Штрихи к портрету. Павел Третьяков и его семья

Алина Алексеева-Маркезин
Портрет  П.Третьякова.И .Репин.1883г.

        Все мы знакомы с этим именем с детства.Но как-то мало говорится о Павле Третьякове как об обычном человеке,а не только ,как основателе Третьяковской галереи.
        Прежде,чем рассказывать каким он был человеком,всё же обязательно нужно сказать о самом главном,что он сделал для России.

         Павел Михайлович Третьяков — купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства родился в Москве 15 декабря 1832 года в потомственной купеческой семье.

           Когда семья разбогатела,(братья Павел и Сергей занимались льняной мануфактурой),они стали заниматься скупкой картин.И уже в 1854 году Третьяков купил 10 полотен старых голландских мастеров, писанных чистым маслом.С этих пор Павел Михайлович твердо решил больше не обращать внимания на моду и покупать только то, на что «душа ляжет». С этого времени Павел Третьяков стал покупать почти исключительно творения российских художников.Младший брат Сергей в основном занимался делами фирмы,а старший с головой ушёл в свою галерею.

   Современники считали Павла Михайловича «тихим и загадочным»: купец — а разносолов не любит, из года в год щи да каша в обед. Богат — но выездов не признает, никаких тебе балов, маскарадов, товарищеских пирушек, картишек за столом. Единственную «роскошь» себе доставлял — сигару в день. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя. Время расписывал, как педант, по минутам. С юности до последнего часу — вставал в шесть утра, ложился в полпервого ночи. И на портретах лицо красивое, но слишком уж строгое.

 
    Вот Сергей, младший брат, совсем иной. Веселый, озорной, щеголь — ему папаша выволочку за высокие каблуки устраивал! Тих-то тих был Павел Михайлович, да ведь никому никогда не удавалось сбить его с того, что считал правильным.
Коллекция росла, и даже жена Павла Михайловича, Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, не могла этому никак помешать. Крайне непритязательный в быту, Павел тратил на картины неимоверные суммы. При этом всех домашних держал «в черном теле».

 В своем письме дочери Александре он так объяснял свою скупость:
  «Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение... Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь...»

        Павел женился, когда ему было уже тридцать три года, чем несказанно удивил своих друзей. Один из них даже заметил: «В голову не приходило, что вы можете влюбиться». Он действительно влюбился впервые в жизни. Застенчивый Павел два года ходил за Верочкой Мамонтовой, не решаясь сделать ей предложение. Познакомились они в театре. Павла так поразила юная Мамонтова, что заглядевшись на неё, он чуть не выпал из ложи. Как ни странно, «недотёпа» понравился Вере, и она пригласила его к себе домой на музыкальный вечер.

       На следующий день Третьяков примчался к Мамонтовым с визитом. С тех пор в доме часто слышались наставления прислуге: “Не ставьте чашки на край! Уберите с дороги маленький столик!” Но влюбленный ухитрялся смахивать на пол все. А объясниться все никак не решался. Лишь через несколько месяцев, оставшись наконец наедине с Верой, осмелился сказать: “Сударыня, я задам вопрос, на который вы должны ответить откровенно”. Вера ахнула: вот оно — объяснение в любви! “Желаете ли вы жить с моею маменькой или вам было бы приятнее, чтоб мы жили с вами одни?” — отчеканил, заливаясь краской, жених. Тут уж и Верочка пошла краской во все щеки: причем здесь маменька? Оказалось, в 33 года Павлуша живет с родительницей и во всем с ней советуется. Маменьке пришлось съехать из дома сына, и этого она невестке не простила. А Павел со дня свадьбы так и ездил к родительнице каждое утро — по­здороваться… 

      Супружеская жизнь Третьяковых складывалась счастливо. Павел и Вера почти не расставались. А когда он уезжал по делам, то домой летели нежные письма. Начинались они словами: «Лапочка моя милая, моя бесценная голубушка». Когда «лапочка-голубушка» родила первую дочь, Павел назвал её Верой и с радостью говорил, что теперь у него две Веры. Всего в семье было шестеро детей. «Искренно благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было полного счастья!», - писал любимой жене Третьяков.

      Третьяков прекрасно понимал, что ему очень повезло с женой. И каждый год в день их свадьбы благодарил Бога и Верушку за дарованное счастье. Она отвечала так: «Если ты доволен мной, дорогой мой, то я ещё больше дорожу любовью такого драгоценного человека».

     В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887).В 1887году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела.
      Дочь Третьякова Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. И только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».

   В семье все любили друг друга.Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным»

  Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!»
 
      Третьяков придерживался традиционных взглядов на воспитание детей: он дал дочерям прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых.


  Третьяковы любили путешествовать, с детьми и без детей, по родной стране и за границу. Сам Павел Михайлович каждый год совершал дальние долгие поездки. Уже в конце своей жизни, восторгаясь красотами природы в Пиренеях, он писал жене: «Опять чувствовал, что стоит жить, чтобы видеть и наслаждаться этим высшим наслаждением».

 
     И Павел Михайлович, и  Вера Николаевна были людьми тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же. Старшая дочь вышла замуж за музыканта и была всю жизнь с ним счастлива. Любовь Павловна еще при жизни отца с его благословения вышла замуж за художника Н.Н.Гриценко.

            Две другие дочери вышли замуж за братьев Боткиных, сыновей известного врача-клинициста Сергея Петровича Боткина (1832–1889). Александра – за врача и коллекционера Сергея Сергеевича Боткина, Мария – за военного моряка, врача, изобретателя, путешественника Александра Сергеевича Боткина.

  В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

           «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, — писал Третьяков в Московскую городскую думу, — ныне же приношу в дар... всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».
           Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

     Например, в первый год он пополнил собрание тридцатью картинами, двенадцатью рисунками и мраморной статуей М.М.Антокольского «Христианская мученица». Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 года.

      «Иногда в галерее, — вспоминал художник М.В.Нестеров, — появлялся высокий, сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил. Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».
      
      Павел и Вера Третьяковы прожили вместе 33 года. Беда не обошла их дом стороной. Умер любимый сын Ваня. Это подорвало здоровье супругов. Первой серьёзно заболела Вера Николаевна. Третьяков не отходил от жены. Всю жизнь он не мог понять, кто ему дороже: она или картины. И только сейчас узнал, что она. Третьяков так винил себя в болезни жены, что, в конце концов, свалился сам.
       
     Умирая, он сказал родным: «Берегите галерею и будьте здоровы». А потом трижды прошептал: «Верую!». От Веры Николаевны хотели скрыть смерть мужа, но она обо всём догадалась и написала записку: «Требую быть там». Бог услышал её, через три месяца Вера Третьякова ушла вслед за мужем.
     П.М.Третьяков скончался в Москве 4 декабря 1898 года; погребен на Даниловском кладбище. В 1948 году его прах перенесен на Новодевичье кладбище.

     В 2010году были реставрированы могилы родителей и других родственников Третьяковых на Даниловском кладбище,благодаря фонду П .М. Третьякова.
   В некрологе на смерть великого подвижника русского искусства, крупного фабриканта и выдающегося мецената В. В. Стасов писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

      Возможно у меня получился не совсем полный рассказ об этом замечательном человеке.Но мне хотелось понять его,как личность.Ведь большинство наших поступков заложены в нашей семье,в нашем окружении.

Мы оставляем на земле свои следы.
Словами, мыслями, поступками, стихами...
Когда совсем невмоготу и в шаге от беды,
Нас наши ангелы спасают крыльями-руками.

Следы, поверьте мне, не исчезают в никуда.
Они деяния и смысл прожитой жизни.
Они записаны, хранятся в вечной книге бытия.
Там учтено от самого рождения до тризны.

За суть следов нас ждет расплата иль награда.
Все от того зависит, как ты жизнь прожил.
Следам одних потомки будут до безумья рады.
И скажут про других:"Зря только наследил.(Т.Ненчина)

http://maxpark.com/community/6782/content/1432308