С вычислительной техникой я столкнулся ещё в институте, используя для расчетов старую добрую логарифмическую линейку, которая казалась мне тогда шедевром человеческой мысли. Позднее, уже на работе, когда мне пришлось вычислять значения параметров, определяемых из степенных функций с дробными показателями, появление полноценных калькуляторов существенно облегчило мне жизнь! Нажатием нескольких кнопок я мог буквально за минуту получить результат, для вычисления которого до этого требовалось несколько дней, так как или нужно было всё это рассчитывать с помощью специальных таблиц, типа таблиц Брадиса, или писать заявку, утверждать её у начальника и передавать исходные данные в Вычислительный Центр для обработки.
Бывая в помещениях Центра, я с интересом и почтением разглядывал огромные, мигающие лампочками и тихо жужжащие вычислительные машины, способные из экспериментальных графиков и таблиц, быстро получить нужные данные, заменяя труд огромного количества людей, а в ряде случаев делая и вовсе невыполнимую для человека работу! Конечно, возможности вычислительной машины не шли ни в какое сравнение с калькулятором или логарифмической линейкой, не говоря уж об их «умении» обрабатывать и хранить огромную информацию. Не вызывало сомнения, что развитие современной промышленности и даже всей нашей человеческой цивилизации уже не сможет обойтись без вычислительной техники и связанных с ней технологий. Однако громоздкость вычислительных машин, необходимость специальной подготовки для работы с ними и недоступность, в силу этого, для использования в обыденной жизни явно затрудняло их широкое применение.
Прошло примерно лет десять, и эта проблема нашла своё решение. Появились персональные компьютеры и информационные сети.
Первый персональный компьютер оказался на моём рабочем столе в 1987 году. Поскольку он был иностранного происхождения, то все описания и инструкции были только на английском языке, и в них содержалось столько непонятных для меня слов и выражений, что читать их даже со словарём мне было очень сложно. При этом далеко не все термины я мог найти в словарях, чтобы правильно переводить, поскольку те вышли в свет до появления компьютерной техники! То есть, фактически, мне нужно было пройти некий специальный курс обучения, прежде чем приступить к работе с компьютером. А времени-то на это, в силу многих причин, у меня просто не было!
Наверное, если бы я был молодым, то, не считаясь с трудностями и временем, всё равно освоил бы работу на компьютере самостоятельно, а вот в достаточно солидном возрасте «пороха» на такой подвиг у меня явно не хватало! Конечно, кое-каким операциям на компьютере меня обучили мои молодые коллеги, однако необходимым инструментом в работе он для меня так и не стал, и поэтому спустя некоторое время я передал его в распоряжение более удачливых соратников по работе!
Прошло ещё несколько лет, и в обиход вошёл Интернет, как источник информации и средство связи людей, даже разделённых государственными границами! Жить без компьютера для меня стало как-то некомфортабельно. И вот уже его голубоватый экран вновь засветился на моём столе, правда, уже не на работе, а дома! Обладая печальным опытом общения с компьютером, я попросил младшего сына, который был с компьютером на «ты», приобрести специальную литературу, чтобы подковать себя теорией, прежде чем погрузиться в практическую деятельность. Мне с большим трудом и раздражением удалось тупо прочесть тексты книг «Компьютер с нуля», «Интернет с нуля», а также «Ворд 2002» и «Виндоус 2000», что дало мне хоть какое-то общее представление о работе компьютера. Однако похвастаться, что я освоил эти курсы, и в моей памяти остались приёмы и методы, которые позволяют с ним общаться, к сожалению, не мог.
Таким образом, чтение этих книг, неожиданно для меня, практически мало что дало, а смысл большинства приводимых в них терминов вообще остался для меня загадкой. Тем не менее, выхода у меня не было, и пришлось, вооружившись текстом нужного раздела какой-нибудь из соответствующих книг, приступить к освоению компьютера. Процесс самообучения шёл очень медленно и требовал больше усилий, чем я мог себе представить!
Оказалось, что в моём возрасте достаточно трудно запомнить порядок и последовательность всего многообразия различных вариантов действий при работе с компьютером и идентификацию информации, скрытой за значками и обозначениями дисплея и клавиатуры, хотя с памятью у меня всё было, вроде бы, в порядке. Кроме этого, в голове никак не укладывалось, что решение поставленной задачи может быть получено различными вариантами последовательных действий или операций, и наоборот, одни и те же действия не всегда дают совпадающие результаты, как это бывает при работе с калькулятором.
На начальном этапе работы с компьютером я почему-то довольно часто получал результаты, которые казались мне дикими и непонятными, а главное, совсем не вытекающими из логики моих действий и манипуляций. При этом большинство попыток исправить ситуацию, как правило, приводило к последствиям, которые вызывали у меня чувства бессилия и раздражения, граничащие с кошмаром, поскольку увиденное на экране ну никак не соответствовало моим ожиданиям! Возникшая ситуация была очень похожа на войну между человеческим и машинным разумом из какого-нибудь фантастического фильма и загоняла меня в тупик. Тогда я обращался к младшему сыну за помощью и советом.
По телефону я, как мог, обрисовывал словами всё то, что высвечивалось на экране компьютера, пытался вспомнить порядок и последовательность своих действий и просил, а иногда, в запале, и требовал, объяснить мне, что же у меня произошло, и как мне действовать дальше, чтобы вернуться к понятному положению вещей. Он заочно пытался разобраться в моих компьютерных «чудесах», стараясь исправить допущенные мною ошибки, а я, выслушивая его вопросы и указания, ругал сына за непонятные для меня слова и выражения, требуя объяснить их значения обычными русскими словами! В большинстве случаев с его помощью мне всё-таки удавалось заставить компьютер повиноваться и восстановить должный порядок. Если же сделать это не получалось, то он был вынужден ехать ко мне и приводить компьютер в рабочее состояние.
Фактически в своём обучении мне пришлось двигаться вперёд, используя метод проб и ошибок.
Спустя некоторое время мне всё-таки удалось приобрести определённый опыт работы, который позволил хоть как-то понимать, о чём же всё-таки пишут в книгах о компьютере, что позволило начать использовать их в своей работе. Поэтому недоразумений с компьютером стало заметно меньше. Тем не менее, своей неоднозначностью он так и остался для меня некой загадкой. Вроде бы всё делаю, как обычно, а компьютер команду выполняет как-то по-своему, и мне иногда даже кажется, что он пытается навязать мне свою логику, или капризничает, словно живое существо! Я понимаю, что компьютер работает в рамках, заложенных в него программ, но пути решения поставленной задачи он выбирает всё-таки сам, используя для этого разную последовательность действий, заложенных в этих же, программах.
А вот с Интернетом всё у меня получилось по-другому. По книгам я довольно быстро и без особых усилий освоил основы и принципы его работы и сразу же принялся за добычу нужной, а в ряде случаев, и не нужной, но интересной информации. Информационное море, открывшееся мне через Интернет, казалось мне бескрайним, и я с большим удовольствием пустился в плавание по его волнам, стараясь получить как можно больше сведений о неизвестных мне вещах, событиях и явлениях.
Потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться, что в бурных информационных волнах можно очень легко захлебнуться и утонуть, так и не добравшись до поставленной цели. Я даже не подозревал, сколько в нашей цивилизации существует информационного мусора, а также людей, которые стараются тебя им «накормить»! И как же иногда нелегко в этой ситуации проложить тропинку к требуемой информации. Как оказалось, для успеха нужно уметь, прежде всего, правильно и точно сформулировать объект поиска и его локализацию в информационном поле. Сделать это далеко не просто, и дано не каждому человеку! И я не исключение!
Конечно, можно просто плыть по морю информации, с интересом наблюдая, куда же тебя принесут течение и волны! Но это развлечение очень опасно, так как по дороге к неизвестному можно легко обрасти большим количеством компьютерных вирусов, которые просто выведут твой корабль-компьютер из строя!
Сначала мне везло, и я около года резвился в Интернете, не подозревая о наличии вирусной опасности, пока неожиданно для меня компьютер не вышел из повиновения и перестал работать. Оказалось, что за несколько последних походов в Интернет мне попался такой богатый улов вирусов, что компьютер не выдержал и практически умер. После его реанимации и установки достаточно случайной антивирусной программы, компьютер с раздражающим постоянством всё-таки продолжал прихватывать какие-то вирусы и выходить из строя.
Пришлось в очередной раз обращаться за помощью к сыну!
Сын установил лицензионную антивирусную программу, объяснил мне, куда опасно попадать в поисках информации и чего не следует открывать, чтобы не иметь ненужных проблем. После этого работа с Интернетом у меня нормализовалась, и я с удовольствием стал использовать в своей повседневной жизни предоставляемый им ресурс сведений.
Искать просто интересную информацию с помощью Интернета для меня достаточно легко и просто, а вот находить нужные сведения и данные, особенно по техническим вопросам, без хорошего знания английского языка оказалось очень тяжело. И вообще выяснилось, что диалог с компьютером требует знания английского хотя бы в объеме умения быстро переводить выдаваемые им транспаранты, надписи и указания. Увы, и ах, мои познания в английском языке были недостаточно обширными, чтобы в полной мере использовать возможности Интернета!
Однако терять время и здоровье на совершенствование английского языка и углубление познания компьютера в силу своего, уже почтенного, возраста было признано мною нецелесообразным. Поэтому я решил, что мне надо просто научиться правильно использовать возможности компьютера, в условиях своей ограниченной компьютерной квалификации, вот и всё!
Кроме Интернета мне очень нужно было овладеть умением печатать на компьютере текстовые материалы, так как, оказавшись на пенсии, я занялся писательским трудом. Для этого требовалось быстро и правильно работать с клавиатурой. Естественно, что скорость набора текста определяется количеством страниц, необходимых для выработки механического рефлекса в поиске букв на клавиатуре. То есть опять же фактором времени. К сожалению, чем старше возраст, тем больше времени на это необходимо. И поэтому, несмотря на все старания, я так и до сих пор и не сумел научиться нажимать, не глядя, клавиши пальцами рук, а печатаю тексты только одним пальцем. Да и взгляд при этом у меня прикован не к экрану компьютера, как положено это делать, а к клавиатуре! Поэтому отпечатать большой текстовой материал для меня очень непростая задача, не говоря уж о необходимости его форматирования и проверки.
Для меня оказалось, что выполнять форматирование напечатанного текста интереснее и относительно быстрее, чем набивать сам текст, особенно если использовать “помощника”. Тем не менее, мне требуется отформатировать десять-пятнадцать страниц, прежде чем я почувствую себя более или менее уверенным в этом вопросе! Причём, если перерыв в работе превышает пять, шесть дней, то я все приобретённые навыки форматирования забываю, и мне требуется снова осваивать этот процесс, начиная с чтения соответствующего раздела учебника!
В результате, несмотря на то, что мне практически каждый день приходится по нескольку часов работать на компьютере, я владею им достаточно плохо и поэтому часто теряю много времени на банальные вещи. Одним словом, у меня появился «помощник», без которого мне уже не обойтись, но который иногда доставляет мне так много хлопот и неприятностей!
И снова в полумраке комнаты, наполненной тишиной и покоем, светится дисплей компьютера, и я погружаюсь в виртуальный мир, отключившись на время от реальной действительности с её заботами, невзгодами и радостями!
Апрель 2011 года.