Утренний час с богом

Станислав Витюков
              УТРЕННИЙ  ЧАС  С  БОГОМ               

В настоящее время одно из самых отрадных явлений в жизни церкви Христовой – это возрастающее число христиан, соблюдающих утренний час с Богом. Под этим выражением разумеется  - посвящение, по крайней мере, первые получаса дня на общение с Богом в благоговейном изучении слова Божия (Библии) и молитве.                В чём заключается преимущества такого утреннего чтения? Оставляя в стороне общий вопрос о пользе благоговейного изучения Библии и общения с Богом, нужно иметь в виду, что в самом начале дня душа наиболее восприимчива. Ум в это время освежён ночным отдыхом и так занят работой, как в остальное время дня. При том и внешние условия раннего утра наиболее благоприятны. Первый час – по преимуществу тихий час. Вчерашние звуки умолкли, а сегодняшняя мирская суета ещё не дошла до нас. В этот час легче сказать: «только в Боге успокаивается душа моя» (Ис.61:6); легче исполнить повеление: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11). Далее, уделяя первый час для молитвы наедине с Богом и для изучения Библии, мы обеспечиваем себе этот час. Откладывая его на другое время, мы рискуем, что чтение и молитва будут сокращены, прерваны или совсем не состоятся. В этом отношении мы должны обратить внимание на слова Мак-Чейна: «Я должен проводить лучшее часы каждого дня в общении с Богом. Это наиболее достойное и плодотворное употребление моего времени, и потому не должно быть отодвинуто на задний план.                Утреннее бдение готовит нас к ежедневной борьбе с началом зла внутри нас. Мы не ждём пока враг нападёт на нас, чтобы тогда надеть броню и взяться за мечь, но мы вооружимся ранее того, чем сатана найдёт возможность напасть на нас, прежде чем взяться за чтение утреней газеты, прежде чем начать разговоры с другими людьми и приняться за обсуждение планов дневной работы. Всегда полезно опередить неприятеля.            Соблюдение утреннего часа с Богом обусловливает собой постоянные и верные результаты в жизни и служении Богу. Отсутствие общение с Богом, а самом начале дня является первою причиною нашего неуспеха в сношениях с людьми и в борьбе против зла в течение дня. Когда  г-жу Гавергель спросили, почему христианская церковь не достигает больших результатов, она объяснила это именно тем, что большинство христиан не проводят первого часа дня наедине с Богом. Никогда не забудем высказанной Фабером глубокой истины, что духовным мерилом наших действий является степень нашей близости к Богу во время выполнения этих действий. Для того чтобы наша жизнь, наши слова и дела сохраняли в течение всего рабочего дня духовную силу, мы должны с самого начала дня установить живое и полное общение с Богом. Зачем откладывать это общение, хотя бы на один час? Зачем довольствоваться человеческими усилиями в течение хотя бы части дня, когда сила Божия может действовать через нас в течение целого дня.      Несмотря на великое значение утреннего чтения, некоторые христиане утверждают, что они не имеют времени ежедневно жертвовать на это и получаса. Поразителен тот факт, что наиболее деятельные из мирян или духовенства менее всего приводят подобных извинений и обыкновенно сами соблюдают утреннее чтение. Едва ли найдётся христианин, который честно и добросовестно применив на деле это правило в течение одного или двух месяцев, не убедился бы, что это есть, безусловно, самое лучшее употребление времени, и что оно не препятствует его обычной работе. Он найдёт, что  утреннее чтение побуждает его бережливее и добросовестнее распоряжаться своим временем, наверстать его и смотреть на вещи с более правильной точки зрения. Он начинает день внутренне уравновешенным, под руководством Божьего Духа, и потому работает спокойно, уверенно, без лишнего напряжения и траты времени. Этим объясняется часто приводимая привычка Лютера удваивать или утраивать время, посвящаемое им молитве, когда он в течение дня предвидел особые труды и испытания.                Чтобы иметь наибольшую пользу от утреннего чтения,  необходимо соблюдать следующие условия: Прежде всего, прими непоколебимое решение соблюдать утреннее чтение. В этом отношении следует быть особенно осмотрительным и не допускать исключений, кроме, конечно, тех случаев, когда на это имеется прямое указание свыше. Не поддавайся сонливости, приступая к утреннему чтению и, если нужно, то прогуляйся перед этим. Представь Богу, в этом столь важном деле, не только твоё тело, но и твой ум «в жертву живую» (Рим.12:1).      Определи заранее, как ты проведёшь посвящённый Богу час. Иные начинают его с краткою молитвой, затем изучают Библию, размышляют о прочитанном и кончают опять молитвою. Не нужно, конечно, быть излишне методичным. Остерегайтесь в этом деле рутины и формализма. Хорошо не задаваться слишком многим в течение этого часа.                Удостоверься каждое утро, в самом начале молитвенного часа, как ты стоишь по отношении к Богу. Если у тебя кроится неисповеданный грех, дурное желание или дух, противный Христу, то всё это должно быть исправлено, иначе ты не в состоянии будешь воспринять то, что Бог хочет тебе дать в этот день. Грех - страшная вещь. Он совершенно отделяет нас от Бога. Напрасно поэтому ожидать действительной духовной помощи от изучения Библии или молитвы, пока мы не согласны расстаться со всяким сознательным грехом. Счастлив тот, который начинает и заканчивает каждый день в общении с Богом и который может сказать вместе с Давидом: «Когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою» (Пс.138:18).                Вспоминай каждое утро истинное назначение утреннего чтения. Для чего я соблюдаю его? Ради того ли только, чтобы дать себе право сказать, что я исполнил мой долг, или чтобы успокоить совесть в виду принятого мной решения, так поступать? Или для того, чтобы разрабатывать библейские темы и духовные истины для пользы других? Необходимо постоянно иметь в виду, что истинное назначение этого часа должно заключаться в том, чтобы встретиться с Богом, услышать Его голос, получить от Него указания и силу, которые идут мне в течении дня способность быть Ему угодным в мыслях, словах и поступках.   Выбери и определи заранее те места Писания, над которыми ты намерен размышлять в течении утреннего чтения. Вся подготовительная в этом отношении работа должна быть сделана заранее. Хорошо брать соответствующие места из наиболее назидательных и практических отделов Библии. Они должны быть катки и, насколько возможно, закончены по смыслу; иногда же желательно изучать такие места, которые имеют отношение к какой либо общей теме. Нетрудно, посвящая на это несколько часов времени, выбрать себе достаточно тем на целый год. Уделяй больше места молитве. Она нужна не только в начале и конце чтения, но и самое изучение Библии, размышление и исследование себя должны быть исполнены в молитвенном духе. Только этим мы избегнем формализма и сделаем утреннее бдение великою действительностью и силою в нашей жизни.           Помни, что час утреннего чтения – час внутренней тишины. Хорошо остановиться иногда после молитвы или во время изучения Библии и прислушаться к тому, что Господу угодно сказать твоей душе. Слишком часто мы наполняем молитвенный час нашими собственными мыслями и молитвами, не оставляя совсем места для слушания. Наше внутреннее настроение выражается часто словами: «Слушай, Господи, ибо твой раб говорит», чем словами: «Говори, Господи, ибо слушает раб Твой» (1Цар.3:10). Трудно повиноваться повелению: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс.45:11). Когда мы устраним из своей души  звуки мирской суеты, отгоним навождения искусителя, перестанем прислушиваться к нашим думам о завтрашнем дне, заставим умолкнуть голос наших забот, вопросов и даже молитв, - тогда мы услышим тот тихий, нежный Божий голос, который хорошо известен истинным ученикам Христа. Его голос не похож тогда ни на рёв сильного ветра, ни на грохот землетрясения, но он подобен «веянию тихого ветра» (3Цар.19:11-13). Недаром ап. Павел убеждает нас изучать Слово Божие и всячески стараться соблюдать внутреннюю тишину. Он знал, что требуется усердие и решимость, чтобы постигнуть эту великую тайну.                Кто соблюдает утреннее чтение? – Наши мысли останавливаются на некоторых лицах библейских времён: на Моисее, который видел Бога лицом к лицу, и которому в ранние часы Бог дал откровение закона; на пророке Исаии, сказавшем: «каждое утро Он пробуждает ухо моё, чтобы я слышал, подобно учащемуся» (Ис.50:4); на пророке Иеремии, для которого Божия милость «обновлялась каждое утро» (Плач Иеремии 3:23), и на царе Давиде, который сказал: «рано предстану пред Тобою и буду дожидать» (Пс.5:4), который повторял: «я встану рано и буду, славит Тебя» (Пс.56:9-10). Он научился на опыте, что «благо есть.. возвещать утром милость Твою» (Пс.91:3).                Пример Иисуса Христа чрезвычайно поучителен. Мы читаем, что утром, встав весьма рано, Он «вышед, удалился в пустынное место и там молился» (Мр.1:35). Предание говорит: что первые христиане имели обычай молиться рано утром. Уебб – Пепло пишет: «Все великие святые имели привычку вставать рано», и он мог прибавить, что они вставали рано, прежде всего для того, чтобы начать день в тихом общении с Богом. Вспоминаются такие люди, как Рутерфорд, Мак-Чейн и Андрей Бонар, Веслей и Уитфильд, Давид Брэнерд и Генри Мартин, Джордж Мюллер, Хедсон Тэйлор и др. Об Иосифе Аллейн, этом замечательном проповеднике 17-го века; говорят, что он каждое утро проводил время от четырёх до восьми часов в молитве и изучении Библии, и если случалось, что соседний кузнец начал свою работу ранее, чем он сам приступал к утреннему чтению, он восклицал: «Как пристыжает меня этот человек? Не достоин ли мой Господь лучшего служения, чем хозяин этого кузнеца»?                Перед каждым из нас возникает вопрос: почему я не соблюдаю утреннего чтения? Я не знаю другой привычки в христианской жизни, которая приносила бы больше благословения, чем непрестанное соблюдения утреннего чтения. Неужели я перед судом разума и совести допущу, чтобы что-нибудь удержало меня от принятия такого благотворного решения? Могу ли я привести какое-либо извинение или достаточное основание, почему бы мне не посвятить, по крайней мере, первого получаса каждого дня молитве и изучению Библии? Что может удержать меня от этого? Неужели Бог не допустит? Конечно, нет! Не скорее ли всего – моё собственное «я», которое так любит нежиться и так страшится трудной для плоти привычки. Сатана нам сильно препятствует! Если он не может удержать вас от изучения Библии и от молитвы совсем, то он всегда постарается урезывать наше время так, чтобы мы принимались за них как можно позже. Согласен ли я во что бы то ни стало усвоить себе эту необходимую привычку? Чего это будет стоить? Придётся  правильнее распределить время сна, т. е. раньше вставать, может быть, раньше ложиться и не терять столько времени даром; может быть, это удастся не сразу и придётся вести упорную борьбу, усиленно следить за собою и, действительно, бодрствовать в молитве. Согласен ли я такою ценою приобрести привычку, которая столь тесно связана с победою в жизни и плодотворным служением Богу? Если да, то когда же я, наконец, приму это решение?                Но могу ли я устоять, приняв такое решение? Бог даст силу: Он «производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Филип.2:13).