Бродяги Дикого Запада. Старая испанская тропа

Игнат Костян
Ко второй половине 70-х годов ХVIII века Испания продолжала усиленно исследовать территорию Дикого Запада простирающуюся от Санта-Фе до побережья Калифорнии. Данное исследование обуславливалась, прежде всего, необходимостью установления сухопутных маршрутов связывающих центр Новой Мексики с тихоокеанским побережьем Калифорнии.
Выше мы говорили о том, что в 1775 году Хуан Баутиста де Анса в ходе второй экспедиции в Калифорнию проложил сухопутный маршрут из северной Мексики, через пустыню Сонора,  обойдя по суше залив Монтерей, и вышел к бухте Сан-Франциско, основав там поселение, которое стало крайней точкой испанских колоний на западе Америки.
Участником этой экспедиции был тогда не только блаженный Хуниперо Серра, но и  также монах францисканец Франсиско Томас Гарсес, который, по благословлению отца Серры дошел до низовьев реки Колорадо и остановился на несколько месяцев в селении индейцев племени мохаве, с целью проведения миссионерской работы среди них.
С 1776 года Гарсес стал одним из основных исследователей-авантюристов американского Юго-запада. Благодаря его исследовательскому энтузиазму испанцы узнали, что собой представляет пустыня Мохаве, которую Гарсес в сопровождении индейских проводников пересек два раза туда и обратно.  Он первым из европейцев дал подробное описание племени мохаве, исследовал реку Колорадо, открыл Калифорнийскую долину и прошел по ней несколько десятков километров в поисках сухопутного прохода к миссии Сан-Франциско. Так и не отыскав этот проход, Гарсес был вынужден повернуть обратно, и возвратился в миссию племени юма, где трагически погиб в ходе восстания индейцев в 1781 году.
 Маршруты, которые открыл отец Гарсес, были до мельчайших подробностей  описаны в его дневниках и легли в основу экспедиции 1776 – 1777 гг. францисканских монахов Эскаланте и Домингеса, которая положила начало открытию Большого Бассейна – пустынному нагорью  на западе Северной Америки, протянувшемуся с севера на юг. Это нагорье ограничивалось хребтом Сьерра-Невада и Каскадными горами на западе и Скалистыми горами на востоке,  и по площади составляло более 500 000 км;.
В июле 1776 года настоятель миссии Нуэстра-сеньора-де-Гуадалупе-де-Зуни (Новая Мексика) отец Сильвестре Велес де Эскаланте, получил от губернатора Новой Мексики задание найти сухопутный маршрут от Санта-Фе до миссии Монтерей в Калифорнии. К выполнению этой задачи Эскаланте привлек своего сподвижника Франсиско Атанасио Домингеса, являвшегося  в то время комиссаром (инспектором) францисканских миссий в Новой Мексике.
Об Эскаланте известно, то, что он родился в Испании в 1750 году.
В возрасте 17 лет поступил во францисканский монастырь в Гранде недалеко от Мехико. В 1774 году по благословлению апостола Калифорнии отца Хуниперо Серры Эскаланте был определен в миссию пуэбло Лагуна, а в январе 1775 года стал настоятелем вышеуказанной миссии Зуни.
Задачей экспедиции Эскаланте  – Домингеса, кроме установления маршрута до Монтерея являлось изучение обстановки индейских землях, которые  граничили с Новой Мексикой на северо-западе, и с 1680 года были неподконтрольны испанцам, а также христианизация местного населения.
29 июля 1776 года экспедиция в составе восьми человек монахов, «совершив Литургию и Причастие Святых Христовых Тайн» вышла из Санта-Фе и двинулась на запад по маршрут, проложенному одиннадцать лет назад экспедицией Хуана Риверы.
В первую ночь путешественники остановились в миссии Санта-Клара-пуэбло и уже оттуда направились Санта-Роса-де-Абикуи, после чего  повернули на северо-запад и вышли к долине Ла-Пьедро-Алюмбре.
Далее, следуя на север по территории современного штата Колорадо, они подошли к основанию горного пика Ла-Плата. Отряд вынужден был здесь остановиться по причине недомогания  Домингеса. «Отца Франсиско (Домингес – И.К.) беспокоит ревматическая лихорадка… поэтому мы разбиваем здесь лагерь. К тому же пошел проливной дождь, и стало весьма сыро…», – записал Эскаланте в своем дневнике.   Плохие погодные условия заставили путешественников покинуть это место и идти дальше на север, а потом повернуть на северо-запад и запад, и стать лагерем на берегу двух маленьких рек. «В этой долине много древесины, – писал Эскаланте, – богатые травой пастбища, обилие луговых цветов».
13 августа отряд достиг реки Долорес, где испанцы также разбили лагерь. Выше лагеря Эскаланте обнаружил заброшенное древнее поселение анасази и эта местность сегодня названа в его честь.
После пересечения реки Долорес монахи повстречали двух беглых индейцев, которые бежали из близлежащего пуэбло, где находились в рабстве у враждебного племени. Одного из индейцев представившегося как Генизаро монахи назвали Филиппе, а второго, который назвался Койотом, окрестили Хуан Доминго. Эти индейцы согласились присоединиться к отряду, хотя были абсолютно для него бесполезны.
Экспедиция продолжила путь в северо-западном направлении, и, пройдя через каньон, вышла к реке Сан-Мигель (приток реки Долорес на  юго-западе современного штата Колорадо – И.К.)  в районе  современного городка Нукла в штате Колорадо.
Далее, двигаясь, вероятно вдоль западных предгорий хребта Сан-Хуан, отряд, перевалив через горы, попал в долину реки Ганнисон – одного из верхних притоков реки Колорадо. В поисках воды и корма для лошадей, отряд заблудился, и едва не погиб от жажды, если бы случайно 23 августа не  повернул бы на северо-восток от Нукла, и не вышел к ранчерии индейцев племени юта.
 От индейцев юта путешественники узнали, что на западе у «большой воды» проживает племя индейцев тимпаног (речь идет об одной локальной группе шошонов, которые сегодня проживают в резервации Юта-Вали – И.К.). Испанцы приняли сообщение индейцев за близость океана и были весьма обрадованы этим.
Продолжая путешествие в северо-восточном направлении,  монахи столкнулись с отрядом всадников юта, которые принадлежали к селению, о котором ранее сообщал еще отец Гарсес.
 Часть этого отряда ютов сопроводила путешественников к этому селению, которое насчитывало тридцать палаток (вигвамов, типи – И.К.)
«Отец Домингес по-христиански поприветствовал вождя дикарей и его сыновей, – писал Эскаланте, – потом начал проповедовать через нашего переводчика».  Монахи выказали свое беспокойство, по поводу многоженства  у ютов, а также отождествления их имен с названием животных. В целом уровень формы жизни этого племени они сочли крайне низким.
Вождь этой общины ютов рекомендовал путешественникам повернуть обратно и не идти на запад, поскольку в долине разведчики ютов обнаружили военный отряд команчей. Вождь ютов опасался, что в случае гибели монахов их «белый вождь» (губернатор) обвинит в этом его племя. Но Эскаланте и Домингес, «уповая на Бога» приняли решение продолжить путь на запад, чтобы найди дорогу, о которой говорил отец Гарсес.  Кроме этого монахи рассчитывали в случае столкновения с команчами откупиться подарками в виде ружей и пороха.
2 сентября, выторговав у ютов дополнительных лошадей, и заполучив  в качестве проводника индейца по имени Лагуна, отряд Эскаланте продолжил свой путь. Лагуна принадлежал к племени тимпаног и обязался вывести монахов к «большой воде». По пути отец Домингес совершил в отношении Лагуны обряд конфирмации, обратив того в христианство под именем Сильвестре. Кроме Сильвестре, юты, для сопровождения экспедиции дали монахам своего соплеменника, мальчика, которого монахи назвали Хоакин. Хоакин должен был помочь вернуться экспедиции обратно, в то время как Сильвестре обязался только довести их до «большой воды», где располагалось его родное селение.
Двигаясь через территорию современного Национального лесопарка в западном Колорадо, отряд Эскаланте в начале сентября повстречал трех женщин и ребенка из племени юта,  у которых монахи выменяли много сушеных ягод и орехов пинон. После чего они пересекли реку Колорадо и двинулись сначала на запад, а потом на юго-запад, встретив  по пути группу охотников из племени юта, которые помогли проводнику Сильвестре сориентироваться на местности и скорректировать направление дальнейшего движение к «большой воде».
 Пройдя через каньон Эль-Пинтадо, (означает «окрашенный каньон» из-за множества наскальных рисунков – И.К.) отряд вышел к реке, которую Эскаланте назвал Рио-де-Сан-Клементе (река Уайт-Ривер графство Юта – И.К.) и после того как пересек ее двинулся по следу стада бизонов, направлявшегося в западном направлении.
Подстрелив одного из животных в районе плато Ямпа, отряд подошел к притоку Колорадо – реке Грин-Ривер. «Долина Рио-де-Сан-Буэнавентура
(Грин-Ривер – И.К.) имеет плодородную почву. Река выходит к богатому травой лугу, расположенному между высокими скалами  и западает в небольшую бухту, из которой невозможно отследить ее движение дальше», – отмечал Эскаланте.
Направляясь на юго-запад от места этой бухты, проводники заметили следы охотничьего отряда команчей, лагерь которых путешественники вскоре обнаружили у излучины  Грин-Ривер. Из соображений безопасности экспедиция отклонилась на запад и вышла к заброшенному пуэбло.
Шествуя в западном направлении через северную оконечность центральной части современного штата Юта отряд попал в непогоду. Температура резко упала, налетел ураганный ветер, вслед за ним пошел проливной дождь. Грунт под ногами людей и лошадей стал вязким и заставлял их проваливаться по колено в землю. Проходя через узкое ущелье, поросшее колючим кустарником, люди истрепали одежду и обувь, а шкуры животных покрылись множеством кровоточащих ран.
22 сентября отряд заметил в горах дымовые сигналы, которые, посылали индейцы племени тимпаног друг другу, сообщая о приближении незнакомцев.  Проводник Сильвестре объяснил, что отряд испанцев обнаружен, и принят его соплеменниками за враждебный. Эскаланте распорядился послать ответный сигнал о том, что экспедиция имеет мирные намерения. В ответ тимпаног (шошоны – И.К) послали сигнал, согласно, которому отряд Эскаланте должен двигаться  к большому озеру.
Сильвестре вывел монахов к «глубокой впадине в горах», за которой простиралось большое озеро, на берегу которого, располагалось селение индейцев тимпаног.
До сих пор не установлено, что это было за озеро, которое видели монахи. Если оно было пресноводным, то, скорее всего, как полагают ученые, речь шла об озере Юта и вряд ли индейцы  это озеро называли «большой водой». Но вероятнее, по мнению исследователей, Эскаланте побывал у Большого Соленого озера (Great Salt Lake – англ.), которое лежало в 50 км к северу от современного штата Юта. Горы, которые предстали взору монахов, тянулись вдоль восточных берегов этого озера и были,  вероятно, границей Большого Бассейна.
В этом селении проводник Сельвестре представил путешественников его обитателям, пояснив, что отцы-монахи проповедуют «Великого Духа» и дружелюбно относятся к индейцам. Последние, размахивая копьями, улюлюканьем выказывали восторг, по поводу встречи с Сельвестре который возвратился домой после долгих скитаний. «Свою радость индейцы также выказали и по отношению к нам, – вспоминал Эскаланте. –  Дикари улыбались, что-то говорили и обнимали  отца Домингеса и меня. Они были весьма удивлены, что нам удалось невредимыми пройти сквозь земли кишащие команчами. Мы сказали, что ищем проход к «большой воде» и проповедуем нашу веру, которой хотим поделиться с ними».
По словам отца Эскаланте, индейцы тимпаног с большим интересом и удовольствием слушали проповедь отца Домингеса и приходили к вере во Христа. Особенно в этом монахам помогал Сильвестре. Даже тогда отцы закончили проповедовать и отправились отдыхать, индейцы не расходились и кучковались около Сильвестре всю ночь, слушая его рассказы о вере  во Христа. 
«Перед отъездом, мы сказали им (индейцам – И.К.), если их будут докучать враги или донимать болезни, то они должны взывать к Богу так: «Боже, всемилостивый, помоги нам». Убедившись, что слова этой молитвы затруднительны для них, мы сказали, чтобы тогда просто произносили:  «Иисус Мария, Иисус Мария». Эту молитву они вторили весьма легко и непрестанно пока мы навьючивали наших лошадей. Индейцы так к нам привязались, что даже плакали и говорили, что с нетерпением будут ожидать нашего возвращения. И если  в течение года мы  не вернемся, они отправятся искать нас», – писал Эскаланте.
Щедро одарив индейцев подарками, и получив взамен много сушеной рыбы,  а также мальчика-проводника, которого Домингес окрестил именем Хосе-Мария, отцы-монахи выступили дальше. «Земля, населенная племенем рыбоедов (так монахи называли тимпаног – И.К.) поистине райский уголок, – отмечал Эскаланте. – Здесь  раскинулись большие луга, по которым текут четыре реки, множество рыбы и дичи, достаточно места для пастбищ и выгонов. К тому же  эта территория  покрыта превосходными породами деревьев, пригодных для строительства».
По пути отряд встретил группу индейцев. Мужчины этой группы отращивали густые бороды, и, по мнению монахов, были скорее похожи на испанцев, чем на аборигенов, но темнее менее «были добры, приветливы и дружелюбны».
Далее отряд продвигался по пустынной горной местности, где травянистая растительность уступала место каменным тропам, покрытым колючим кустарником. Питьевой воды катастрофически не хватало, кое-где встречались солончаковые бочажки, воду из которых проводники употреблять запретили.
Однажды утром 5 октября, монахи обнаружили, что индейский мальчик-проводник Хосе-Мария сбежал. Как выяснилось, причиной его столь быстрого исчезновения, стала накануне ситуация жестокого обращения одного из монахов со своим слугой индейцем.
Вскоре члены экспедиции попали под ураган и в течение нескольких дней не могли продолжать движение из-за обильного мокрого снега, дождя, града и шквального ветра.
 После того, как буря утихла, они устремились дальше, с большим трудом, хлюпая по снегу и грязи. По пути не было древесины, чтобы развести огонь и обогреться, несколько лошадей увязли в глубоком снегу, и их пришлось прикончить.
 В этой связи Эскаланте и Домингес  взвесили все риски относительно продолжения пути в Калифорнию. Горные хребты Сьерра-Невада, которые предстояло им преодолеть, все были покрыты глубоким снегом. Эскаланте предположил, если продолжить экспедицию, то последний индейский проводник Хоакин вряд ли согласиться идти дальше и наверняка сбежит, так же как и мальчик тимпаног Хосе-Мария. Поскольку миссионерские цели экспедиции были достигнуты, то монахи решили вместо движения на запад, повернуть на юг, и возвращаться в Санта-Фе.
Бросив жребий, и положившись на Божью волю, экспедиция отправилась обратно на юг по маршруту, пролегавшему через земли индейцев хувасапаи и хопи.
 Продвигаясь в южном направлении, монахи повстречали группу индейцев, которая довольно-таки настороженно отнеслась к незнакомцам.  Эти индейцы, для того чтобы отвести пришельцев подальше от своих селений, показали им дорогу на юг. Двигаясь в течение нескольких дней в условиях изнурительной жары, в направлении, которое показали встретившиеся им индейцы, отряд  попал в район с более мягким климатом. «Повеяло прохладой, показались луга и индейские поля, засеянные кукурузой», – записал Эскаланте в дневнике.
Недалеко от границы между современными штатами Юта и Аризона отряд накрыла песчаная буря и затруднила движение. Путешественникам не хватало воды и еды. Изнуренные, они хотели продолжить движение на юг, но отказались от этой идеи, из-за непреступного рельефа Гранд-Каньона в нижнем течении реки Колорадо. Данное обстоятельство вынудило их отправиться в восточном направлении. Они обошли с севера засушливое плато, прилегающее к Гранд-Каньону, и там отыскав переправу через реку Колорадо переправились через нее и вышли к пастбищам, где могли вдоволь накормить своих лошадей. Сегодня это место называется именем Эскаланте.
Испытывая на обратном пути неимоверные трудности из-за болезней, нехватки воды, пастбищ для лошадей, отряд шел зигзагами, то на север, то обратно на юг, то снова на восток, находясь в седле по девять часов. Привалы монахи старались устраивать на плато и в долинах каньонов.
К счастью на пути они встретили пятерых индейцев, которых Эскаланте назвал «юбуинкаририс». Индейцы показали монахам, где можно раздобыть воды, а некоторых из них пригласили в свое селения для торговли.
Юбуинкаририс рассказали монахам о близлежащих селениях других племен, а также снабдили отряд Эскаланте небольшим количеством продовольствия. «Дикари были гостеприимны. Они угостили нас мясом диких коз. Когда мы поели, то разговорились с ними. Они ничего не знали о дороге к Монтерею, но хорошо были осведомлены об отце Гарсесе и его странствиях», – писал Эскаланте.
В Санта-Фе отряд вернулся в начале января 1777 года, покрыв, за пять месяцев более 2500 км.
Вернувшись из экспедиции, отец Эскаланте в течение двух последующих лет проживал в Новой Мексике на территории своей миссии, занимаясь христианизацией  индейцев.  Он долгое время страдал болезнью почек и был вынужден покинуть миссию и уехать на лечение в Мехико. По дороге туда в апреле 1780 года у него случился приступ. Остановившись в городке Паралль (провинция Чиуауа – И.К.) он скончался в возрасте 30 лет.
Отец Домингес, после возвращения в Санта-Фе отправился в Мехико и занялся подготовкой отчета о ходе и результатах экспедиции. Францисканское начальство весьма критично подошло к оценке этого отчета в части, касающейся результатов обращения индейцев в католическую веру. В этой связи итоги христианизации дикарей францисканский клир признал неудовлетворительным, в целом, на долгое время, придав забвению научную составляющую этого отчета. Домингес попал в немилость, и в 1777 году был отправлен капелланом в одну из захудалых францисканских миссий на территории Соноры (провинция на севере Мексики – И.К.) в пресидио Нуэва Бискайя. И по свидетельству архивных источников мексиканской провинции Сонора, отец Домингес отошел «ко Господу»,  где-то в период между 1803 и 1805 годами.
Отчет о результатах экспедиции Эскаланте-Домингеса опубликованный в 1856 году был высоко оценен учеными.  Карты с указанием географических названий, сделанные членами экспедиции использовались последующими поколениями путешественников и исследователями Дикого Запада. На основе дневниковых записей сделанных отцом Эскаланте, известный немецкий географ, натуралист и историк Александр фон Гумбольдт  разработал курс лекций по ряду дисциплин для преподавания в университетах Европы. Так же Гумбольтом были составлены карты местности, где побывали монахи отцов Эскаланте и Домингеса, которые был использованы в начале 40-х годов ХIХ века известным путешественником Джоном Фримонтом

Библиография

Bolton, Herbert E. Pageant in the Wilderness: The Story of the Escalante Expedition to the Interior Basin, 1776. Salt Lake City: Utah State Historical Society, 1950.
Cerquone, Joseph: In Behalf of the Light. The Dom;nguez and Escalante Expedition of 1776. Denver, Colorado 1976.
de Escalante, Silvestre V;lez. Dominguez-Escalante Expedition Journal (1776). American Journeys. Retrieved June 20, 2011.
Itinerary and diary of Francisco Atanasio Dom;nguez and Francisco Silvestre V;lez de Escalante. – Аn Electronic Edition, by Jarom McDonald. Translation of text copyright Utah State Historical Society and Utah Historical Quarterly.  Leighton, David. Escalantes worked kilns, ranches and homesteaded. – Arizona Daily Star, August 6, 2013