О пополнении казны, за счет бороды

Татьяна Бузнякова
 
Не зря говорят, что мир музейных экспонатов удивителен и неповторим, сколько имен наших выдающихся соотечественников, исторических событий, памятных дат связаны с музейными предметами.
Сегодня речь пойдет о «Бородовом знаке», который был введен 310 лет назад. Что же это за предмет? Кто и сколько за него платил? Как относились к нему донские казаки?
Этот музейный предмет тесно связан с реформами Петра I, которые поистине были революционные. Преобразования, начатые Петром I, вначале  XVIII затронули практически все слои населения России и проводились в суровой борьбе с внутренней оппозицией. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились реформы с целью изменения устаревшего уклада жизни, и они были направлены, прежде всего, на сбор средств любыми способами.
В 1705 г., повсеместно стал проводиться в жизнь царский указ о бритье бород и усов повелевающий «...чтоб впредь с сего…Великого Государева указа бороды и усы брили». В допетровское время борода была символом верности русской старине и обычаям. Она служила знаком отличия русского человека от латинянина, православного – от католика. Согласно указу единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Остальные слои населения должны были платить налог в казну, т.е.  борода стала налогооблагаемым «товаром».  На руки выдавался бородовой знак. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне - "Деньги взяты", ниже изображены  усы и борода. На другой стороне - "Борода - лишняя тягота", или же буквенная дата чеканки под гербовым двуглавым орлом. В славянской буквенной системе счисления, первая закорючка означает увеличение значения следующей буквы в тысячу раз. Буква "А" (азъ) -  соответствует единице, увеличенная в тысячу  означает 1000,  (пси) соответствует числу 700, а шестая буква алфавита "Е"  обозначает 5. Вместе получается дата: 1705 год.
 Петр I ввел ежегодную пошлину на бороду. Растительность на лицах бородачей сослужила казне хорошую службу. Плата за неё составляла от 30 до 100 рублей – огромные деньги по тому времени. И определялась в зависимости от сословия: в 1705 году дворянин платил за бороду 60 рублей, купец – 100, простой торговец, почему-то, как и дворянин, - 60, слуга - только 30 рублей. Крестьянин в деревне получил привилегию носить бороду даром, но при въезде в город и выезде за городские ворота с него, также как и с других, за эту роскошь брали налог, правда, невысокий – всего одну копейку.
А 17 апреля 1722 г. - Петр I ввел подать на ношение бороды в размере 50 рублей в год для старообрядцев. Кроме того  они не имели права носить никакой другой одежды кроме как: зипун со стоячим воротником, воротник должен быть только из красного сукна. Полученные медные знаки, о том, что налог уплачен, старообрядцы должны были нашивать на одежду.
Донские казаки противились указу Петра I-го о запрете носить бороду и традиционную одежду. Одним из лозунгов Булавинского восстание 1707—1709 годов. Названного по имени Кондратия Булавина, предводителя восставших, был за старую веру и ношение бороды. Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено. Итогом стало приостановление, для казаков, действия указа Петра I о запрете ношения бороды, также  были  отменены некоторые сборы и взимания недоимок. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы, в противном случае, это вызвало бы, куда большее возмущение.
 В дальнейшем, что касается ношения бороды и усов, то,  казаков не принуждали к их бритью. Некоторые же бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Ведь чуб и усы являлись предметом особой казачьей гордости.
Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра I, а отменили ее лишь в 1772 году.