Сны

Геннадий Матюшин
     Сон это естественный физиологический процесс, присущий людям и всем животным, но только человек, выйдя из состояния сна, может вспомнить и осмыслить, что же ему приснилось,  дать толкование  своим сновидениям и попытаться найти их связь с реалиями жизни. Многие люди (почему-то!) очень хотят понять, к чему приснился тот или иной сон, и это желание породило множество так называемых книг-сонников, в которых «расшифровывается» увиденное во сне и на основании этого прогнозируются будущие события.
     А  мне именно эта часть, связанная со сном, кажется неинтересной и не заслуживающей внимания!
Для меня сновидения, прежде всего, некая возможность побывать в каком- то другом параллельном мире, где я могу быть не только сторонним наблюдателем, как в кино или в театре, но и действующим лицом, со своими поступками, переживаниями и эмоциями. Как правило, этот мир является чёрно-белым, и только в очень редких случаях он бывает и цветным.  Однако это совсем не мешает  воспринимать события, происходящие во сне,  как обычную  ситуацию реальной жизни, в которой мы слышим, видим, чувствуем, разговариваем, действуем и даже, как ни странно,  думаем и спим. Иногда мне бывает даже трудно отличить то, что  произошло во сне, от того, что было в действительности, и требуется приложить определённые усилия для наведения «порядка» в голове, особенно, если это касается «смутных» ассоциативных  воспоминаний о прошлой жизни.   
       В далёком уже детстве сны я видел не часто,  и все они были достаточно простыми по содержания, что, наверное, определялось малым объёмом информации, хранившейся в моей голове. Пожалуй, из них наиболее запоминающимися были два типа сновидений:  один, пробуждающий чувство ужаса, когда мне казалось, что я слышу приближение  ко мне какой-то непонятной и скрытой темнотой  женщины, которая может сделать со мной что-то плохое; и второй, дарующий ощущение полёта, когда я парил над землёй, наблюдая за всем происходящим сверху и наслаждаясь возможностью легко управлять своим телом в трёхмерном пространстве!
       В первом случае я часто кричал во сне и даже просыпался от страха с часто бьющимся сердцем, а во втором - крепко спал и, как говорила мама, чему-то улыбался во сне, вставая с хорошим настроением и готовым преодолевать все невзгоды и трудности. Я, как, наверное, и многие мальчишки,  какое-то  время очень увлекался прыжками с различных сараев, заборов и трамплинов, пытаясь хоть на секунду воспроизвести чувство свободного парения, которое испытывал во сне. Конечно, достичь этого не удавалось, поскольку в таких прыжках нужно было сразу же  «готовиться» к встрече с земной поверхностью, чтобы не сломать или не вывихнуть  ноги!
        И если сны с вызывающей у меня ужас женщиной исчезли  где-то к годам тринадцати, оставив в памяти только неприятные воспоминания,  то полёты во сне я совершаю даже  и сегодня, продолжая испытывать от этого большое удовольствие! Иногда мне даже жаль, что  всё это происходит во сне, а не в действительности!
В смысле сновидений студенческие годы и первые лет десять работы мало чего дали, если не считать появления снов эротической направленности. Как правило, встав утром с постели, я не терял время на воспоминания сновидений, а предпочитал мысленно быстро пробежаться по перечню дел, предстоящих мне   днём, тем более, что засыпал я мгновенно, спал крепко и почти не помнил, чего мне снилось ночью, и только какие-то обрывки  сновидений свидетельствовали о  направленности ночных  сновидений.
        Следует отметить, что по мере продвижения к  зрелому возрасту, палитра снов становилась всё богаче и богаче, а главное, почему-то сновидения становились более чёткими и лучше фиксировались в памяти, поневоле заставляя периодически обдумывать их содержание.  Время, проведённое в мире сна, тем не менее, было очень мало по сравнению со временем пребывания вне его, и  поэтому основные  действия и события для меня происходили  на работе, дома или на отдыхе. То есть, точнее,  оно  было  лишь только кратким мгновением, прерывавшим нагромождение непрерывных  забот и дел, которыми изобиловала настоящая жизнь! В связи с этим неудивительно,  что  на сновидения   я просто не обращал внимания, хотя отдельные эпизоды, увиденные во сне, хранились в памяти достаточно долго и периодически напоминали о своём существовании.
       Однако под действием неблагоприятных факторов, связанных с ситуацией в стране (шла смена политического строя)  и на работе   (передача государственных  производственных активов в частные руки),  моя нервная система, видимо,  стала давать сбои, и мой сон стал неустойчивым, прерывистым, а ночь начала казаться  очень долгой и наполненной различными сновидениями. Таким образом, после шестидесяти лет ситуация со сном сильно изменилась, и  время, проведённое в  виртуальном мире, созданном спящим мозгом, по восприятию иногда оказывалось вполне  сравнимым со временем бодрствования, особенно после выхода на пенсию!
Второй мир - параллельный мир сна, неожиданно стал для меня осязаемым и  как бы реальным!  Я с удовольствием возвращаюсь в своих  снах в детство, периодически вижу родителей и даже иногда с ними разговариваю, хотя  почему-то  часто визуально не вижу их лиц, но точно знаю, что это именно они. А как приятно вдруг хотя бы во сне увидеть своих друзей и  товарищей по уличным играм и снова окунуться  в юношеские заботы и увлечения. На удивление,  они мне снятся всегда молодыми или детьми, даже если я встречался с ними в более зрелые годы!
      Однако чаще всего мне снятся эпизоды, связанные с работой, которой  я занимался после окончания института. Как ни странно, эти сновидения  никогда точно не воспроизводят того, что происходило в реальной жизни, а состоят из некой мозаики, запомнившихся событий, людей и эпизодов, перемешанных случайным образом, но дающих довольно цельную картину со своей, присущей только ей, логикой.  Похоже, что иногда к этому примешивается информация, почерпнутая из книг, разговоров, телевизионных передач и других источников, которую мозг обработал,  запомнил и причудливо вплёл в узор сновидений.  Так однажды во сне я стал участником совещания, посвящённого одной из лазерных тематик,  на котором присутствовали люди, как реально ею занимавшиеся, так и не имеющие к ней отношения, но знакомые мне по другим работам, а также   люди, о которых я только слышал или читал.  Периодически повторяется и странный  сон, в котором я ощущаю себя командиром отряда стрельцов, пытающихся незаметно выбраться за стены осажденного врагами  московского кремля и ударить им в тыл. Сон этот всегда цветной, поскольку я веду стрельцов по тропинке косогора, спускающегося к стене, идущей вдоль берега Москвы-реки, покрытого сочной зелёной травой  и зарослями лопухов у подошвы стены. Картина происходивших во сне действий  настолько чётко отпечаталась в голове, что иногда мне кажется, что я смогу и наяву показать место в Кремле, где находился частично разрушенный кусок стены, через который отряд незаметно для врагов выбрался ночью наружу!   
      Конечно, иногда снятся очень неприятные  сны, обычно связанные с необходимостью скрыться от  преследования, бурным выяснением отношений, опасным подъёмом и тому подобными сценами,  после которых сердце бьётся учащённо или душа наполняется страхом и ужасом. А при некоторых болезненных состояниях можно проснуться оттого, что тебя кто-то или что-то душит, давит,  причиняет боль или какой-либо другой вид дискомфорта, довольно часто связанных с неудачным «взаимодействием» собственного тела с постелью. Но, слава Богу, сны такого  неприятного содержания бывают достаточно редко, однако плохое   настроение и беспокойства, навеянные ими,  могут затянуться на довольно продолжительное время и снижают работоспособность в первой половине дня.
        Проснувшись ночью и прервав приятный сон, я  испытываю большое желание снова вернуться во сне к той же ситуации, и иногда мне это удаётся, правда только  в самом общем виде. Ну а если снится плохой сон, то, конечно, проснувшись, стараюсь от него избавиться, а если мне это не удаётся, то приходится некоторое время лежать с открытыми глазами,  стараясь думать о чём-либо приятном, после чего обычно сны, как правило, меняют своё содержание и становятся более приемлемыми.
Интересно отметить, что я никогда не видел сны о будущем или о чём-то мне абсолютно неизвестном в реальности. По-видимому, фантазия снов не имеет границ по своему содержанию, скорее всего, ограничена по действующим лицам,  дискретна по реальным событиям и жизненным коллизиям и является сочетанием из бесконечного ряда ассоциативных отражений прожитой человеком жизни! При этом сновидения бывают настолько реалистическими и продолжительными по времени, что мне иногда кажется возможным провести всю  жизнь во сне и не заметить её странности и отличия от настоящей жизни. Правда, если при этом не отвлекаться на такую мелочь, как необходимость в реальном питании, поскольку обеды во сне сил не прибавляют!
      Однако, как бы ни было хорошо и приятно во сне, настоящая, полноценная жизнь и возможность  продолжить свой род существует только в настоящем  времени и только в земных условиях, а всё остальное красивая сказка! 
               
                Июнь    2011   года.