Соломенная фуражка

Геннадий Смирнов
Посвящается бабушке Татьяне Михайловне.

Володьке было шесть лет от роду,в далёкие но очень славные шестидесятые годы.
Жил он вместе с мамой,которая много работала на Литейном-механическом заводе и бабушкой,которая его нянчила и кормила вкусными кашами и супами,и всякими печёностями,вроде булочек и пирожков.

-Вова,ты столько сдобы поедаешь и не толстеешь,почему не знаешь?
-Нет Ба,не знаю,спроси у мамки?
-Так я знаю,что она ответит,скажет порода наша такая.
-А,что  у нас все худые были.
-Так ты сам посмотри,мама твоя худенькая,такая же и я,да и отец твой,который тебя бросил,тоже толстяком не был.
-Ба,а почему он меня бросил?
-Да кто же его знает внучек,это только мамка твоя знает,ты тогда совсем маленьким был,только-только родился.

-А вот и я,-на пороге стояла Володькина мама,пришедшая,как всегда уставшая с работы.
Она работала машинистом крана,в горячем цехе,на непрерывном производстве и домой приходила всегда уставшая и измученная.
-Ма,устала?-Вовка всегда её жалел,потому что очень любил.
-Ничего малыш,-мать ласково приобняла сына,работать надо,нас некому кормить.
-Нина,иди за стол,поешь и отдыхай,-бабушка уже хлопотала у кастрюль.

-Мам,у меня для вас с Володькой сюрприз,я получила получку,после смены поехала на вокзал и купила вам билеты на поезд,аж до самого Воронежа.
-Дочка,ну зачем ты потратилась,дорого ведь.
-Не переживай мама,заработаю,а ты зато посмотришь своих родственников,которых не видела лет тридцать,после высылки сталинской.
-Да уж,-на глазах старушки выступили слёзы,-натерпелись мы в тридцатые годы,в момент всего лишились,ни за что,ни про что.
-Ба,а чего вы лишились?
-Ох внучек,тебе лучше этого и не знать, не приведи Господь!
-Ба,ба,ну чего вы лишились?
-Отстань Вовка,видишь бабушка расстроена,не трогай её,подрастёшь всё узнаешь,репрессии были в те года,выгоняли всех из домов и нажитое забирали.
-Ма,а за что выгоняли?
-Ни за что,кого просто за то,что жили хорошо,а кого и по доносам соседей злых.

Вечером,когда Володя уснул,женщины чаёвничали на кухне.
-Не переживай мама,доедете до нужной станции,твоя сестра Арина тебя встретит,завтра отправлю ей телеграмму,всё будет нормально.
-Ой Нина,ведь столько лет прошло,кто нас там ждёт,я наверное и сестру не узнаю.
-Узнаешь мама,обязательно узнаешь,родная кровь не забывается,-успокаивала как могла дочь свою маму.
-Завтра своди Вовку в парихмахерскую,пусть постригут его,чай в гости едет,да купи ему панамку от солнца новую,старая уже совсем изтрепалась.

Зайдя с бабушкой утром в салон,Володька увидел седовласого мужчину в белом халате,как в больнице,который водил взад вперёд,что-то блестящее по длинной ленте.
-Постригите мальчика,-попросила она его.
-Одну минутку сударыня,сейчас бритву доточу и я в вашем распоряжении,посидите немного.
Минут через пять он пригласил Володьку в большое кресло.
-Садитесь молодой человек,какую стрижку желаете,бокс,полубокс или канадку?
Видя,что внук замешкался,бабушка сама распорядилась,-стригите всё налысо, оставьте только маленький чубчик.
-Это мы мигом,-весело рассмеялся парикмахер и включил машинку.
Мальчик от страха зажмурился и не видел,как на пол летят его шелковистые белые волосы.
-Вот и всё сударыня,одеколонить будем?
- Пожалуй не надо сударь,рано ему ещё одеколониться.

-Ну что Володенька,пойдём в магазин, мама поручила купить тебе новую панамку от солнца.
-Пойдём скорее Ба,-мальчуган дурачась потащил бабушку в сторону центра.

Панамок в магазине было очень много,разных фасонов и раскрасок,бабушка хотела купить круглую,без полей,синего цвета.
Но Вовка законючил,-Ба,я хочу вон ту соломенную с козырьком.
-Хорошо,одень на голову,посмотрим как сидит.
-Неплохо,постриженный ты в ней прямо красавчик.
-Ура,-запрыгал мальчик выйдя наружу,то и дело поправляя козырёк обнове.

Поезд на Москву отошёл строго по расписанию,Володька с бабушкой ещё долго смотрели,как удаляется провожающая их мама.
-Ба,ты почему плачешь?
-Страшусь я внучек,далеко ведь едем,забыла те места,где родилась,выросла и вышла замуж.
-Не бойся,ведь нас двое,не пропадём.
-Дай Бог малыш,дай Бог.
Володя скоро забыл о разговоре,он первый раз ехал на поезде и поэтому ему здесь было всё интересно и монотонный стук колёс по рельсам,и необычные спальные полки.
Он ходил по вагону,в котором было много народу,он был общим и прильнув к маленькому окну,всматривался в помелькавшие столбы и одинокие деревья.

-Ба,а сколько нам ехать,
-Четверо суток Вовка,ещё надоест и устанем.
-Не,Ба,я не устану,здесь всё так интересно,столько всего нового.
-Интересно говоришь,я ведь тоже первый раз на таком поезде еду,нас ведь когда выселили,то везли в товарных вагонах,без удобств,как скотину.
-Почему без удобств Ба?
-Законы такие были,нас ведь объявили врагами народа,кулаками.
-Врагами,-у мальчика округлились глаза.
-Ошибочно Вова,политика такая была,ты этого пока мал не поймёшь,как подрастёшь я тебе подробно расскажу,как да что.
-Иди лучше пирожочков покушай,с картошкой,твои любимые,-видя,что малыш заскучал от непонятного для него разговора,позвала внука бабушка.

Было тёплое и летнее утро,когда наконец не очень скорый поезд,после многочисленных остановок прибыл на нужную станцию.
-Ну вот Володя мы с тобой и приехали,бери свой узелок и пошли на выход.
-Ба,а нас кто-нибудь встретит.
-Думаю встретят,ведь у меня здесь родная сестра живёт Арина,а для тебя баба Арина,она должна приехать нас встречать.
-Пошли,пошли внучек.

Вовка соскочил с подножки поезда,бабушка тоже сошла с небольшим чемоданом и сумкой с подарками.
И почти сразу они услышали громкие крики,спешившей к ним всхлипывающей пожилой женщины,-Таня,Танюша я тебя узнала,я Арина.
Бабушка тоже расплакалась и поспешила к своей родной сестре,они обнялись,потом отстранившись рыдая и плача рассматривали друг друга.
-Таня сестрёнка,наконец-то я тебя увидела,когда Нина мне написала,что отправляет вас с Володей,я не поверила,а когда всё осознала,стала ждать вас,места себе не находила,всё плакала и плакала.
-Я тоже Арина переживала,ведь мы столько не виделись,видишь,как нас трёх сестёр судьба разбросала-ты здесь,Вера под Иркутском,а я в далёком Казахстане.
-Не говори Танюша,не говори,ты одна из нас больше всех натерпелась,мужа на чужбине и троих деток потеряла.
-Правда Арина страшные были времена,ещё жальче,что и второй муж от болезни умер,он тоже высланный был,хорошо что детишки от него остались-Нина с Сашкой,от них у меня уже и трое внуков есть.
-У меня тоже двое детей сестрёнка,вот познакомься-сынок мой Паша и дочка Лена,-обернулась Арина на стоявших позади них молодых людей.
-На тебя похожи сестра,очень похожи,-бабушка подошла к ним и по очереди обняла и поцеловала.
-У вас детки наверное тоже есть.
-Конечно есть,-Лена первая нарушила молчание,-у меня двое Колька и Наташа и у Паши дочка Валечка.
-Тоже трое,как и у меня,- вытирая слёзы на глазах рассмеялась бабушка,ещё раз прижимая к себе детей сестры.
Атмосфера от радости разрядилась,все начали смеясь по родственному обниматься и целоваться,Володьке тоже досталось,вконец лаской затисканный,он кое-как вырвался и смущённый отошёл в сторону,всё время поправляя и спасая от слёз,недавно купленную соломенную фуражку.

Оказывается бабушка Арина жила в своём кирпичном доме с тётей Леной,её мужем Виктором и своими детками.
-Витя уже на работу ушёл,а дети наверное ещё спят,они у нас совы,-рассказывала своей тёте с внуком Лена.
-Это точно подтвердила и её мама,как пожарники,если не разбудишь до обеда проспят,особенно Колька,он постарше будет,пойдёмте посмотрим,-она приоткрыла дверь в одну из комнат.
На полу лежал заправленный матрас,со скомканным одеялом сверху и двумя торчащими мальчишескими ногами.
-Он всегда под одеялом спит,зароется как крот.
-А он не задохнётся,-спросил Володя.
-Да нет,он всегда так,проблем не было,видно там есть воздух,чтобы дышать-засмеялась тётя Лена.

К обеду и правда все проснулись,со временем Вовка подружился и с Колей и с Наташей,с которой они были одногодки.
Лето в играх и забавах пролетело незаметно,к концу августа все были загоревшие и подросшие.
Бабушка с сестрой вели бесконечные разговоры,которые всегда заканчивались слезами от горьких воспоминаний.
Они как-будто чувствовали,что больше никогда не увидятся и поэтому не могли наговориться друг с другом.

Вернувшись домой,Володька ещё долго вспоминал свою замечательную поездку,двоюродных брата и сестру и удивительное проведённое время с ними.
Он долго носил и соломенную фуражку,всё не мог с ней расстаться,пока она не выгорела на солнце и не обносилась вконец.