Частушки в зеркале эпохи глава из новой книги о ру

Александр Быков 3
Частушки любят изучать филологи, но историки очень редко используют этот своеобразный источник о народной жизни. Попробуем нарушить сложившееся положение и рассказать о заботах и чаяниях заднесельской молодежи, используя эти короткие четверостишия.

Основные думы парней и девушек были конечно о любви: о дролечках, миленочках, замужестве. Этой теме посвящен основной массив частушек. Нам интересны те из них, которые имеют необычные характеристики героев, часто с местным уклоном:

«Вечерина, вечерина, не свеча горит-лучина,

Не лучина- керосин, кого надо-пригласим».

Начинается своеобразное соревнование, кто кого перепоет:

«Голубые глазки злые, карие-лукавые

У моего милого черные-любимые самые»,

-начинает девушка.

«Попил пива, попил я, попил бы столового
Полюбил бы я тебя,ты не чернобровая»,

- задорит в ответ девушку парень.

«У меня миленок есть, носит шапку на бочок.

Я на шутку подмигнула- подскочил, как дурачок»,

-обостряет тему его товарка.

«Сапоги, сапоги, сапоги с калошами

У милашки у моей зубы как у лошади»,

- быстро отвечает парень.

Девушке обидно и вслед парню летит новая частушка:

«Катаники серые, волосья кудреватые.

Ты сидел бы на печи, чучело горбатое».

Так препираться пары могут достаточно долго, и, наконец кто то из двоих идет на мировую, но очень своеобразно:

«Ой, миленький, косорыленький,

Пара, пара нас с тобой, косорылый да рябой».

Парень отвечает уже более миролюбиво:

«Акулина Саввишна! Уважать то станешь ли?»

Девка, решив, что ее взяла, продолжает:

«Стану стану, милый мой, тебя березовой метлой».

И тут же, не дав парню опомнится, снова начинает с ним мириться:

«Не кури милый сигару-голова болит с угару.

Не пей, Колечка вина, послушай девушку-меня».

Парню нравится новая, более нейтральная тема и он дает ей ход:

«Я не буду больше пить, буду денежки копить

Пятачок в сундучок-восемь гривен- в кабачок».

«До чего мальчишка допил, до чего и догулял

Только вышел на крылечко, черт старухой напугал»,

-не уступает парню девка.

Тому только это и надо, пошла хмельная похвальба:

«Меня резали ножами-я ревОльвер заряжал.

Прострелили буйну голову -и то не убежал».

«Экой милый у меня. Дорогой не пьет вина,

Табаку не куривал, без калош не гуливал»,

-снова меняет тему девушка.

«С неба звездочка упала на стеклянный на завод

парень девушку не любит, за рогульку продает»,

-поет Устьянскую частушку кавалер, все видом показывая, что девушка ему не дорога.

Та немедленно отвечает тем же:

«Как по Кубине реке ехал милый в доннике

Поварешкой правился-всем девицам нравился».

Парень, решает попугать девушку и начинает рекрутскую частушку:

«Все я думал, не забреют, по беседам похожу.

У милашки фартук новой-на коленях посижу».

На этот случай у девушек всегда есть припасенные истории:

«Дура с рекрутом связалась, рекрут просит на вино:

Пойду лягу под машину, помирать то все равно».

Ответ огорошивает новой припевкой:

«Вы не пойте петухи, не кудахте куры.

Не гоняйтесь за ребятам, Заднесельски дуры».

Это уже большая обида,на которую есть достойный ответ:

«Я сегодня ввечеру пойду гулять к учителю,

учитель то молоденький, его зовут Володенькой».

Разозленный парень встает и выходит из избы, прокричав на прощанье:

«По деревенке пройдем, папиросочку зажжем,

Мужики заматюкают, всю деревенку сожжем».

Оставшись в одиночестве, девушка продолжает петь, правда уже на другие темы:

«Сошью юбку с воланОм, а другую на меху,

Одного люблю исправно, а другого для смеху».

«Я надела платье черное, какую черноту,

Попадаю за учителя в какую чистоту».

«Попадать»-значит выходить замуж. Брак с учителем мечта деревенской девушки, ведь тогда она становится почти барыней, будет носить не сарафаны с фартуками, а городские платья:

«Я сидела под окошком-шила платьице с горошком,

Три оборочки на ряд, для хорошеньких ребят».

Деревенские сарафаны к 1911 г. в Заднем вышли из моды, уступив место городским фасонам, традиционный наряд носили только в дальних деревнях. Новое, покупное, требовало денег, которые приходилось просить у родителей:

«Попросила я у тятеньки суконного пальта,

Посулил родимый батюшка ременного кнута».

Как же не горевать по такому поводу:

«Сидит девушка на кухне, плачет глазоньки подпухли

дайте перышко мне в руки-напишу письмо от скуки».

Ответы, особенно от кавалеров, находящихся в дали от дома, зачитывали до дыр:

«Есть от милого письмо, от маменьки скрывается.

В черной юбочке в кармашке пять раз в день читается».

Не зря Мерцалов дарил заднесельским детям новое здание школы, грамотность в селе повысилась, это открывало новые перспективы:

«У нас то есть в селе- новое правление

Дай бы господи далось милому ученье».

Иногда, разругавшись с кавалером, девка видела его измену и очень страдала по этому поводу:

«Погасите эту лампочку-невесело горит,

Разведите эту парочку-бессовестно сидит».

Или еще, уже в отчаянии:

«Поедем, девушки, домой, а то я насиделася

Моего милого нет, на ваших нагляделася».

Вот частушка девушки, которой есть из кого выбрать кавалера:

«Как от сердца от души, четыре парня хороши

Коля по богатее, Сережа-тороватее,

Федя поспесивее, Володя всех красивее...»

Интересно отразился в частушке мотив переезда на новое место жительства:

«Золотце ухаживал, на село показывал,

Поедем, милая, в село, в деревне жить не веселО».

Отгремела свадьба, началась замужняя жизнь и милый дролечка почти сразу же изменялся. Исчезает и лирика в темах о замужней жизни, все чаще появляется скорбь на свою долю:

«Кто бы кто бы покосил, Я б тому пожала.

Кто про горюшко спросил, все бы рассказала».

Рассказы об этом довольно часто встречаются в частушках:

«Милый пьяный-черт упрямый. Никому не совладать

Принародно кольца просит, лучше трезвому отдать».

Это о том, как пьяный муж грозится пропить обручальные кольца.

А вот запоздалое признание в том, что вышла замуж не по любви:

«Не ходите девки замуж не за милого дружка,

лучше в реченьку скатиться со крутого бережка».

Были предпочтения и по месту жительства будущего мужа:

«Не пойду на Томаш замуж, тама мушники едят

Лучше выйду в Заднесельщину, там хоть чаем напоят».

Это про две соседние волости, а мушник-это ячневый пирог. Но обычно выходили, куда позовут. В случае несчастливого брака, была возможность вернуться домой, или сбежать от ненавистного мужа куда подальше.

«Я сидела под окном, хлебала кашу с молоком

За удалого попала, с первой ночи кулаком».

Обычай не осуждал домашнее рукоприкладство, еще про «Домострою» жену надлежало «учить», но терпели самодуров далеко не все:

«Самоходочкой уйду, тут не убытки.

Барышем останутся кружева да нитки».

«Песня вся, песня вся, песня кончилася.

Мужик бабу колотил, баба огорчилася».

На фото современная девушка в позирует в нижней юбке Кадниковского костюма. Конечно так никогда не одевались, но у современных искусствоведов свои "тараканы"...