18. Жан Фуке. Мадонна

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 18. ЖАН ФУКЕ. "МАДОННА".


            В прошлой главе было взято византийское изображение Богоматери. Теперь интересно посмотреть на подобную тему в западноевропейском средневековом искусстве.

     Чтобы честно сравнить, нужно подобрать что-то равноценное, но сделать это очень трудно. Византия (восточная часть прежней римской империи), обогащаясь связями с восточной и греческой культурой, опережала в художественном развитии западные земли. Поэтому мы возьмём несколько более позднее время - начало 13-го века, когда и в Западной Европе стали выдвигаться замечательные мастера.

     Один из них - знаменитый франкский художник при дворе сначала Карла VII, затем Людовика XI Жан Фуке.


            Идея этого изображения совсем иная, не такая, как у византийского произведения. Иная идея требует и иных художественных средств.

     Идея изображения Фуке - очевидно, чистота святости. Отсюда общая светлость тона, голубизна ткани, скромность и какая-то тихая домашность.

     Голубой цвет является каноническим при изображении девы Марии, символизируя небесную чистоту. Для этого художник добавляет и орнамент синих цветов по рамке. Очень интересная деталь - Мария покрывает голубой тканью головку младенца. Безусловно, это тоже имеет символический смысл.


            Изобразительное искусство средневековой Западной Европы, вероятно, по причине значительной самостоятельности светских феодалов, не содержит такой глубокой мистической строгости, как искусство Византии. В нём больше, если так можно выразиться, придворности, внешней грации, манерности.

     Суровая религиозность византийского стиля более близка душе русского человека. Но я думаю, всем понятно, что это не из-за каких-то исходных свойств русской нации. Не будем впадать в националистический идеализм. Просто древнерусская культура складывалась под сильнейшим  влиянием Византии.

     Если западная средневековая живопись буквально переполнена тронами, коронами, королевскими мантиями и часто склонна к внешней пышности, то для древнерусской, напротив, более характерны строгость и очень ёмкая внутренняя образность.

     Найдите, не поленитесь, в интернете замечательное произведение древнерусской иконописи - Ангел Златые Власы. Оно очень типично для русского стиля.