Бабочка из прошлого. 35. Утро следующего дня

Юрий Лазин
Утром Алексей с трудом проснулся. Это у леев ему  достаточно было поспать сорок минут и он чувствовал себя отдохнувшим.  У Петра и Павла он явно не доспал пару тройку часов, в отличие от Джона. Уж он-то чувствовал себя отдохнувшим. Впрочем, Пётр и Павел были такими же не выспавшимися, но совершенно  довольными происходящим.  К 9 утра им нужно было находиться в школе, где они работали преподавателями музыки и ритмики. Как выяснилось впоследствии, достаточно важные предметы в школе будущего. После лёгкого завтрака из овощей с сыром и абрикосами, Алексей с Джоном попрощались с семьями Петра и Павла и  отправились на гравитолёте в их школу. С высоты птичьего полёта школа напоминала пятиэтажную пагоду. Впрочем, пагодой ее  можно было назвать с большой натяжкой. У пагоды на каждом этаже симметричная кровля, здесь же все  межэтажные кровли были несимметричными, ни по отношению к другим межэтажным кровлям, ни в отношении  самих себя. Эта асимметрия смотрелась довольно интересно.  Вдобавок ко всему, каждая межэтажная кровля отличалась от  других кровель цветом.
- Интересное цветовое решение, - сказал Алексей – Правда, Джо?
- Ничего удивительного, Алекс. У меня сосед, непревзойдённый скупердяй, работал кровельщиком и тащил домой остатки металочерепицы самого разного цвета. Лет пять таскал, и в конце концов собрал себе крышу. Крыша, как крыша, только рябая-рябая. Но цвета интересно подобрал.  Смотрелась так, будто по дизайн проекту.
- Здесь нет экономии, объяснил Пётр.- Эти кровли каждый  день меняют свой цвет, но, при этом, они всегда все разного цвета.- Пётр махнул рукой в сторону последнего этажа,- а на самом верху есть сад с настоящим амфитеатром, который развёрнут на восток. Некоторые леи встречают там рассвет.
 Друзья прилетели в школу как положено, на  30 минут раньше звонка. Судя по всему, их там ждали. Перед входом в школу стояла группа учителей во главе с директором.
 - Позвольте представить вам директора школы Анастасию Петровну.
Миловидная  брюнетка лет 45 ти сразу перехватила  инициативу у Павла.
- Спасибо, Павел. Вам нужно готовиться к занятиям. Как только они закончатся, присоединяйтесь к нам.  Павел и Пётр поспешили на свои рабочие места.  Обратившись к Алексею и Джону, она представила остальных её спутников. - Мы с удовольствием смотрели ваше выступление с Петром и Павлом. Нам очень нравится смотреть концерты леев.   Познакомьтесь, это Николай Фёдорович, управляющий организацией учебных процессов  педагогических коллективов. Самый главный учитель.
-  Я думал, что главный учитель здесь вы. - Пошутил Джон.
- Нет. Главный учитель, он. Я главный администратор. Его дело помогать работать, а моё не мешать. Чувствуете разницу? - ответила иронией на иронию директор.
- Слева от меня управляющий организацией общешкольного воспитательного процесса Олег Николаевич, а это Ольга Павловна - инженер по эксплуатации школьного комплекса зданий. Без этих людей, школа как без рук. У меня есть предложение. Пока не начались занятия, давайте пройдём в мой кабинет. Хочу предложить вам чай из трав собственного сбора. Заодно и пообщаемся в тишине. А когда начнутся занятия, прогуляемся по школе. В нашей школе есть на что посмотреть.
Вся группа во главе с директором направилась в кабинет. Это было довольно просторное помещение с   прозрачными  стенами. В нескольких местах на стенах висели плотные занавеси авангардной расцветки, но только на внешних стенах, а не на внутренних. Когда вся компания разместилась в кабинете, и Анастасия Петровна стала разливать чай на специальном столике с угощениями,  Алексей спросил:
- Я что-то не понял. Пока мы шли по коридору, у меня сложилось впечатление, будто в школе есть ученическая форма, но потом оказалось, что это не так. Так есть в школе форма, или нет?
- Есть, конечно, есть. - Ответил Олег Николаевич.- У нас уже давно принята традиция. В течение первого месяца, каждый класс сам придумывает себе форменную одежду.  Когда одежда готова, мы устраиваем конкурс. Главный критерий это наилучшее сочетание формы мальчиков с формой девочек. Ну, конечно, смотрим и на удобство и другие качества одежды.
- Дорого, наверное, каждый год одежду приобретать?
- А дети и так из старой одежды  вырастают. Да и возможности наши позволяют  самим моделировать и шить одежду.
Олега Николаевича дополнила Ольга Павловна:
- У нас в школе есть пошивочная мастерская, в которой можно изготовить хоть маленькую, хоть большую партию одежды любой сложности. Любой класс может написать заявку, и мастерская будет предоставлена в любой свободный день. Там работает трое специалистов, которые и посоветовать и помочь могут. Могут и весь заказ выполнить, но им запрещено это делать без участия детей.
-  А первоклассники тоже сами себе одежду моделируют?
- Представьте себе. - Олег Николаевич явно не шутил. - У каждого младшего класса есть шефский класс. У первого - восьмой, у второго - девятый, у третьего десятый и у четвёртого - одиннадцатый. Шефы принимают в жизни начального класса самое деятельное участие. Вы даже не представляете, как им интересно. И одежду шефы тоже помогают моделировать. А когда шефы оканчивают школу, младшие помогают организовывать выпускной бал.  Четыре года дружат, и это  очень сплачивает школьников между собой. Вместе принимают участие в общешкольных конкурсах,  болеют друг за друга, помогают друг другу, хотя поколения и разные. А начинается всё с конкурса школьной формы.
- Обалдеть.- Не выдержал Джон. – Это что ж получается. Покупать абы что в магазине, да ещё за деньги не нужно?
- Так и есть.
- Мне нравится эта идея.
- А ты не обратил внимание как выглядит эта форма, когда мы по коридору проходили? – Спросил Алексей.
- Нет, даже не подумал об этом.
- Идея не наша. - Пояснил Олег Николаевич. - Уже лет сто по всем школам применяется.
- Удивительно. Так всё просто, а никто не додумывался столько времени. Что такого невозможного, чего нельзя было бы сделать в нашем времени? - подумал Алексей. А Джон спросил:
- А драки между пацанами частенько бывают?
- Представляете, бывают. - Ответил Олег Николаевич. – Не часто, но бывают. Не массово и не все на одного. Когда возникает конфликт, все вокруг обеспечивают рандеву один на один, но мы это не приветствуем. С пониманием относимся, но наказываем.
- А как наказываете?
- За один проступок не наказываем.
- Да и за два, три, тоже. - вставила директор.
- Если ученик часто хулиганит, за ним устанавливается прямой контроль. Закрепляется специалист воспитатель, который целый день его сопровождает как нянька. Даже в туалете и на уроках. Делать он его ничего не заставляет, но всегда рядом и одёргивает, если это понадобится.
- Жестоко.
- Да, никому не нравится. Но родители поддерживают этот метод. Ещё никто не отказался. А ребёнок всё что угодно сделает, чтобы не заработать себе прямой контроль. Одноклассники подшучивают. Действенно.
- И часто это делается в вашей школе?
- Очень редко. Я даже не помню, когда мы в последний раз осуществляли прямой контроль.
 Алексей скомандовал «альфу» и внимательно слушал мысли учителей. Однако, сколько он ни пытался услышать мысли не соответствующие теме происходящего разговора, он их не услышал. Люди не лицемерили. Чай и пирожные оказались очень вкусными.   В коридоре прозвенел звонок. Он напоминал лёгкий шелест серебряных листьев. Почему именно серебряных, Алексей не смог бы объяснить, но он готов был поклясться, что это был шелест именно серебряных, а не золотых, или платиновых листьев.
- Интересный звонок на урок, - прокомментировал Алексей, -   наверное, приятно слушать шелест серебряных листьев  весь учебный день, не так ли?
- А как вы догадались, что это шелест именно серебряных листьев? - Чуть ли не хором спросили Анастасия Петровна и Ольга Павловна.
- А у него, в прошлом,  в саду растёт дерево с серебряными листьями. Их шелест разве с чем нибудь спутаешь?- Пошутил Джон, а Алексей добавил:
- Сам не знаю, почему пришло в голову.
- Я удивляюсь не меньше вашего, но ещё никто не спутал этот звук. Впрочем, весь учебный день его слушать не получается.  Этот звонок звучит только в начале занятий и в самом конце.
- Интересно, а звонки с уроков и на уроки?
- А эти звонки у каждого класса свои. Наши учителя сами решают, сколько минут отводить на тот или иной урок. Как правило, уроки бывают не менее 30 минут и не более часа. Всё зависит от того, какие виды работ запланировал классный коллектив учителей. - Пояснил Николай Фёдорович.
- Я вообще-то не учитель, - сказал Алексей, - но  мне кажется, в школе нашего времени существует какой-то регламент, который нельзя нарушать. Длительность урока один из таких регламентов.
- Это не вопрос, а нонсенс. - Ответил Николай Фёдорович. - У педагогов вашего времени учебный процесс подгоняют под общее  время урока, а у нас время урока подгоняют под учебный процесс. Что, по-вашему, правильнее?
-   Я не знаю, - ответил Алексей. - Я бухгалтер, а не учитель.  Может быть, вы правы, а может быть есть своя изюминка в нашей педагогике. Вот Джон почти учитель. Он может профессионально объяснить ситуацию.
- Ну, я не учитель. Я тренер. Спорт, это немного другое. Там мы тренируемся не столько по времени, сколько по степени усталости.
- Ну вот и ответ. А дети на уроках что, не устают? Учитель чувствует эту усталость и планирует работу так, чтобы дать отдохнуть в нужное время.
- Ты понял, Джо, какие наши потомки умные. В нашем времени до этого ещё никто не додумался, а ведь всё так просто.
- Вы напрасно так считаете, Алексей. – Вставила своё слово Анастасия Петровна. -  Мы многое  взяли из достижений учителей вашего времени. Например, излюбленная методика очень многих учителей нашего времени, это метод погружения. Насколько мне известно, впервые его стал применять в своей работе учитель новатор из станицы Азовской, Краснодарского края, будущий академик, Щетинин М.П.
- К стыду своему, должен сознаться, что не знаю ни Щетинина, ни этого метода.
- Всё очень просто. Это  когда весь учебный день занятия проходят по одному сложному предмету. Например, четыре урока физики, плюс физкультура, музыка и ритмика. 
- Что и домашнее задание только по физике?
- Да, только по физике, но по одной теме, хоть и большое.
- Вот и изюминка. На следующий день учитель проверит одно домашнее задание, и делать ему будет нечего. - Заметил Алексей.
- Ничего подобного, - парировал Николай Фёдорович, - На следующий день учитель, но не один, а с коллегами классного коллектива учителей, в сокращении ККУ проверит домашнее задание, проведёт контрольную работу, решение прикладных заданий,  зачёт и много других видов работ. А домашнее задание задаваться в этот день уже не будет.
- И дети будут  бездельничать?
- Ничуть. Для детей в школе предложено много факультативов, кружков, секций. Результаты  факультативной работы отражаются в аттестате так же, как и результаты изучения учебных предметов. Наших детей не вытянуть из школы.
- Да и моих особо не вытянешь. – Заметил Алексей.-  Правда, сыновья больше в футбол играют на школьной площадке. Никто их не тренирует. Просто сами играют целыми днями. Я даже подозреваю, что на лимонад с мороженым.
- А учатся хорошо?
- Хотелось бы лучше.
- А у нас уровень успеваемости доходит до ста двадцати пяти процентов.- Николай Фёдорович сказал это с гордостью.
- Ну, а вот этому  вы точно у нас научились. У нас этот процент успеваемости как хотели, так и завышали.- Тут же съязвил Джон. – Правда, больше ста процентов никто писать не решался.
Алексей в недоумении взглянул на Анастасию Петровну, и та не замедлила с ответом:
- Школьную программу учащиеся осваивают на 2-2,5 месяца раньше срока. После этого класс сам выбирает себе дополнительные предметы для изучения, или приступают к изучению школьной программы следующего класса. Это по их желанию.  Но для этого нужно на отлично сдать все экзаменационные испытания. Отсюда и более чем стопроцентная успеваемость.
- Эх, - посочувствовал Алексей, - лишаете детей детства.
- Нет, не лишаем. Они сами принимают решения. Когда у детей что-то получается, они с удовольствием этим занимаются. Они и время своих каникул для себя сами выбирают.  Например, захотели весной отдохнуть не семь дней, а четырнадцать. Пожалуйста. Захотели летом поработать? Согласуйте с ККУ и вперёд. Школа на каникулы у нас вообще не закрывается.
- Так что, дети меньше отдыхают, чем в наше время? – Спросил Алексей.
- А никто это не подсчитывал. Они отдыхают столько, сколько хотят, но чаще всего организованно. Или классным коллективом, или со своим подшефным классом. При этом ни какой обязаловки. Если у кого-то из детей свои планы на каникулы, его не беспокоят. – Ответил Николай Фёдорович.
- А в младших классах тоже 125 % успеваемость?
-   В начальных классах мы вообще домашних заданий не задаём. Всё необходимое делается в школе. И у нас там две трети учебного времени отводится на подвижные предметы. Физкультура, ритмика, танцы, подвижные игры и многое другое.
- И что, совсем нет обучающих предметов?
- Их мало. Однажды наша педагогическая наука  обосновала, что в младшем школьном возрасте  физический рост и развитие ребёнка превалирует над умственным развитием. Заставлять его постоянно сидеть за партой не целесообразно. У нас даже некоторые обучающие уроки в младших классах, частично стоя проводятся. Детям нравится. Кстати, тоже находка учителей вашего времени. –  Заметил Николай Фёдорович.
-Ладно, - прервала дискуссию Анастасия Петровна, - давайте всё же проведём прогулку по школе.
Дискуссия не прервалась, но все встали и пошли в коридор. Алексей обратил внимание на то, что  все светильники в коридоре были самой разной формы  и ни к одному из них не подходили провода. К ним вообще ничего не подходило. Они висели в воздухе. То плоские, то шарообразные, то с лучами  самых разных цветов, они так удивительно смотрелись, что около каждого хотелось остановиться и включить его. Ещё внимание Алексея привлекли небольшие, размещённые на стенах, контейнеры для воды. Они были закруглённой формы и все синего цвета. Никаких труб или ёмкостей для воды нигде не наблюдалось.
- А как этим пользоваться? - спросил Алексей Ольгу Павловну.
- Подойдите к контейнеру и засуньте  руку в отверстие. Ладонь нужно сжать так, будто вы держите в ней стакан.
Алексей сделал всё так, как было рекомендовано, и почувствовал, будто в его руке действительно зажат стакан. Через секунду в стакане оказалось сто граммов воды.
- Выпейте нашей воды.
Алексей попробовал и почувствовал, что вода очень приятная. Но он немного не допил.
- А что делать с остатком воды? - Спросил он.
- Сожмите посильнее стакан, - порекомендовала Ольга Павловна.
Алексей сжал стакан и вода, вместе со стаканом, в его ладони превратилась в туман.
- Всё просто, - подключилась Анастасия Петровна, - воздушно-гравитационный  стакан при сжатии превращается в пар вместе с находящейся в нём водой. Круговорот воды в природе никто не может игнорировать. Кстати, одно из изобретений леев.
Осмотр школы решили начать сверху и через  минуту, все были на  самом верхнем этаже. Гравитолифты, они и в школе гравитолифты.  Там оказался небольшой амфитеатр и настоящий экзотический сад. В амфитеатре занимался какой-то класс, и спутники решили там  не задерживаться, чтобы не мешать.
- А как вам удалось разместить на крыше столько деревьев? - Спросил Алексей Ольгу Павловну.
- Ну, это не моя заслуга.  Когда я вступила в должность, сад-дендрарий уже был. Его особенность в том, что у него нет корней. Это особенная технология, где функции корней выполняет основание  ствола, которое синтезировано специальным способом из клеток данного дерева. Ствол смонтирован в специальном сосуде, где поддерживается необходимая питательная среда.  Плоды их напоминают настоящие по вкусу, но в целом у нас есть возможность показать детям  много растений такими, какие они бывают в природе.Нам в этом помогают городские ботаники.
- А у вас найдётся простой листок бумаги?- Спросил Алексей у Ольги Петровны.
Та немного замешкалась, но её выручил Николай Фёдорович.
- Вот у меня есть.- Он вытащил из обычной папки чистый лист форматом чуть меньше А4 и передал Алексею.- Не могу обходиться без бумаги. Всё что написано пером, не пропадёт в электронном носителе.
- Это точно. - Поддержал Алексей. - И самолётик из электронного носителя не сделать.
Он быстро свернул бумажный самолётик и запустил его с амфитеатра. Самолётик сделал немыслимый пируэт и отправился в свободный полёт в сторону школьного двора.
- Вот так мы развлекались в начальных классах. - Пояснил Алексей.
- А зоопарк у вас тоже есть? - Пошутил Джон.
- Нет, зоопарка у нас нет, - ответила Ольга Павловна.
- Вы не поверите. В моей школе его тоже не было. Хоть в чём-то мы похожи. – С облегчением вздохнул Джон. Анастасия Петровна мягко улыбнулась в ответ.
- Да. Тут мы вас не  обошли.   Но у нас  есть живой уголок. Там у нас пять пони, три ослика, две коровы, тридцать кроликов и другая живность. Ухаживают за ними дети. Коровы, кстати, доятся детьми, и молоко попадает в школьный буфет.
Когда вся компания спустилась на пятый этаж, перед ними открылась прозрачная стена, за которой шёл урок. Один из учителей вёл урок у доски, роль которой выполняла такая же стеклянная стена, как и та, за которой стояли Алексей со спутниками, только она была белая. Время от времени учитель выводил на стену какие-то задания чем-то вроде маркера, причём в разном цвете, другой учитель находился  у соседней стены и выводил на неё другие  задания. Видимо задания отличались назначением, но дополняли друг друга по смыслу. Алексею трудно было их понять, поскольку кроме цифр, в заданиях были использованы  много непонятных ему символов.
- Как думаете, Алексей, что это за предмет?
- Мне трудно понять. Кажется это физика. Просто куча каких-то незнакомых символов.
- А принцип придуман педагогом новатором Шаталовым, ещё в 20 веке. По-моему, в Ставрополе. - Объяснил Николай Фёдорович. - Конечно, он усовершенствован  в условиях нашего времени, но сам принцип от него.
- Думаю, - сказал Алексей, - это ещё до Шаталова было придумано в той, или иной степени. Он тоже всё усовершенствовал в условиях нашего времени.
- Но мы помним о нём.
- А почему там, в амфитеатре занималось около 35 человек, а здесь сидит около 60ти?
- А всё зависит от авторитетности ККУ каждого класса. Вот, смотрите. Видите, к двум учителям подключились ещё двое.
- А они что раздают?
- Видимо карточки с дополнительными условиями испытаний, или наводящей информацией. Что-то подсказывают. Учат детей переключаться на дополнительную информацию и систематизировать её.
- А что, нельзя это сделать вдвоём?
- Видимо, вчетвером  задумано. Они профессионалы. Непрофессионалам здесь делать нечего. Дилетант и двух недель не проработает.
- Какие две недели? - Поддержала Николая Фёдоровича  Анастасия Петровна. - Двух дней не продержатся. Да и вотума доверия родителей не получат. У нас должность учителя очень ответственна, но статус учителя очень уважаем. Каждый учитель ежегодно получает вотум доверия родителей, причём анонимный. Если доверия нет, то его статус считается неподтверждённым.
- Никогда бы не подумал о таком понятии, как статус учителя. – Сказал Джон. – Ну учитель и учитель.
- Ну как бы вам по - понятнее объяснить. – Задумался Николай Фёдорович.- Это не просто уважение к специалисту. Специалистов у нас много и все хорошие. Это уважение к человеку, который напрямую и почти всегда связан с жизнью  вашего ребёнка. Вы больше него заинтересованы в том, чтобы его авторитет учителя был  безукоризнен. Вот и зарабатывают учителя свой статус совсем не просто.
- Ну, пыль в глаза родителям пустить нетрудно.
- А учителям? Вот вы видите, идёт урок. Они нас не видят, а мы их, видим. Захотим, их будет слышно, и никого это не должно смущать. Во время просмотра и трансляции над стеной-доской загорается специальная лампочка, чтобы все видели, что ведётся трансляция урока и её смотрят спецы в других городах и школах. И на эту лампочку никто внимания не обращает. Обмен опытом. Причём это не специальный урок. Обычный. Профессионалу нечего скрывать. А вот узкопредметные учителя, которые специализируются на отдельных дисциплинах, частенько туда заглядывают, потому что именно они и вырастают в настоящих учителей.
Анастасия Петровна повела всех на этаж ниже. Там были проведены наблюдения в других классах.
- А если учителю захочется поговорить с классом наедине? - Вдруг пришла мысль в голову Алексею.
-  Учитель может ввести кабинет в режим звуко и видео изоляции. Можно занавеси завесить и пожалуйста, говори.
На каждом этаже были разрисованные детьми стены. Это были придуманные ими репродукции, или копии чьих-то картин. Нарисованные на прозрачных стенах специальными рельефными  красками,  они по-разному высвечивались при различном освещении и в разное время суток. На третьем этаже Анастасия Петровна повела всех в школьный буфет.
- Проходите, пожалуйста. здесь наши дети едят во время перерыва.
- Буфет не такой уж и большой, а как он справляется? - Алексей вспомнил  буфет в школе его детства. Эту сутолоку ни с чем не спутать. А здесь даже потолкаться негде.
- Да дети редко обедают в буфете. - Пояснил Олег Николаевич. - Здесь в буфете повара готовят заготовки для урока еды.
- Урок еды?
- Ну да. Каждый день, два- три ученика из класса заказывают в буфете те полуфабрикаты, которые они собираются использовать на уроке еды. На следующий день они забирают на перемене свой заказ и на уроке  сервируют столы по народным  традициям. Иногда это делается  с использованием традиций других народов. Потом класс обедает. И обед и урок. Кстати, зачастую шефские классы организуют свой урок еды в подшефных классах, а подшефные в шефских. Трогательно получается, должен вам сказать.
- Хорошая задумка. - Восхитился   Алексей.
- Японская задумка. - Пояснил Олег Николаевич. -  Такой урок еды, обычное дело  в Японии. Больше 2х тысяч лет. Мы вот не так давно ввели у себя и всем это сразу понравилось.  Теперь не представляем себе учебный процесс без урока еды.
В буфет вошли двое учащихся лет 12 ти. Они поздоровались с присутствующими и  обратились к поварам. Те выкатили им небольшую тележку на колёсах, на полках которой размещались продукты. Дети потянули тележку к выходу.
- А тележка –то, не гравитолёт. Почему?
- Мы, Алексей, подумали, что хоть что-то должно напоминать детям о нашей истории. Да и интересно им катать тележку.
Алексей со спутниками ещё долго ходил по школе. В одном из коридоров  в спину Алексея кто-то сильно толкнул. Алексей удержался на ногах и резко развернулся. Перед ним стоял учащийся  старшего школьного возраста и смущённо извинялся. Недалеко от него стояла группа мальчишек, видимо одноклассников, у двоих из которых на шеях сидели пацаны младшего школьного возраста.
- what can I do for yoi?(чем я могу быть полезен?) – Выпалил Алексей заученную в детстве фразу. Он пользовался ею, когда учитель английского вызывал его к доске. Нет, больше ничего он и не знал, но на англичанина это каждый раз производило впечатление и три балла Алексею он в четверти ставил.
- Excuse mi, ser . I’m sore.  (Извините меня.мне очень жаль)–  Тут же выпалил малолетний хулиган. Понимая, что его более чем поверхностные знания английского будут сейчас разоблачены, Алексей сразу продолжил по-русски:
- Ничего серьёзного. Не ушибся?
- Нет, нет. Всё нормально. Вы простите, не заметил. Тут за мной гнались злые люди.- Мальчишка, с хитрой улыбкой на губах, оглянулся на догонявших.
- Насколько злые? – Спросил Джон.
- Процентов на 50. – Не моргнув глазом, ответил хулиган и, оглянувшись на преследователей, добавил. – Ну не меньше, чем на 35..
-  А ты, часом, не на бухгалтера учишься? – Спросил Алексей.
Хулиган как-то смешно потупил взгляд, а ответили за него преследователи.
-  Да какой из него бухгалтер. Нам на урок еды продуктов, которые он рассчитал, не хватило, а он даже не извинился перед подшефными, которые стол готовили. Сказал, что хлеб и сыр нужно тоньше нарезать. А куда ещё тоньше?
Джон засмеялся и заметил:
- А ты правильно сказал, что они злые. Ты знаешь, какими злыми могут быть голодные люди. Даже представить себе страшно. Продукты нужно брать с запасом. Теперь будешь знать.
- Да это традиционалы. У них всегда куски толще раза в два.
- А ты только что об этом узнал?- Спросил Алексей.
- Да нет. Но нужно же приучать людей к порядку.
- Так ты это из принципа сделал? А как вы хотели его наказать? – Спросил Джон у преследователей.
- Да никак. Заставили бы его вернуться в класс и извиниться. – Ответил самый высокий  паренёк из числа преследователей.
- И что, Марк, ради этого нужно за кем-то гоняться? – Спросила Анастасия Петровна.
-  Нет, конечно. Да, если бы он не сбежал, мы бы его и не догоняли.
- Ладно, разберутся. – Сказал Алексей.- А что это за традиционалы, у которых кусок в два раза  толще?
- Да вот пусть Марк и расскажет. – Ответила Анастасия Петровна.
Алексей с Джоном повернули головы в сторону Марка и тот, немного замешкавшись, ответил.
- Ну мы живём по старому. Ни компьютеров, ни гравитолётов, ничего суперовского у нас не используется. Даже ковры у нас вручную ткут. Коров держим, другое хозяйство. В общем, живём по-старинке.
- А в школу как добираетесь? Далеко до неё?
- На велосипедах.  Да тут не далеко. Кому и 5, а кому, и 7 километров.
- Ого, - восхитился Алексей.
- Традиционалисты попросили отдельное место под жильё, и им мэрия предоставила землю на окраине города. - Пояснила Ольга Павловна.- Но традиционалисты живут в разных частях города. Они практически заняли все городские окраины.
- А к своим поколениям они себя причисляют?
- Конечно. А как без этого. В поколениях всё по-честному.
- Ребята, - обратился к детям Алексей, - я, как бы, не местный человек, и мне хочется пообщаться с вашими взрослыми людьми. Спросите у родителей, можно ли мне  и моему другу приехать к вам в гости, ну, скажем, завтра.
- Хорошо.
- А если они разрешат, то  вы не сможете оставить мне один велосипед, чтобы я к вам добрался на нём?
- Хорошо, - сказал Марк, - если родители дадут добро на встречу, я буду ждать вас у входа в школу с велосипедом. Я вас и провожу.
- Алекс хотел сказать, с двумя велосипедами, - сказал Джон.
- Или даже с четырьмя, - добавил подошедший  Пётр, имея в виду и Павла.
- Понятно, - засмеялся Марк. - Велосипеды будут. До завтра.
 Когда Пётр и Павел  появились в компании, то первое, что они спросили, а показали ли Алексею спортивную раздевалку.
- Это же действительное достижение. - Восхищался Павел.
- А что там такого интересного? - Сразу заинтересовался Джон.
- А вот пойдёмте, посмотрите.
Вся компания спустилась в подвальное помещение, которое, судя по всему, простиралось по периметру всего здания школы. В нём Алексей увидел шесть раздевалок. В каждой раздевалке были два отделения, для мальчиков и девочек. Джон   оглянулся на Алексея в недоумении.
- В нашем прошлом тоже были раздельные раздевалки, хоть и не такие обустроенные.
- Вы загляните в моечный тоннель. - Предложил Павел.
 Алексей увидел в конце раздевалки обычную металлическую дверь и приоткрыл её. Там  был тоннель длиной метров в 50. Получалось, что каждая раздевалка оканчивалась моечным тоннелем.
- А как он работает? - Спросил Алексей.
- Достаточно интересно. Дети забегают в него с улицы, после урока физкультуры по очереди.  Каждый ребёнок  снимает спортивную форму и в одних плавках бежит по тоннелю. Сначала его обдаёт водяными брызгами  воды, в 40 градусов тепла. Брызги очень мелкие и направленного действия с разных сторон. Очень экономный расход воды.
- Как душ Шарко?
-Да, только очень мягкий.   А дальше его высушивает горячий воздух. В раздевалку он забегает совсем сухой. Одевается и идёт в класс.
- Как у леев. - Сказал Алексей.- Это интересно, но почему здесь 12 раздевалок для мальчиков и девочек. У нас в школе было  2 раздевалки и их всем хватало.
- А нам не хватает двух раздевалок. У нас в школе урок физкультуры в каждом классе каждый день. Поэтому одновременно урок физкультуры проходит сразу в нескольких классах.
- А почему у вас урок физкультуры каждый день?
- Это полезно. Кстати, это наследие  вашего времени. Система преподавания физкультуры,  придуманная учителем новатором Скачковым из города Шахты тоже в 20 веке. Он предложил проводить урок физкультуры каждый день и знаете, что он для этого делал?
- Что?
- В ваше время урок физкультуры был 2 раза в неделю. Чтобы сделать урок ежедневным, Скачков объединял три класса в одном уроке. Ещё два принципа были в основе его системы. Урок всегда проводился только на улице при любой погоде. И ещё. Во время урока каждый ученик должен все 100 % времени выполнять заданные упражнения. То есть находиться в движении.
- Странно, почему я о нём никогда не слышал?- Спросил Джон.- Этот Скачков должен быть известным.
- Да ничего странного, Джон. Большой карьеры Скачкову сделать не дали. Его стали сначала выдавливать из школы, потом дошло до того, что его перестали брать на работу в другие школы. Тогда он устроился в детский садик и внедрил там свою систему преподавания уроков физкультуры. В результате, в первую же зиму, в этом садике не заболел ни один ребёнок.
- Ничего себе.
- А мы внедрили его опыт и добились тех же результатов. Только классы на физкультуре мы не объединяем. У нас достаточно физруков для каждого класса, и раздевалок тоже достаточно.
- Кстати, - опомнился Алексей, - Анастасия Петровна, а детские садики в городе есть?
  - Конечно, есть. У нас при школе работает садик.
- А для чего он вам?
- У нас есть школьная программа обучения общения с детьми для старшеклассников. Мы учим их  общаться с маленькими детьми, и воспитывать их.  Чтобы они имели представление об этом.
- Может рано их загружать подобной информацией? Всему своё время. 
- А никто никого не заставляет. Старшеклассникам самим нравится. Даже мальчикам иногда. В основном практикуются девочки. Однако мы уже пришли.
Детский садик был небольшим, не более чем на две группы, как показалось Алексею. Как выяснилось позже, ему действительно это показалось. Групп было три, но они были небольшие. По 10 человек. Здание садика было одноэтажным и сделанное в старо-английском стиле. Красивая кровля, кусты жимолости  рядом со стенами, тротуары из брусчатки, подстриженный газон, на котором были видны лунки для гольфа.  Во всех отношениях красивое заведение.
-Анастасия Петровна, а что повлияло на решение построить садик в старинном стиле? - Спросил Алексей.
- Сейчас и не скажу. Построено давно. Думаю, что строители  просто старались создать уютное строение. Мне кажется, им это удалось. Но внутреннее убранство современное. Кстати, предметы индивидуального пользования детей, выбраны ими самими. Нет ничего однотипного. Свои кроватки, свои стульчики и столики. Шкафчики для игрушек. Всё индивидуально. Родители по желанию детей могут заменять те или иные вещи.  И ещё, здесь нет никаких гравитопредметов.  Дети должны расти естественным образом.
- И что, родители не катают их на гравитолётах?
- Нет. Сюда все добираются или пешком, или на колёсных авто.
- Я слышал, что эти колёсные авто тоже умеют летать.
- Но генератор гравитоники отключается.
- Странно. Как можно проконтролировать неиспользование гравитации, если у вас в обиходе даже зубочистки умеют летать? - Пошутил Джон.
- У нас не используются зубочистки. В них нет необходимости. Но овладение секретами гравитации действительно перевернуло всю нашу жизнь. Мы хотим, чтобы дети запомнили обычную жизнь, хотя бы в детстве.
- Значит, вы не считаете, что использование гравитации хорошо для человека? -  Алексей сам удивился своей догадке.
-  Нашими учёными общепринято мнение, что чем больше человек  использует  аппараты прекращающие действие гравитации, тем хуже для человеческого организма.- Ответила Анастасия Петровна. 
- То есть, все  штуки, летающие в воздухе, только вредят здоровью?
- Не совсем. Незначительный вред здоровью человека  приносят только гравитолёты, и только тем, кто находится внутри них во время полётов.   Настолько незначительное, что  уже ученикам младших классов ничего не запрещается. Но здравоохранение всё компенсирует.
- Значит традиционалисты в чём-то правы?
- Конечно, правы. Но никто их ни в чём не ограничивает.
- А много детей из их семей учатся в школе сейчас?
-  155 человек. Довольно много. Всего школу посещает 875 детей.
Алексей с Джоном ещё долго общались, но, в конце - концов, Алексей спросил:
- Прежде чем мы уйдём, не могли бы вы ответить на  вопрос. Мне интересно, кто из вас хотел бы стать небожителем? Как я понял, основная часть населения мечтает попасть в вечную жизнь небесного города. Алексей прислушался к их мыслям.
Директор с сотрудниками переглянулись, и первым ответил Николай Фёдорович:
- Я не вижу смысла в вечной жизни. 3й закон термодинамики никто не отменял. Я уверен, что ничего вечного быть не может и это хорошо.
- Я полностью согласна с Николаем Фёдоровичем, - сказала Ольга Павловна.- Процесс обретения безсмертия засекречен, и, мне кажется, здесь не всё так чисто, как пытаются представить. Я в чужих спекуляциях не участвую.
- Мы с Петром вообще христиане, - сказал Павел, - а для христианина важно спасти свою душу, а не жизнь.  Мы должны быть готовы  к смерти каждый день, а не избегать её.
- А я тоже христианка, - отозвалась Анастасия Петровна. – правда, я скорее формальная христианка и не думала о смерти как таковой. Наверное, нужно разобраться в своей вере получше.
- Есть мнение, - сказал Алексей,- что большинство землян  горит желанием попасть в небожители.
- Я уверена, ответила Анастасия Петровна, - что вас ввели в заблуждение. Если и наберётся 1,5 процента от общего числа населения, то это в лучшем случае. И дело даже не в том, что это удовольствие стоит сто номиналов. Люди умеют думать и принимать судьбоносные для себя решения. Отказ от небожительства, это судьбоносное решение. Люди стали  по-другому на это смотреть. Не так, как 50 лет назад.   Небожители испытывают кризис. Им не хватает людей. Худших брать они не хотят, а лучшие к ним не стремятся. Если добавить сюда не останавливающийся процесс исхода леев из небесных городов, то кризис налицо.
Алексей снова не услышал фальши в мыслях собеседников. Слова соответствовали их мыслям и это радовало.
- А о каких худших людях вы сейчас говорили?
- А это, Алексей, люди, которые игнорируют существующий общественный уклад.  Предполагаем, что это люди из числа не самоутвердившихся обычным способом. Видимо они находят самоутверждение в таком образе жизни.  Их не более 2х процентов населения, они живут среди нас, пользуются любыми возможностями, которые общество им предоставляет. Они постоянно попрошайничают, придумывают себе вещества, которые затуманивают им разум. Что-то вроде вашего спиртного, или наркотиков. На почве этого у них создаются не сообщества, а временные компании. Приходит время и эти люди остаются в одиночестве. Тогда общество помогает им найти себя. Но насильно это не делается. Человек должен захотеть.
- Позвольте, я продолжу, - сказал Алексей. - Когда им говорят, что  их образ жизни неправильный, они называют себя людьми игнорирующими власть вообще, и местную власть в частности. Называют себя протестантами и анархистами.
- Именно так. Но, окончательно упавшие, сознаются, что больны и нуждаются в лечении. Больных лечим, но после выздоровления всё повторяется. Такие люди бредят о небожительстве процентов на 80. Но таких небожители не хотят видеть у себя. А было время, когда в небожители стремились процентов 80 населения. В небесных городах стали строить всё новые и новые уровни и вот жилья там стало больше, чем жителей.  Я уверена, что если вы зададите людям тот же вопрос, что и нам, вы получите приблизительно такие же ответы.
Алексей и все коллеги под руководством директора, снова отправились в школьный буфет. Потом все вышли на школьный двор. К удивлению всех на школьном дворе около десятка мальчишек младшего школьного возраста запускали в воздух бумажные самолётики.
- Надо же? Уже переняли. - Сказал Джон.
- Это мы ещё их в выбивного не научили. - Ответил ему Алексей.
- А в резиночку, классики, скакалку?
- Джони, ты хочешь всё сразу и здесь? Правнучки талантливые. Они сами додумаются. Ведь правда?
- Последний вопрос относился к присутствующим. Николай Фёдорович что-то записывал в своей папке. Друзья тепло распрощались и уже через двадцать минут  покинули школу и отправились искать монастырь леев. Павел предлагал подвезти их, но, помня о словах Альфалеи, Алексей решил, что  отправиться туда лучше будет пешком.