автолавка, и они набирали себе продуктов  про запас. Они держали на подворье по поросенку, по собаке, по кошке, по десятку курочек- несушек, по горластому петушку и одну на всех корову Марусю. Да еще в саду у бабы Вари под яблонями  стояло два улья  с пчелами. Мед у них покупал водитель автолавки. Платил хорошо, не обижал.

        Забот хватало на целые дни. Из дней складывались месяцы и годы. Все  гуще разрасталась крапива по заброшенной деревне. Все меньше оставалось различных построек. Их по ночам разбирали и увозили водители на грузовиках. Все  сильнее  затягивался тиной пруд.Все выше становились деревья. Все ниже к земле пригибали годы и безрадостные думы бывших колхозниц –передовиков, нынешних пенсионерок.

        В Выселке Польском гостей ждали: и сорока стрекотала все утро около домов, и уголь из печки выпал. К гостям. Бабушки затеяли стряпню, и не ошиблись.  Гости прикатили на попутке.

       В честь приезда  дорогих гостей из Кызыла, баба Варя пригласила « погонять чаи» своих товарок. Они пришли , принаряженные в цветастые ситцевые новые халаты, на головах - одинаковые тонкие светлые платки в мелкий горошек по каемке, в руках корзины со снедью.

       Татьяна Ивановна с дочерьми: десятилетней  Олей  и двенадцатилетней  Ксюшей, уже накрыли стол привезенными гостинцами: колбасой, сыром, красной рыбой, пряниками и конфетами.
 
        Все чинно  уселись на деревянные лавки за стол. С улицы принесли  огромный самовар, из русской печи достали большой  чугун с упревшей пшенной  кашей, сдобренной топленым маслом. Пришедшие достали из корзин  постряпушки.  После полдника  полились неспешные расспросы. А, как же?!  Жить в соседях  - быть в беседах.

  Продолжение следует  http://proza.ru/2015/03/22/1486