Мочалка

Сергей Михалев
С Владимиром Ивановичем и Надеждой Степановной мы были соседями. Жили рядом много лет, но общались не часто. Они были старше нас, жили довольно замкнуто. Единственный их сын жил в Испании, у него там свой бизнес. Его мы вообще никогда не видели. Но откуда-то знали, что он женился на женщине с ребенком против воли родителей, и на этой почве они довольно редко общались. Мы здоровались при встрече, обменивались общими фразами, и были симпатичны друг другу. Это было точно. Потому, когда мы начали делать ремонт в квартире и развалили ванную  комнату, я решил попроситься на помывку к соседям. 
Да какой разговор? Разумеется, приходите, - сразу согласился Владимир Иванович. - Неужели нам ванной жалко? Надежда Степановна, ты не против?
Что ты говоришь, Володя? Как я могу быть против? Конечно, приходите, Александр. Рады будем.

По всему было видно, что приглашали они не ради красного словца, потому долго меня просить не пришлось.
Через полчаса я уже разувался в прихожей и бодро шел к ванной.
Это вам презент из Норвегии, - подала мне Надежда Степановна синтетическую мочалку. - Владимир Иванович из командировки привез.
Я знал, что Владимир Иванович был капитаном дальнего плавания, и в молодые годы исколесил на торговом судне полмира.
Спасибо, - поблагодарил я. - Очень кстати.
Свою я бы точно в бардаке не нашел. И тут — все удобства в одном флаконе.
Я помылся, и супруги пригласили меня на кухню. Мы пили какой-то удивительный китайский чай с не менее удивительным экзотическим вареньем. Смотрели семейные фотографии. Я хоть и не люблю смотреть семейный альбом, этот смотрел с интересом. Тогда, при Советах, за рубеж ездили единицы и посмотреть мир глазами не Юрия Сенкевича, а другого человека было крайне интересно. И я смотрел Японию, Америку, Индию, Германию. Владимир Иванович был совсем молодым.
- Не забудьте презент, - напомнила мне Надежда Степановна, когда я засобирался домой. - И она подала мне аккуратно завернутую мочалку. Я поблагодарил и унес ее с собой.
Не помню точно, как это произошло, но умерли наши соседи почти одновременно. Сначала Владимир Иванович, а вскоре и Надежда Степановна. Но узнали мы об этом только тогда, когда несколько раз увидели молодого мужчину с женой и дочкой около соседской двери.
Вы, вероятно, сын Владимира Ивановича и Надежды Степановны, - заговорила моя жена.
Да. Иван. - представился он. - Вот собираюсь квартиру продавать, родители умерли.
Да-да, примите наши соболезнования. Прекрасные были люди. - Это уже я включился в разговор. Я вспомнил, как однажды попросил Владимира Ивановича, чтобы он подыграл нам в истории с Дедом Морозом.
А  дело было так. Младшая дочка взрослела и уже не хотела верить в то, что это Дед Мороз приносит подарки, а не папа с мамой кладут их под елку. Мы, конечно, убеждали ее, что это не так, что просто она засыпает, когда Дед Мороз приезжает с подарками. И в этот раз она упорно ждала, когда он появится, и не ложилась спать. Было ясно, что она будет сидеть до победного конца. Но она не знала, что и в этот раз сказка для нее будет сохранена. Я договорился с Владимиром Ивановичем, чтобы он передал нам подарки от Деда мороза.   
После того, как куранты пробили двенадцать, мы специально устроили с женой и старшей дочерью  большой шум, чтобы «не услышать», как будет звонить дед мороз.
И у нас получилось. Мы кричали, веселились, прыгали вокруг елки. И в самый разгар веселья раздался звонок. Я открыл, в дверях стоял Владимир Иванович:
С Новым Годом! Минут пятнадцать вам звоню.
С Новым Годом? А что случилось?
У вас девочку зовут Катя?
Да.
Значит это вам. Дед мороз сказал, что не смог вам дозвониться и оставил подарки у нас.
Сначала дочь расстроилась, что опять прокараулила Деда Мороза, но когда увидела подарки, то обо всем забыла.
… И вот наших дорогих соседей нет больше с нами. Но еще не было дня, чтобы я о них не вспомнил. Когда захожу в  ванную комнату и вижу на крючке норвежскую мочалку, сразу вспоминаю своих удивительно интеллигентных соседей - Владимира Ивановича и Надежду Степановну.
Сына их мы больше никогда не видели. Наверное, уехал в «свою» Испанию.
1 ноября 2010 г.