Частушки любят изучать филологи, но историки очень редко используют этот своеобразный источник о народной жизни. Попробуем нарушить сложившееся положение и рассказать о заботах и чаяниях заднесельской молодежи, используя эти короткие четверостишия.
Основные думы парней и девушек были конечно о любви: о дролечках, миленочках, замужестве. Этой теме посвящен основной массив частушек. Нам интересны те из них, которые имеют необычные характеристики героев, часто с местным уклоном:
«Вечерина, вечерина, не свеча горит-лучина,
Не лучина- керосин, кого надо-пригласим».
Начинается своеобразное соревнование, кто кого перепоет:
«Голубые глазки злые, карие-лукавые
У моего милого черные-любимые самые»,
-начинает девушка.
«Попил пива, попил я, попил бы столового
Полюбил бы я тебя,ты не чернобровая»,
- задорит в ответ девушку парень.
«У меня миленок есть, носит шапку на бочок.
Я на шутку подмигнула- подскочил, как дурачок»,
-обостряет тему его товарка.
«Сапоги, сапоги, сапоги с калошами
У милашки у моей зубы как у лошади»,
- быстро отвечает парень.
Девушке обидно и вслед парню летит новая частушка:
«Катаники серые, волосья кудреватые.
Ты сидел бы на печи, чучело горбатое».
Так препираться пары могут достаточно долго, и, наконец кто то из двоих идет на мировую, но очень своеобразно:
«Ой, миленький, косорыленький,
Пара, пара нас с тобой, косорылый да рябой».
Парень отвечает уже более миролюбиво:
«Акулина Саввишна! Уважать то станешь ли?»
Девка, решив, что ее взяла, продолжает:
«Стану стану, милый мой, тебя березовой метлой».
И тут же, не дав парню опомнится, снова начинает с ним мириться:
«Не кури милый сигару-голова болит с угару.
Не пей, Колечка вина, послушай девушку-меня».
Парню нравится новая, более нейтральная тема и он дает ей ход:
«Я не буду больше пить, буду денежки копить
Пятачок в сундучок-восемь гривен- в кабачок».
«До чего мальчишка допил, до чего и догулял
Только вышел на крылечко, черт старухой напугал»,
-не уступает парню девка.
Тому только это и надо, пошла хмельная похвальба:
«Меня резали ножами-я ревОльвер заряжал.
Прострелили буйну голову -и то не убежал».
«Экой милый у меня. Дорогой не пьет вина,
Табаку не куривал, без калош не гуливал»,
-снова меняет тему девушка.
«С неба звездочка упала на стеклянный на завод
парень девушку не любит, за рогульку продает»,
-поет Устьянскую частушку кавалер, все видом показывая, что девушка ему не дорога.
Та немедленно отвечает тем же:
«Как по Кубине реке ехал милый в доннике
Поварешкой правился-всем девицам нравился».
Парень, решает попугать девушку и начинает рекрутскую частушку:
«Все я думал, не забреют, по беседам похожу.
У милашки фартук новой-на коленях посижу».
На этот случай у девушек всегда есть припасенные истории:
«Дура с рекрутом связалась, рекрут просит на вино:
Пойду лягу под машину, помирать то все равно».
Ответ огорошивает новой припевкой:
«Вы не пойте петухи, не кудахте куры.
Не гоняйтесь за ребятам, Заднесельски дуры».
Это уже большая обида,на которую есть достойный ответ:
«Я сегодня ввечеру пойду гулять к учителю,
учитель то молоденький, его зовут Володенькой».
Разозленный парень встает и выходит из избы, прокричав на прощанье:
«По деревенке пройдем, папиросочку зажжем,
Мужики заматюкают, всю деревенку сожжем».
Оставшись в одиночестве, девушка продолжает петь, правда уже на другие темы:
«Сошью юбку с воланОм, а другую на меху,
Одного люблю исправно, а другого для смеху».
«Я надела платье черное, какую черноту,
Попадаю за учителя в какую чистоту».
«Попадать»-значит выходить замуж. Брак с учителем мечта деревенской девушки, ведь тогда она становится почти барыней, будет носить не сарафаны с фартуками, а городские платья:
«Я сидела под окошком-шила платьице с горошком,
Три оборочки на ряд, для хорошеньких ребят».
Деревенские сарафаны к 1911 г. в Заднем вышли из моды, уступив место городским фасонам, традиционный наряд носили только в дальних деревнях. Новое, покупное, требовало денег, которые приходилось просить у родителей:
«Попросила я у тятеньки суконного пальта,
Посулил родимый батюшка ременного кнута».
Как же не горевать по такому поводу:
«Сидит девушка на кухне, плачет глазоньки подпухли
дайте перышко мне в руки-напишу письмо от скуки».
Ответы, особенно от кавалеров, находящихся в дали от дома, зачитывали до дыр:
«Есть от милого письмо, от маменьки скрывается.
В черной юбочке в кармашке пять раз в день читается».
Не зря Мерцалов дарил заднесельским детям новое здание школы, грамотность в селе повысилась, это открывало новые перспективы:
«У нас то есть в селе- новое правление
Дай бы господи далось милому ученье».
Иногда, разругавшись с кавалером, девка видела его измену и очень страдала по этому поводу:
«Погасите эту лампочку-невесело горит,
Разведите эту парочку-бессовестно сидит».
Или еще, уже в отчаянии:
«Поедем, девушки, домой, а то я насиделася
Моего милого нет, на ваших нагляделася».
Вот частушка девушки, которой есть из кого выбрать кавалера:
«Как от сердца от души, четыре парня хороши
Коля по богатее, Сережа-тороватее,
Федя поспесивее, Володя всех красивее...»
Интересно отразился в частушке мотив переезда на новое место жительства:
«Золотце ухаживал, на село показывал,
Поедем, милая, в село, в деревне жить не веселО».
Отгремела свадьба, началась замужняя жизнь и милый дролечка почти сразу же изменялся. Исчезает и лирика в темах о замужней жизни, все чаще появляется скорбь на свою долю:
«Кто бы кто бы покосил, Я б тому пожала.
Кто про горюшко спросил, все бы рассказала».
Рассказы об этом довольно часто встречаются в частушках:
«Милый пьяный-черт упрямый. Никому не совладать
Принародно кольца просит, лучше трезвому отдать».
Это о том, как пьяный муж грозится пропить обручальные кольца.
А вот запоздалое признание в том, что вышла замуж не по любви:
«Не ходите девки замуж не за милого дружка,
лучше в реченьку скатиться со крутого бережка».
Были предпочтения и по месту жительства будущего мужа:
«Не пойду на Томаш замуж, тама мушники едят
Лучше выйду в Заднесельщину, там хоть чаем напоят».
Это про две соседние волости, а мушник-это ячневый пирог. Но обычно выходили, куда позовут. В случае несчастливого брака, была возможность вернуться домой, или сбежать от ненавистного мужа куда подальше.
«Я сидела под окном, хлебала кашу с молоком
За удалого попала, с первой ночи кулаком».
Обычай не осуждал домашнее рукоприкладство, еще про «Домострою» жену надлежало «учить», но терпели самодуров далеко не все:
«Самоходочкой уйду, тут не убытки.
Барышем останутся кружева да нитки».
«Песня вся, песня вся, песня кончилася.
Мужик бабу колотил, баба огорчилася».
На фото современная девушка в позирует в нижней юбке Кадниковского костюма. Конечно так никогда не одевались, но у современных искусствоведов свои "тараканы"...