Поствоенный синдром

Владимир Воинов
…есть у меня приятель. Парень бывалый – Афган, плюс Нагорный Карабах  и до сих пор  он в охранных системах Кривбасса…бывалый парень.
А познакомились мы с ним лет пятнадцать назад на пикнике –корпоративе.
Сидел он в сторонке от  веселой тусовки на камушке речном  ,ждал шашлыков –салатов, смотрел на  бегущую волну речки Днепр и тёр ручку вилки стальной об камушек.
Тёр задумчиво и отрешенно…затачивая её как нож  двухсторонний.
А никто этого не видел ,не замечал….никто кроме меня.
Вот так мы с ним и познакомились.
Вздрогнул он от вопроса моего нескромного и извинился, виновато оглядываясь.
И оказалось ,что испортил он этот столовый прибор по привычке десантной, афганской.
Приучили там спецназ любую свободную минуту не расслабляться и руки без дела не держать.
И разговорились мы с ним тогда.
Парень раненный оказался…раненный телесно и душой.
Взгляд его меня поразил. Взгляд человека –волка. И взгляд человека-убийцы.
И запомнил я эти глаза. Глаза белёсые, без глубины, без резкости….мутные глаза.
Смотришь в них и пустоту там видишь…холод ледяной.
   А потом  ,через много лет, прочел я случайную статью  одной московской правозащитницы-журналистки.
    «Завинтили»  её на годик в тюрьму Лефортовскую и попала она в камеру  с женщинами-убийцами ,и глаза такие же встретила-отметила. И даже сам процесс  деформации психики, и как следствие- внешним проявлением-изменение взгляда ,цвета глаз  у новоприбывшей  по бытовому убийству  молодой девушки  описала.
Вдумчивая, внимательная журналистка оказалась и подтвердила этим мои догадки-выводы.
С тех пор стал я внимательно к глазам людским присматриваться.
И даже один раз, принимая на работу свою, зека  вычислил  суетливого …со статьей душегубной.
   А тут ехал я в автобусе тесном и парень вошел армейский, с  войны прибывший… с донбасской.
И было видно, что с войны по запаху специфическому от него, от  камуфляжа тёртого  и от взгляда, этого взгляда….уже понятного мне…..