Глава 11

Татьяна Пушкарева
Мама, а ведь это ты воспитала во мне такое расположение к учителям. Твоя мать осталась абсолютно неграмотной. Тебе не пришлось окончить даже и второй класс. Беспутного Кольку некому было контролировать, когда он пошёл в пятый класс Славгородской школы. Ходить за 7 км надо было пешком, что не вызывало особого рвения у младшого, и он поплатился за нерадивость – остался на второй год. Подаренный тобой велосипед не стал парнишке стимулом к учёбе, зато добавил развлекательных возможностей. Дублирование 5-го класса осталось его последним образовательным подвигом. Самым образованным среди вас оказался Иван: окончил семилетку!

Но какие же вы были любознательные люди! Все любили читать.
Ты обязательно бралась за книгу каждый день: в обеденный перерыв, вечером ли перед сном – хоть чуток. Зачитывалась произведениями о людских судьбах, схожих с судьбами твоего поколения.
Дядя Коля  предпочитал историческую тематику. Можно утверждать, раньше меня усвоил программу по истории за курс полной школы: приезжая к нам в гости, обязательно изымал очередной мой учебник по предмету, читать который мог до глубокой ночи.
Дядя Ваня вообще был каким-то полиглотом-международником. В свои нечастые приезды из Челябинска  потешался над моей неосведомлённостью.
 - А ты знаешь, кто такой Патрис Лумумба? А Дживахарлар Неру? – подобные вопросы бессчетно сыпались на мою обескураженную голову. Дядя Ваня сам давал ответы на свои же вопросы, расширяя мой кругозор. Он много читал наизусть и хорошо пел. Пели, кстати, в семье все.

Ты связывала свою надежду на моё лучшее будущее с моими успехами в школе и мне внушала учтиво выполнять предписания педагогов, одновременно не скрывая восхищения их профессиональными достоинствами. Для тебя это были особенные люди, заслуживающие уважения.
- Скоро 8 Марта. Ты про открытки учителям не забыла? – интересовалась заранее.
- А вы помните, что у Елены Андреевны на той неделе день рождения? – руководила как бы невзначай.