Учителя с большой буквы

Валентин Котюх
Навсегда в истории образования города Воронежа останутся имена директоров и учителей восстановивших разрушенные фашистами школы.  После изгнания захватчиков не было в городе ни одного сохраниешегося здания учебного заведения.

 Школы были разрушены бомбардировками, сожжены и разграблены солдатами вермахта. Ущерб, нанесенный  образованию города, составил 25834 миллионов рублей (в ценах 1943 года).

 Для возрождения из руин школ необходим был кирпич,  доски, стекло и другие строительные материалы. Их не  было в разрушенном городе, а школы восстанавливались.

Вернувшиеся с эвакуации учителя с учениками и их ролителями стеклили окна тонкими полосками стекла, собранного у разбитых зданий.

Большие окна, закладывались кирпичем,  из разбросанных балок и стропил монтировалась, внутри строились печи и начиналась работа.

 Первая железнодорожная школа №4,  где директором работала Софья Павловна Петрова открыла свои двери 15 марта 1943 года.

  20 марта заработала восстановленная начальная школой №2 под руководством Анны Петровны Чулюковой.

А 5 апреля 275 учащихся приступили к занятиям в средней школе № 3, где директором был Никифор Павлович Миронов.
 
В декабре 1944 года за самоотверженный труд по восстановлению школ, впервые в истории образования города, награждены: орденом Ленина Петрова Софья Павловна - директор средней Железнодорожной школы № 4, орденами Красного Знамени: Миронов Никифор Павлович – директор, возродивший две средние школы № 22 и №3, Чулюкова Анна Петровна - заведующая начальной школы № 2 и Подчиненнов Владимир Николаевич - учитель физики школы № 13.


Нам удалось узнать жизненный путь первых орденоносцев.
Софью Павловну Петрову, в январе 1943 года назначили директором сразу пяти железнодорожных школ. Под ее руководством открыла свои двери 4-я мужская средняя железнодорожная школа для тридцати своих первых учеников.




   Имя Анны Петровны Чулюковой в послевоенные годы знал каждый воронежец. К ней в школу стремились отдать своих детей родители. Шли за советом, решением проблем люди, как депутату Воронежского горсовета. О ней 25 января 1944 года областная газета "Коммуна" писала: «День и ночь работала она сама и мобилизовала свой коллектив на то, чтобы школа была восстановлена к началу учебного года. И школа была восстановлена. Сейчас дети учатся в теплых и чистых классах.»

    Анна Петровна родилась 4-го апреля 1897 года в городе Ржакса Тамбовского уезда. В детстве знала наизусть и декламировала стихи А.В. Кольцова, И.С. Никитина, А.С. Пушкина.  Выступала с ними перед жителями, мечтала стать актрисой, но отец псаломщик местной церкви заявил: "Только не актрисой!". И Аннушка, закончив Тамбовское епархиальное училище, с шестнадцати лет стала работать учительницей церковно-приходской школы села Вешаловка Липецкого уезда Воронежской губернии. 

В 1921 году она вышла замуж за учителя соседнего села, и молодая семья переезжает на станцию Чириково. Здесь Анна Петровна организовала школу крестьянской молодежи и стала ее заведующей. По характеру она была активной, энергичной, деятельной, смелой общественницей, талантливым педагогом.

 Ее дочь, Раиса Ивановна Курдова вспоминала: «Как-то к маме привели ученика, который несколько лет не мог научиться читать, не умел складывать слоги. Анна Петровна заметила у него прекрасный музыкальный слух. И начала с ним не читать, а петь. Ребенок быстро научился бегло читать».

В 1933 году семья переехала в город Воронеж, где она учительствует в начальной школе №19 и одновременно обучает неграмотных красноармейцев в Воронежском полку. Перед самой войной Чулюкова назначена заведующей начальной школой №48, которая находилась на улице Краснознаменной.  В июле 1942 года во время фашистского наступления на город семья пешком эвакуировалась на станцию Иноковка Тамбовской области.

После освобождения, Анна Петровна на попутных товарняках возвращается в разрушенный город. 25 февраля приказом №10 ГОРОНО она назначена заведующей начальной школой №2 (бывшей №48). Школа была разбита и заминирована фашистами.  Ходили восстанавливать школу только одной тропкой, а когда растаял снег, оказалось, что путь лежал по противотанковым минам, которые не взорвались из-за малого веса людей. Но главное было сделано - школа открыта.


  Заведующая школой Чулюкова работает в составе государственной комиссии по оценке ущерба, причиненного фашистами городу и в комиссии по расследованию преступлений фашистских захватчиков в Песчаном логу, где было расстреляно 452 мирных жителя Воронежа, из них 35 детей. Анна Петровна работает не покладая рук. Школа становится лучшей в городе. После ее окончания учеников с удовольствием принимают в средние школы.

 В 1955 году случилось несчастье. Она попала в дорожно-транспортное происшествие и вынуждена была оставить школу, отдав делу воспитания детей более 40 лет. Дело Анны Петровны продолжила Антонина Дмитриевна Москолякова, ее преемница и большой друг. Умерла А.П. Чулюкова в 1982 году. Но до сих пор ее помнят её ученики и с благодарностью говорят как о педагоге с большой буквы.

Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» Таким учителем был Никифор Павлович Миронов. В довоенном и послевоенном городе Воронеже его имя знали жители, а опыт педагога распространялся среди учителей города, области и страны. 
Никифор Павлович Миронов родился в 1885 году в семье крестьянина-бедняка в Николаевской области в Баштанском районе в селе Ингулка.


Первоначальное образование будущий учитель получил в церковно - приходской школе. Учитель Ф. И. Поляков, увидев способности мальчика, оказал ему помощь при поступлении Куцовскую двухклассную школу. Плату за учение 40 рублей в год вносили пополам: 20 рублей- отец и 20 рублей -учитель Поляков.


На втором году учебы Миронов подрабатывает водовозом, заправляет керосиновые лампы. За эту работу ему предоставляют общежитие в школьном здании и кормят в школьной столовой. Окончил он школу в 1905 году.


Получив образование, Никифор Павлович мечтает стать учителем, как его любимый педагог и поступить в учительскую семинарию, но для этого нужны средства, а их как раз и не было. Чтобы мечта сбылась он поступает учителем в школу грамоты.  Через год, упорный юноша выдерживает испытание на звание учителя начальных училищ.
Учительствуя зимой, Никифор Павлович летом занимается самостоятельно, чтобы сдать экстерном экзамен за курс гимназии. В 1914 году он выдерживает по конкурсу испытание в Николаевский учительский институт. Его давнишняя мечта стать педагогом осуществились: в 1918 году он окончил институт и получил назначение в Николаевскую область город Новый Буг в высшее начальное училище. Здесь он преподавал математику. Затем после реорганизации училища в 1920 г. был десять лет заведующим и преподавателем математики школы-семилетки.

  В 1934 году семья переезжает в город Воронеж. Миронов работает преподавателем математики старших классов в 32- й средней школе при заводе СК-2, которая первого сентября 1934 года открыла двери в новом здании.

Работая в школе, он воспитал и вырастил не одну сотню человек, которые стали инженерами, учеными, летчиками, врачами, агрономами.
Никифор Павлович подготовил к изданию ряд учебных пособий и разработал несколько разделов по математике: теория пределов, тригонометрические уравнения, обратные круговые функции. Эти материалы находились в математическом кабинете облоно и изучались учителями школ Воронежской области.

  Педагогический коллектив средней школы № 32 выдвинул кандидатуру Никифора Павловича Миронова на выборах в депутаты Сталинского (сейчас Левобережного) районного Совета по 78 -му избирательному округу в 1939 году. После выборов он стал депутатом. Его школа работает в годы войны, пока в августе 1942 года, здание не разрушено фашистской бомбой.

Никифор Павлович в числе первых вернулся в освобожденный Воронеж. 1 марта 1943 года он назначен исполняющим обязанности заведующего Сталинским отделом народного образования. Занимается восстановлением школ. Передав дела заведующего районо, он уходит директором школы. Шестидесяти восьмилетний руководитель сумел восстановить силами коллектива и родителей две школы Левобережного района №3 и №22.

 Кроме административной работы, талантливый педагог составляет задачи для олимпиад по математике для школ Воронежа, Москвы и Ленинграда. Он руководит методическим объединением математиков. Составляет задачник по геометрии. За свой самоотверженный труд в 1948 году Миронов награжден орденом Ленина.

 
 22 июля 1948 года Никифор Павлович по состоянию здоровья уходит с должности директора. Ему назначается персональная пенсия, но еще долго в его адрес шли письма от благодарных учеников.

В 1955 году его не стало. Похоронили его в Воронеже на кладбище у Казанского собора. Сейчас на заброшенной могиле, заброшенного кладбища, выходящего фасадом на Ленинский проспект, остались одни очертания от фотографии великого учителя, но сохранилась эпитафия: «Прощай, друг дорогой, вечно буду плакать по тебе, родной».  Вечная память оказалась не вечной. Школы, восстановленные Никифором Павловичем, работают и сейчас. Там новые ученики и учителя, которые не знают и не хранят память о заслуженном человеке.


Учитель физики средней школы №13 Владимир Николаевич Подчиненнов родился в декабре 1895 года в Москве. Здесь в 7-м Рогожском училище началась его педагогическая деятельность после двух курсов сельскохозяйственной академии. С 1918 года педагог учительствует в школах Курской области.

 В 1935 году,  после окончания Воронежского педагогического института, преподает физику в школе №16. Война прервала мирный труд педагога. Вместе с учащимися школы Владимир Николаевич уезжает в июне 1942 года на уборку урожая в совхоз «Ударник» Эртильского района. После оккупации города Подчиненнов работает учителем Листопадовской средней школы. В числе первых учителей он возвращается в освобожденный и разрушенный город.

Имея недюжинные технические способности и талант педагога, учитель создал лучший в области кабинет физики.  В стране, где все было направлено на разгром врага, не производилось оборудование для физических кабинетов.

Владимир Николаевич своими руками изготовил демонстрационные приборы и подвёл электрический ток к ученическим столам и к демонстрационному столу. В лаборантской мастер установил умформер постоянного тока, с помощью него вырабатывалась электроэнергия. Чтобы в кабинете все работало, приходилось пользоваться подручным бросовым материалом.

В ход шли детали, найденные в развалинах домов среди трофейного снаряжения, на свалках и на самолетном «кладбище», в которое находилось недалеко от механического завода.
В самом начале послевоенного возрождения школы, когда для опытов по электричеству не было источников тока, учителю пришлось, например, для изготовления батареи использовать марганцево-цинковый элемент, и в качестве отрицательного электролита использовать обыкновенную поваренную соль. Согласитесь, что для современных школьников это и сейчас звучит на уровне высшей математики.

 Все изготовленные своими руками приборы и приспособления талантливый педагог с успехом применял на уроках. Во всем ему помогали его любознательные ученики.
Его труд не осталась незамеченным.

 К нему шли на уроки и у него учились учителя нашей области, которым Владимир Николаевич демонстрировал свои поделки в действии. Министр народного просвещения Потёмкин на первом после окончания войны учительском съезде ставил его в пример для всех педагогов страны. В сборнике «Физический кабинет в школе» вышла его статья «Как создавался физический кабинет в 13-й средней женской школе», где физик делился своим опытом в создании кабинета.


Высокой оценки своего труда, Владимир Николаевич добился неустанной работой. Каждый день он ставил себе задачу кроме уроков сделать что-то для школы, для оборудования кабинета физики.

Одновременно учитель работал над методикой преподавания, ставя во главу угла совершенствование методов организации самостоятельной работы учащихся. За годы работы педагог создал лучшие кабинеты в школах №13, №42, №35.

 Приборы, изготовленные учителем, до сих пор служат людям. Уже находясь на пенсии он вспоминал: «Некоторые учителя, знающие меня как хорошего учителя, иногда обижались на меня за то, что я, якобы, не делюсь с ними опытом. Они хотели бы получить от меня какие-то рецепты.

Но, с одной стороны, рецептов в преподавании быть не может, так как один урок всегда не похож на другой и один класс характерен одним, а другой – другим. С другой стороны, весь мой опыт – это ежедневное искание наиболее продуктивных методов преподавания физики. Работа эта зависит только от работоспособности самого учителя, его взглядов и энтузиазма. Ведь, все то, что я делал в школе, об этом знает каждый учитель, ничего нового я не изобретал. Для того, чтобы стать хорошим учителем, прежде всего необходима увлеченность работой и трудолюбие – в этом секрет успеха в любом деле».


Среди его учеников Народный учитель СССР Мария Игнатьевна Картавцева, которая вспоминала с теплотой о талантливом педагоге.  Ее класс на 8 марта подарил физику фуражку. Уж очень девчонкам и мальчишкам хотелось поблагодарить своего любимого учителя. Это была первая обновка педагога после войны.


За самоотверженный труд педагог награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. Находясь на пенсии, Подчиненнов написал учебник по физике. Но он так и не увидел свет, так как был написан простым учителем, без высоких званий. Своей рукописью щедрый педагог охотно делился с детьми, которых бескорыстно готовил для сдачи предмета физики на вступительных экзаменах в вузе.

 
Идут годы уходят от нас  учителя, и их ученики. Педагоги каждой школы должны сохранить память об учителях.  Рассказать о них своим воспитанникам, взять шефство над одинокими могилами. В память о людях, которые подняли их руин образование города, в день открытия первой послевоенной восстановленной школы, мы предлагаем установить ежегодный  городской праздник и учредить премии для учеников и учителей имени  педагогов прославивших образование нашего города.

на снимке В.Н.Подчиненнов с членами физического кружка