Гибель старого мира как катастрофа

Жарасбек Коргамбаев
Гибель старого мира деформирует сознание людей и общества. Кризис психологически отражается как крушение идеалов и целей и утрата веры и оптимизма и вызывает негативное отношение к миру и тем развивает разрушительные инстинкты у людей. И он при слепом движении может повлечь массовую гибель людей. Сегодня одна только безработица переворачивает мир людей в развитых капиталистических странах, для которых глобальный кризис явился неожиданно как ангел смерти. И это уже само по себе показало, что с собой представляет ориентация только на потребление. Историческое развитие человеческого общества есть не только его экономическое развитие, которое находит свое завершение в «изобилии и свободном потреблении», но главным образом развитие самого человека как объективной цели истории. Развитие способностей человека, его ума, интеллекта, мышления, разума и т. д., - именно в этом история находит свой результат и осуществляет себя через них, а не вещи. И чем выше ум и интеллект человека, тем выше развитие общества. Та форма развития жизни, которая происходила через подавление индивидов, исторически уже себя изжила, исчерпав все свои возможности с развитием технического общества И теперешнее опора на потребление лишь свидетельствует, что необходимо переоценить критерии. Теперь, наоборот, общество должно перейти на новый уровень развития, историческим движением уже подготовленного – развитие  через человека и его развитие. И мы объективно находимся именно на этом историческом повороте, в котором человек освобождается и, вместе с тем, в котором он запутался, привязанный именно к деньгам, - деньги, освобождающие человека, вместе с тем его и порабощает. И он должен освободиться и от этих пут, чтобы утвердить себя как личности. В этом смысле и тайна денег нам как раз и неясна. И поскольку этот переход есть необходимость, бессознательно владеющая каждым, но общество еще находится на старой позиции и требует от людей «рыночного осуществления», то отсюда возникает конфликт между человеком и обществом.
Но человек и общество – разные уровни, противостоящие друг другу в рамках денег. Социальное и индивидуальное, личность и общество не гармонируют. И если в этом противостоянии исторический процесс направлен на развитие человека и бессознательно осуществляет его, то именно в своей стихийности оно обречено, несмотря на высокий уровень умственного развития человека. Ибо общий умственный и интеллектуальный уровень еще не является достоянием людей, характеризующий индивидов, их отношения к миру и самому себе. Развитие общества в рамках отчуждения предполагает богатства как такового, стоящего над людьми, которое на индивидуальном уровне сегодня характеризуется просто как «обогащение каждого». А это вещное развитие, которое просто становится массовым, всеобщим и в этом виде складывается как необходимость.
В понятии «общество», в этом смысле, выражены отношения и связи, складывающиеся между людьми с точки зрения вещи и так или иначе объединяющие их. Это сумма социальных, экономических, культурных, моральных и т. д. отношений, существующие объективно и независимо от индивидов, которые людей подчиняют себе, стоят над ними в виде правил, принципов, норм. Они усваиваются людьми и функционируют в виде институтов, стандартов поведения, их отношения друг к другу. Определенное устройство общества, организация его структур, системы связей и отношений, - все это уже не соответствует стремлению каждого «жить хорошо», «богато», что от ныне стало необходимостью, но что еще не осмыслено. Поэтому они и разрушаются. В современных развитых странах, например, основная часть богатства принадлежит 10-16 % населения, хотя при современной технологии богато мог бы жить каждый человек. Но система распределения сводит на нет все достижения технического прогресса, подчиняя его интересам отдельных людей – владельцам денег. Питер Рассел, оценивая США, пишет так: «Вся наша цивилизация нежизнеспособна. Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежат к обеспеченному классу. Однако эти десять процентов потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. Невозможно обеспечить подобный стиль жизни всему человеческому роду. Все больше людей здесь, на Западе, начинают признавать, что такой подход несостоятелен» (Революция сознания).
Отсюда эта система в первую очередь разрушается слепыми стремлениями индивидов к их собственному благу. В этом слепом процессе и происходят беспрерывные изменения, в которых эта организация общества, прежде приспособленная к производству вещей и подчиненная созданию богатства как такового, медленно рушится, стихийно приспосабливаясь к этим всеобщим стремлениям. И кто же может доказать, что не эти стремления лежат в основе кризиса? Если сосредоточить внимание на механизмах «разорения богатых людей», то мы увидим определенно, что само объективное движение развития общества направлено на разрушение этого положения. И итогом этого стихийного движения оказывается как увеличение нищеты, так и уменьшение числа миллиардеров и миллионеров. И здесь объективно мы имеем дело с определенным направлением и реальными изменениями, происходящими в обществе не зависимо от сознания и воли людей. Этот процесс можно только осознать.
И эти изменения являются не просто изменениями, а превращением, в котором одно устройство должно превращаться в другое, но на уровне нашего сознания осознается так, что каждый должен стать богатым, разносторонне развитым человеком, личностью. При этом основа нашей жизни не принимается в счет, а только сознание людей. И отсюда создается впечатление, что жизнь может улучаться и люди могут быть богатыми и при сохранении собственнического отношения человека к человеку. На основе же этого отношения, сегодня просто облаченного в деньги, в реальном развитии жизни все у нас происходит наоборот. И жизнь давит на людей и постоянно их разоряет, вместо того чтобы обогащать всех. А если учесть, что это миллионы людей, стремящиеся к своему собственному благу и для которых общественное благо - это фикция, то в неорганизованном виде и в своей стихийности эта тенденция разрушительна. Именно в этом смысле общество может развиваться только на сознательной основе, и это становится первейшим законом, непреходящей истиной нашего времени.
Последнее столетие показало истинность этого положения и подтвердило необходимость сознательного начала, где стихийность – это не только слепое развертывание противоречий, но и медленная гибель общества и угасание его сознания. Отсюда и сама необходимость сознательного отношения к истории и обществу. Мы опускаемся не ниже, а, напротив, поднялись на более высокую ступень, преодолев социалистический этап как политического, авторитарного движения. Но одно дело – реальное развитие общества, другое – осознание этого развития. Мы же имеем дело с таким обстоятельством, когда не исследовано и отброшено это реальное развитие общества и его сознание, в силу чего мы и оказались в пустоте, которую мы и пытаемся восполнять западной идеологией, лживой по отношению к нам. И реальное положение вещей состоит в следующем.
Из социализма вышли люди, которые сформировались и развивались в этом обществе. Я в своих работах показал, как социализм их формировал в течение более чем семидесяти лет и чему их упорно учил. И думать, что усвоенное за семьдесят лет не закрепилось и может быть так просто отброшено – это наша самая большая ошибка, в которой мы стремления индивидов путаем с развитием общества. Индивиды могут стремиться к чему угодно, если они получили свободу, они могут и побивать друга, и поддерживать, они могут стать и нищими, и миллионерами. Но все это не значит, что здесь мы имеем дело с общественными законами. Это соответствует только периоду распада и будет преодолено, когда назреет необходимость общественного развития.
Общество имеет свою экономическую основу и политическую структуру, чтобы развиваться как общество. А если названная основа разлагается, значит, обществу приходит конец. И мысль о том, что это общество могло быть перестроено по западным стандартам, по самой своей сути была неверной. Распад социализма есть и распад и политического, и общественного сознания социализма, его идеологии. Здесь мы имеем дело с людьми, разъединенными и разобщенными распадом, и с сознанием этих людей – с индивидуальным сознанием. В процессе распада этой системы люди потеряли интерес к собственной истории именно как люди (история сохраняется не в сознании индивидов, а в сознании общества, историческое сознание существует в памяти народа и передается из поколения в поколение в культурных традициях каждого народа) , раз она официально была признана «роковой ошибкой истории». И это «роковая ошибка» было связана только с сознанием индивида и разрушением общественного сознания. Отсюда они и не знают свое происхождение. И сознание этих изолированных и отчужденных людей, усвоивших западные устремления и стандарты, и поднято на уровень общественного сознания, хотя, как мы видели, общественное сознание распалось как результат распада социалистической организации. Здесь все было направлено на то, чтобы разрушить все общественные, политические и идеологические устои социализма.