Я и компьютер

Геннадий Матюшин
      С вычислительной техникой я столкнулся ещё в институте, используя  для расчетов старую добрую логарифмическую линейку, которая казалась мне тогда шедевром человеческой мысли. Позднее, уже на работе, когда мне пришлось вычислять значения  параметров, определяемых из степенных функций с  дробными показателями, появление полноценных калькуляторов существенно облегчило мне жизнь! Нажатием нескольких кнопок я мог буквально за   минуту получить    результат, для  вычисления  которого до этого требовалось несколько дней, так как или нужно было  всё это рассчитывать  с помощью специальных таблиц, типа таблиц Брадиса, или писать заявку, утверждать её у начальника и передавать исходные данные  в  Вычислительный Центр для обработки.
       Бывая в  помещениях  Центра, я с интересом и почтением разглядывал огромные, мигающие лампочками и тихо жужжащие вычислительные машины, способные из экспериментальных графиков и таблиц, быстро получить нужные данные,  заменяя труд огромного количества  людей, а в ряде случаев делая и вовсе невыполнимую для человека работу! Конечно, возможности вычислительной машины не шли ни в какое сравнение с калькулятором или логарифмической линейкой, не говоря уж об их «умении» обрабатывать  и хранить огромную информацию.  Не вызывало сомнения, что развитие современной  промышленности и даже всей нашей человеческой цивилизации уже не сможет обойтись без   вычислительной техники и связанных с ней технологий. Однако громоздкость  вычислительных машин, необходимость специальной подготовки  для работы с ними  и недоступность, в силу этого, для использования в обыденной жизни явно затрудняло их широкое применение. 
      Прошло примерно лет десять, и эта   проблема нашла своё решение.   Появились персональные компьютеры и информационные сети. 
    Первый персональный компьютер оказался на моём рабочем столе в 1987 году.        Поскольку он был иностранного происхождения, то все описания и инструкции были только на английском языке, и в них содержалось столько непонятных для меня слов и выражений, что читать их даже со словарём мне было очень сложно. При этом  далеко не все термины я мог найти в словарях, чтобы правильно переводить, поскольку те вышли в свет до появления компьютерной техники! То есть, фактически, мне нужно было пройти некий  специальный курс обучения, прежде чем приступить к работе с компьютером.  А времени-то на это,  в силу многих причин, у меня просто не было!
    Наверное, если бы я был молодым, то, не считаясь с трудностями и временем, всё равно освоил бы работу на компьютере самостоятельно,  а вот в достаточно солидном  возрасте «пороха» на такой подвиг у меня явно не хватало! Конечно, кое-каким операциям на компьютере меня обучили мои молодые коллеги, однако необходимым инструментом в работе он для меня так и не стал, и поэтому спустя некоторое время я передал его в распоряжение более удачливых соратников по работе!
      Прошло ещё несколько лет, и в обиход вошёл Интернет, как источник  информации и средство связи людей,  даже разделённых государственными границами! Жить без компьютера для меня стало как-то некомфортабельно. И вот уже его голубоватый экран вновь засветился на моём столе, правда, уже не на работе, а дома! Обладая печальным  опытом общения с компьютером, я попросил младшего сына, который  был с компьютером  на «ты»,    приобрести  специальную литературу, чтобы подковать себя теорией, прежде чем погрузиться в практическую деятельность. Мне с большим  трудом и раздражением удалось тупо прочесть тексты книг «Компьютер с нуля», «Интернет с нуля», а также «Ворд 2002»  и   «Виндоус 2000», что дало мне хоть какое-то общее  представление о работе компьютера. Однако похвастаться,  что я освоил эти курсы, и в моей памяти  остались приёмы и методы, которые позволяют с ним общаться, к сожалению,  не мог. 
      Таким образом, чтение этих книг, неожиданно для меня, практически  мало что дало, а смысл большинства приводимых в них терминов  вообще остался для меня загадкой.  Тем не менее, выхода у меня не было, и пришлось, вооружившись текстом нужного раздела какой-нибудь из соответствующих книг, приступить к освоению компьютера. Процесс самообучения шёл очень медленно и требовал больше усилий, чем я мог себе представить!
      Оказалось, что в моём возрасте достаточно трудно запомнить порядок и последовательность всего многообразия различных вариантов   действий при работе с компьютером  и идентификацию   информации, скрытой за  значками и обозначениями дисплея и клавиатуры, хотя с памятью  у меня  всё было, вроде бы, в порядке. Кроме этого,   в голове  никак не укладывалось, что  решение поставленной задачи может быть получено различными вариантами последовательных действий или операций, и наоборот, одни и те же действия не всегда дают совпадающие результаты, как это бывает при работе с калькулятором.      
       На начальном этапе работы с компьютером я  почему-то довольно часто получал   результаты, которые казались мне  дикими и  непонятными, а главное, совсем не вытекающими из логики моих действий и манипуляций. При этом большинство  попыток исправить ситуацию, как правило,  приводило к последствиям, которые    вызывали у меня чувства  бессилия и раздражения, граничащие с кошмаром, поскольку увиденное на экране ну  никак не соответствовало моим ожиданиям!  Возникшая ситуация  была очень похожа на   войну  между человеческим и машинным разумом   из  какого-нибудь фантастического  фильма и   загоняла меня   в тупик.  Тогда я обращался к младшему сыну за помощью и советом.
      По телефону я, как мог, обрисовывал словами всё то, что  высвечивалось на экране  компьютера, пытался вспомнить порядок  и последовательность своих действий  и просил, а иногда, в запале, и требовал, объяснить  мне, что же у меня произошло, и как мне действовать дальше, чтобы   вернуться к  понятному положению вещей. Он  заочно пытался разобраться в моих компьютерных «чудесах»,  стараясь  исправить допущенные мною ошибки,  а я, выслушивая его вопросы и указания,   ругал сына за непонятные для меня слова и выражения, требуя объяснить их  значения  обычными русскими словами!  В большинстве случаев с его помощью мне всё-таки удавалось заставить компьютер повиноваться и восстановить должный  порядок.   Если же сделать это не получалось, то он был вынужден ехать ко мне и приводить компьютер в рабочее состояние.
     Фактически в своём обучении мне пришлось двигаться      вперёд,  используя     метод    проб и ошибок. 
     Спустя некоторое время мне всё-таки удалось приобрести  определённый опыт  работы, который позволил   хоть как-то  понимать, о чём же  всё-таки пишут в книгах о компьютере,  что позволило начать использовать их в своей работе. Поэтому недоразумений с компьютером стало заметно меньше. Тем не менее, своей неоднозначностью он так и остался для меня некой загадкой. Вроде бы всё делаю, как обычно, а компьютер команду выполняет как-то по-своему, и  мне  иногда даже кажется, что он пытается навязать мне свою логику, или  капризничает, словно живое существо! Я понимаю, что компьютер работает в рамках, заложенных в него программ, но пути решения поставленной задачи он выбирает всё-таки сам,  используя для этого разную последовательность действий, заложенных в этих же, программах.   
      А вот с Интернетом  всё у меня получилось по-другому. По книгам я довольно быстро и без особых усилий освоил  основы и принципы его работы и сразу же принялся  за  добычу нужной, а в ряде случаев, и не нужной, но интересной информации. Информационное море, открывшееся  мне  через Интернет, казалось мне бескрайним, и  я с большим удовольствием пустился в плавание по его волнам, стараясь получить как можно больше сведений о неизвестных мне вещах, событиях и явлениях.
      Потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться, что в бурных информационных волнах можно очень легко захлебнуться и утонуть, так и не добравшись до поставленной цели.  Я даже не подозревал, сколько в нашей цивилизации  существует информационного мусора, а также людей, которые стараются тебя им «накормить»! И как же иногда нелегко  в этой ситуации  проложить тропинку к требуемой информации. Как оказалось, для успеха нужно уметь, прежде всего, правильно и точно сформулировать объект поиска и его локализацию в информационном поле.  Сделать это далеко не просто, и  дано  не  каждому человеку! И я не исключение!
       Конечно, можно просто плыть по морю информации, с интересом наблюдая,  куда же тебя принесут течение и волны! Но это развлечение очень опасно, так как по дороге к неизвестному  можно легко  обрасти  большим количеством компьютерных вирусов, которые просто выведут твой корабль-компьютер из строя!
     Сначала мне везло, и я  около года резвился в Интернете, не подозревая о наличии вирусной опасности, пока неожиданно для меня компьютер не вышел из повиновения и перестал работать. Оказалось, что за несколько последних походов в Интернет мне попался такой богатый улов вирусов, что компьютер не выдержал и практически умер. После его реанимации и установки достаточно  случайной антивирусной программы,    компьютер с раздражающим постоянством всё-таки  продолжал  прихватывать какие-то вирусы и выходить из строя.
      Пришлось в очередной раз обращаться за помощью к сыну!
      Сын установил лицензионную антивирусную программу, объяснил мне, куда опасно попадать в поисках информации и чего не следует  открывать, чтобы не иметь ненужных проблем. После этого  работа с Интернетом у меня нормализовалась, и я с удовольствием стал использовать в своей повседневной жизни предоставляемый им ресурс сведений.
     Искать просто интересную  информацию   с помощью Интернета  для меня достаточно легко и просто, а вот находить нужные сведения и данные, особенно   по   техническим вопросам,  без хорошего знания английского языка  оказалось очень тяжело. И вообще выяснилось, что диалог с компьютером требует знания английского хотя бы в объеме умения быстро переводить выдаваемые  им транспаранты, надписи и указания. Увы, и ах,   мои познания в английском языке были недостаточно   обширными, чтобы    в полной мере использовать возможности  Интернета!
Однако терять время и здоровье  на  совершенствование   английского языка и  углубление  познания  компьютера  в силу своего, уже почтенного, возраста было признано мною нецелесообразным. Поэтому я решил, что  мне надо просто научиться правильно  использовать возможности компьютера, в условиях своей ограниченной компьютерной квалификации, вот и всё!
      Кроме Интернета мне очень нужно было овладеть умением печатать на компьютере  текстовые материалы, так как, оказавшись на пенсии, я занялся писательским трудом. Для этого требовалось  быстро и правильно работать с клавиатурой.   Естественно, что скорость набора текста определяется    количеством  страниц, необходимых для выработки механического рефлекса в поиске букв на клавиатуре. То есть опять же  фактором времени. К сожалению, чем  старше возраст, тем больше  времени на это необходимо. И поэтому, несмотря на все старания, я так и до сих пор и не сумел научиться нажимать, не глядя, клавиши пальцами рук, а печатаю тексты только одним пальцем. Да и взгляд при этом у меня прикован не к экрану компьютера, как положено это делать, а к клавиатуре!  Поэтому отпечатать большой текстовой материал для меня очень непростая задача, не говоря  уж о необходимости его форматирования и проверки.   
       Для меня оказалось, что выполнять  форматирование напечатанного  текста интереснее и относительно быстрее, чем набивать сам текст, особенно если использовать “помощника”. Тем не менее, мне требуется отформатировать   десять-пятнадцать страниц, прежде чем  я почувствую себя более или менее уверенным в этом вопросе! Причём, если перерыв в работе превышает пять, шесть дней, то я все приобретённые навыки форматирования забываю, и мне требуется снова осваивать этот процесс, начиная с чтения соответствующего раздела  учебника! 
    В результате, несмотря на то, что мне практически каждый день приходится по нескольку часов работать на компьютере, я владею им достаточно плохо и поэтому часто теряю много времени на банальные вещи. Одним словом, у меня появился «помощник», без которого мне уже не обойтись,  но который иногда доставляет мне так  много хлопот и неприятностей!
      И снова в полумраке  комнаты, наполненной тишиной и покоем,  светится дисплей компьютера,  и я  погружаюсь в виртуальный мир, отключившись на время от реальной действительности с её заботами, невзгодами и радостями!

               
                Апрель 2011 года.