I. 3. Лучший полярный капитан

Маргарита Бахирева
Но вернемся к «Седову».  Корабль шел курсом норд на Землю Франца-Иосифа, после чего ему предстоял труднейший ледовый поход в северо-восточную часть Карского моря, к неизвестным берегам Северной Земли. Судно блистало свежей краской  и чистотой: моряки окатили  из брандспойтов палубу и еще раз отдраили ее.

            О.Ю. Шмидт – блестящий организатор, человек широчайшего кругозора, ученый-мыслитель.  Капитан В.И. Воронин, с молоком матери впитавший многовековой опыт борьбы с полярной стихией. Два незаурядных человека – Шмидт и Воронин, противоположные по характеру, хорошо дополняли друг друга, что особенно важно  для руководства экспедицией.  Воронин –  «гордость Арктики», «лучший полярный капитан страны», считали тогда все. Команда корабля состояла из бывалых моряков, сплоченных в  ледовых походах.

          Морской экспедиции на «Седове» предстояло выполнить в Баренцевом и Карском морях обширную программу научных наблюдений. На борту находились профессора В.Ю. Визе, Р.Л. Самойлович и большая группа научных работников Института по изучению Севера. Шмидт любил и умел организовывать полярные экспедиции.   Предвидя широкое наступление на Арктику, хотел заранее подготовить общественность и широкие круги специалистов, чтобы из их среды черпать кадры будущих полярников. В походе участвовали журналисты, писатель И.С.Соколов-Микитов, старейший в стране фото - и кинооператор П.К.Новицкий. Находилась также небольшая группа строительных рабочих, а также новая смена зимовщиков полярной станции на Земле Франца-Иосифа и  североземельская четверка.
 
          Владимир Иванович - коренной помор и потомственный моряк. Он прошел суровейшую жизненную школу от поморского мальчишки-зуйка до капитана. В море ходил с восьми лет, в десять стал коком на паруснике, в пятнадцать – младшим матросом. Зимой учился. После окончания мореходного училища плавал в Белом, Карском и Баренцевом морях сначала штурманом, затем и капитаном. В 1928 году водил «Седова» на поиски экипажа дирижабля «Италия». Ко всякой работе относился одинаково уважительно.  «Воронин отличался редким для капитана пониманием целей и значения наших научных исследований. Это великолепный капитан исследовательского судна, - говорил Отто Юльевич.- … Капитан В.И.Воронин не только великолепно ведет судно, но и интуитивно чувствует, как его надо вести…»

       Иногда, в минуты раздумья, в кругу товарищей,  Владимир Иванович вспоминал дела мореходов прошлого, как пример высокой морали, образец мужества и чувства долга.  Чаще всего упоминал имена Челюскина, Прончищева и его жены Марии. Нашу Арктику «делают» люди, говорил  Воронин. Люди будто бы и обыкновенные, как большинство наших современников, а в то же время и необыкновенные своим простым отношением к тому, что принято называть героизмом. И сами их взаимоотношения, получившие название «полярная дружба», стали примером для других.  И в самом Воронине ощущалась внутренняя сила и твердость, способная не спасовать перед любыми трудностями.

         Игорь Павлович  Рубан, художник и писатель, плавал  с Ворониным  на «Ермаке».  Половину жизни Рубан посвятил созданию художественной летописи Арктики и Антарктиды. Трудился в Антарктиде, на шести научных дрейфующих станциях «Северный полюс», на островах и побережье Ледовитого океана. Ходил на судах и ледоколах по Великому Северному морскому пути.  Это единственный в мире художник – почетный полярник. 

   Герои его картин и книг – советские полярники, с которыми жил и работал в высоких широтах. Работы  Рубана хранятся в музеях страны как художественные произведения и исторические документы. Среди них особое место занимает портрет  капитана Воронина. Он написан в любимой позе – навалившись грудью на телеграф и положа на рукоятки руки в шерстяных варежках вязки жены Пелагеи Ивановны.

         В мастерской, боясь растерять впечатления и чувства, полученные от общения  с Владимиром Ивановичем во время экспедиции, неделя за неделей, с раннего утра до позднего вечера, уходя домой только поспать, работал  Игорь Павлович над большой картиной о знаменитом капитане. «Воспоминания  толпятся перед глазами и в голове, не вмещаются в картину и, толкая под локоть, сбивают, мешают вести основную линию. Постепенно она все же выкристаллизовывается, все вливается в единое русло, и работа начинает ладиться», - признавался он. «Таким я его понял и таким написал в портрете – без позы, как говорят «всегдашним». «Ценность художественных и литературных работ Рубана – в их достоверности, запечатленной  рукой художника», - считал И.Д. Папанин, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза. 
   
   Иногда, в минуты отдыха,  Владимир Иванович говорил: «Боюсь дожить до той минуты, когда не хватит сил подняться на мостик. Ну а случится такое, уеду бакенщиком на остров и буду вот это дописывать». Владимиру Ивановичу было не чуждо литературное творчество. Тогда из верхнего ящика, что в левой тумбочке письменного стола, извлекалась толстая рукопись, отпечатанная на машинке (пишет  Рубан); она не переплетена; над ней еще идет работа. Это мемуары – галерея точнейших портретов, история многих плаваний за годы долгой жизни, с детских лет до последних дней. Ведется повествование ярким, сжатым и образным языком, которому могут позавидовать профессиональные писатели. Дар художника слова был у Воронина в крови и, вместе с чувством формы, сделал его труд бесценным документом.

Привалясь к телеграфу и, не глядя на этюд, чтобы не мешать, он рассказывал о жизни Соловецкого монастыря, о первых плаваниях по Великому Северному морскому пути, об устройстве и жизни прежних полярных станций, или, как их в старину называли, зимовок. Вспоминал к случаю и бывальщины поморские, приметы и поговорки. Общение с Ворониным оставило  у Рубана неизгладимое впечатление, но особенно ярко запомнились мемуары. Но этот документ - свидетельство освоения Великого Северного морского пути бесследно исчез. Кто-то утаил рукопись после его смерти.

«…Караван трогается, и суда, одно за другим, идут под «туманную радугу», как под триумфальную арку.  И нет ни одного, чтобы с мостика не донеслось:  Владимиру Ивановичу, моему учителю, спасибо! Капитану Воронину, наставнику, доброго плаванья!»