Игрушки военного времени

Мира Папкова
  Сейчас не хватит воображения представить,
что у меня в детстве совсем не было игрушек.

  Семья эвакуировалась на Урал.

  Меня отдали в детский сад.

  У стены на полу на жестком сером солдатском одеяле  размещались  три  игрушки:  два  пупса - негритенок  и белый и грузовик из деревянных плашек,  выкрашенных  в  защитный  военный  цвет хаки.

  Не разрешалось даже пересекать границы одеяла,  не то  что  прикасаться к игрушкам.

  Воспитательница,   вывезенная  из  блокадного  Ленинграда по льду  Ладожского  озера, нервная, истощенная, вечно голодная тоже спала в тихий  час  вместе  с  ребятами.

  Засыпали "законопослушные" дети, и я тайком  вылезала из кроватки и осторожно пробиралась
к  заветному  одеялу.  Меня  интересовал  только коричневый  пупс.  Я  потихоньку с ним  играла.
А  потом  возвращалась  в  постель.

  Перед   тем,  как  заснуть  воспитательница смотрела - кто не спит, с того снимала трусы.

  Она знала - без  трусов никто из постели 
не  вылезет.  Все  притворялись спящими, 
но  обмануть  ее  было нелегко, она знала,
кто на что способен.

  Меня она не подозревала, я не носилась,  дралась  редко,  разве  что  терзала  ее бесчисленным множеством вопросов...

  Из великолепной красной глины на фанерках мы  лепили  фигурки  людей,  птиц,  животных, фрукты, овощи, посуду. Мне захотелось слепить  слона. Я услышала "спят мышата и слоны, дяди спят и тети"  и  спросила,  какой  он.  Мама  мне  его нарисовала. Слон долгое время занимал мое воображение. Мама моя очень хорошо рисовала.

  Все  наши  работы  разминали,  превращали
в глину и складывали в ведро, накрыв сверху мокрой тряпкой, до следущего раза. Мне было очень жаль слона!

  Наша  воспитательница,  очевидно,  имела музыкальное образование. Она поделила группу, и мы  пели  гимн  из  "Ивана Сусанина"  "Славься, ты  славься,  родная  страна..."  на  два  голоса. Спевки  проводились  ежедневно.  Зимой гулять  не  водили,  часто сидели в темноте - отключали электричество,  игрушками  играть  не  давали - только  и  оставалось,  что  петь.  И  просто  так  пели  военные  песни:  "На  позицию   девушка  провожала  бойца...",  "Есть на Севере  хороший городок...", "Синий платочек".

  Еще нас научили танцевать "Яблочко", нам очень нравилось!

                Эх, яблочко,
                Куда котишься -
                Ко мне в рот попадешь,
                Не воротишься!
 
 А один мальчик сказал, что знает другие слова:

                Матрос молодой
                В жопу раненый
                На базаре торговал
                Рыбой жареной.

  Воспитательница пригрозила поставить в угол, если еще раз... Носом в угол стоять очень скучно и утомительно - никому не хотелось.

  Раз  в  месяц  нас  всех - мальчиков  и  девочек - стригли  машинкой  наголо - чтоб  не заводились вши. Но они все равно заводились. Вожделенное  черное  вонючее  хозяйственное  мыло  давали  по  карточкам,  кусок  резали  на  порции.

  Хлеб взвешивали и тоже резали. Теперь
это  слово - довесок - стало  ненужным.

  Мне  кажется,  или  это  так  и есть, что
мы в детсадном возрасте были взрослее
и самостоятельнее, чем нынешние дети.