Склеп Морро гл. 6

Лилия Левендеева
              Но вскоре Артуру всё-таки пришлось постигать знания медицины. К осени Оллин стал замечать ухудшение здоровья Брианны. Она не жаловалась на плохое  самочувствие, но стала катастрофически худеть, потеряла аппетит, чувствовала слабость и  тошноту. Вскоре начались боли в верхней части живота.  Брианна не придавала особенного значения недомоганию,  но Оллин,  отнёсся к этому очень серьёзно. Он долго беседовал с Брианной  и настоял на немедленном  лечении. Брианна, поняв, что болезнь опасная и не пройдёт без вмешательства медицины с  неохотой, но согласилась  с Оллином.  Теперь Артур  собирал лечебные травы и другие компоненты лекарств  по поручению Оллина. Помогал учителю делать настои и эликсиры  для бабушки и следил, чтобы она пользовалась ими регулярно, а также придерживалась определённой диеты в питании.   Он  днями возился на кухне, то запаривал зелёную солому овса, то делал настой  из чернобыльника, то  заготавливал впрок  лекарственные растения, связывая их в пучки.
                Наступила осень, самый ответственный период для сбора корневищ  лекарственных растений. Особенно трудно было находить корневища мандрагоры, из которых получалось прекрасное средство  для усмирения боли. Наземная часть этого растения быстро увядала,  и поэтому Артуру приходилось ставить летом метку на месте произрастания его  – колышек с  яркой тряпкой.  Найдя мандрагору, от  стебля которой не осталось уже и следа, по этой отметке,  в определенное время,  Артур выкапывал из земли корень. Заготовка лекарственных растений сложная наука.  Эффективность  лечения ими зависит от времени сбора, только  по лунному календарю, и не  только  указанный   день, но и час сбора решал многое. У многих лекарственных растений листья помогали от одной болезни людям, корни – от другой, семена – от третьей. Но были и такие  растения,  лечебное действие которых,  распространялось на множество болезней.
                Однажды утром, Оллин вручил ему большую глиняную бутылку, заткнутую пробкой  для Сесилии,  кожаную сумку  и перечень трав для сбора  и Артур отправился в лес. Дойдя до болота, он почти уже выполнил поручение Оллина, и был очень горд этим. Выйдя на опушку, Артур тщательно почистил от прилипших колючих семян растений свои длинные чулки шоссы, переложил  аккуратно травы в сумке  и поспешил на болото. Сесилия сидела у костра,  и как обычно, смотрела на язычки пламени,  пляшущих в неведомом танце, на ещё пылающих жаром  углях. Артур поставил глиняную бутылку около костра,  и вдруг Сесилия повернула к нему своё лицо и внимательно посмотрела на него. Потом приподняла кучу веточек с земли, и Артур увидел большой серебряный кувшин Оллина. Он был доверху наполнен черникой.
- Отнеси бабушке Брианне, это, -  и Сесилия   показала кивком головы ему на кувшин.
- Благодарю Вас, - сказал Артур и улыбнулся Сесилии. Ему показалось, что на её лице тоже мелькнула улыбка.  Артур шел, прижимая к груди кувшин и на душе его было удивительно спокойно, радостно и светло.
             Всю осень и зиму продолжалось лечение Брианны. К весне исчезли боли, тошнота. Брианна пополнела, набралась сил. Она уже не от боли, а по привычке  осторожно ходила, придерживая рукой живот. Словно не верила, что к ней вернулось здоровье. Ей очень надоели диеты, особенно  питье в большом количестве сырых яиц. Но к отвару шиповника она привыкла и часто просила Азалию приготовить этот напиток.
               Теперь Артур всерьёз стал заниматься медициной.  Оллин выбрал книги, которые Артур должен был прочитать, чтобы иметь представление об этой науке и Артур до поздней ночи просиживал за  их  чтением.
Вскоре Артур уже сам мог обработать рану у больного,  помочь людям,  вывихнувшим конечности,  лечить ожоги тела, а также приготавливать несложные мази, настои, эликсиры.
              С каждым годом он постигал знания о более серьёзных внутренних болезнях  лёгких, почек, сердца, печени, желудка. В ту пору много людей умирало от инфекционных болезней, которые разрастались,  превращаясь в эпидемии не только  в одной местности, но и по всей стране. Это были оспа, туберкулёз,  малярия, холера, чума.

               Заканчивался четырнадцатый век. Церковь охарактеризует его,  как  время торжества сатаны. Историки назовут плохим промежутком времени для людей, а философы,  периодом физических и душевных мук, не позволяющих надеяться на лучшее.
                Это столетие ознаменовалось сильным похолоданием и получило название «малый ледниковый период».  Периоды сильных засух сменялись    годами с непрерывающимися ливнями,  отчего у крестьян часто были неурожаи и  совсем малый шанс выжить и не умереть с голода.  В дополнение к неурожаем происходил  повальный падёж скота.
 Всё столетие длилась с небольшими перерывами война с Францией, вспыхивали войны с Шотландией, Ирландией, происходили восстания внутри страны.
                Но самое страшное потрясение – это приход бубонной чумы, которая господствовала в Англии с 1346 года  по 1353 год. Люди валялись на улицах мёртвые и полуживые, в госпиталях также лежали больные рядом с умершими,  многие умирали дома.
Могильщики отказались хоронить чумных мертвецов.  Люди с ужасом убегали от зловонных трупов даже своих родственников. Только родители хоронили своих  деток и горько оплакивали их, несмотря на опасность заразиться. Хоронить умерших привезли каторжников. Эти ужасные люди ничего не боялись ни болезни, ни Бога. Они таскали с улиц за ноги ещё живых больных и складывали в могилу вместе с мертвецами, грабили дома несчастных людей, насиловали больных девушек.
Врачи были бессильны перед страшной болезнью, вскрывать нарывы они не решались, только прикладывали к ним сушеных жаб, ящериц, пиявок, порошки из минералов для вытяжения жара.
              Болезнь быстро распространялась из-за ужасающей антисанитарии. На улицу в канавы люди выбрасывали отходы хозяйственные и производственные. Из-за нечистот, единственным уборщиком которых являлся дождь,  повсюду  сновали крысы.  Для пострадавших  от этих животных,  были написаны  специальные  рекомендации, в которых 
давались советы,   что делать, если крыса лицо щипнёт или омочит.
               
                Было распространено учение о том, что нельзя мыться. Якобы в чистые поры кожи легко попадёт болезнь, а грязь не пропустит. Это предположение учёных  поддерживалось церковниками, которым мерещился  всюду  дьявол, только и думающий как бы попасть в человека.  Также священники поддерживали идею, что надо заботиться о душе, а тело держать  не в довольстве и чести, а унижать его, терзать разными неудобствами, так как оно грешно. Людей, которые не мылись, ходили в грязных лохмотьях, спали, где попало, считали святыми, независимо проповедует ли этот человек святую веру. Много мошенников добывали пропитание и кров именно таким способом, прикинувшись страдальцем за веру.
               Идею  не мыть своё тело, поддерживали люди из аристократии, из-за религиозных убеждений.  Даже королева и знатные дамы признавались, что мылись один или два раза за жизнь. Волосы тоже мыли очень редко, а сильно потеющие места протирали водой с мускусом или амброй, изготовленной алхимиками.  Нижнее  же бельё стиралось тщательно и регулярно.
 И в богатых,  и в бедных домах было очень много блох, вшей и клопов.  Они тоже являлись активными переносчиками различных болезней.
            
                Бубонная чума,  прошла, выкосив почти полностью жителей деревень и городов  на своём пути. Умирали все и бедняки и знать, видно смерти всё равно, что за человек перед ней.   Беженцев,  которые в панике бежали в районы, не захваченные эпидемией,  местные жители там не принимали и отправляли прочь.
                После, когда болезнь покинула страну, начался массовый психоз у людей. Ни с того, ни с сего они начинали размахивать руками подпрыгивать, плясать какой-то страшный,  истеричный танец. Прохожие присоединялись к пляшущей толпе, и собиралось народа несколько тысяч. Они, как бы помутившись сознанием, скакали до изнеможения, пока не валились с ног.
Власти посылали музыкантов, чтобы они играли пляшущим в надежде, что так скорее те выбьются из сил и упадут. Это  явление объясняли страшным напряжением нервов у людей в годы эпидемии.
 
               По всей стране горели костры инквизиции. Сжигали алхимиков,  кучи  книг научного содержания, заподозренных в ереси и противных Богу.
Алхимики проводили множество опытов с ядовитыми веществами: сурьмой, серой, свинцом и ртутью. Они надеялись получить при соединении  их золото или философский камень. В этих непрерывных поисках золота и эликсира бессмертия алхимики  совершили ряд великих открытий,  и  внесли бесценный вклад в  развитие таких наук как химия и медицина. Инквизиторы боялись  знаний алхимиков и обвиняли их в изготовлении ядов для отравления людей. Сами же многие священнослужители,  были лицемерами, обогащались на вере простодушного неграмотного народа. Большой доход приносила продажа индульгенций.  А странствующие монахи  успешно торговали святыми предметами, даже перьями ангела Гавриила.

                На рубеже веков в 1399 году, Артуру исполнилось семнадцать лет. Однажды вечером в замок приехала встревоженная Брианна. Они,  втроем - Оллин, Брианна и Артур  расположились в  кабинете  Оллина,  и Брианна открыла причину своего внезапного приезда.
                Два года назад умерла аббатиса монастыря, в котором находилась Сесилия. Умирая, на исповеди, она рассказала о своем грехе. О том,  что заставила насильно принять монашество Сесилию и потом сплавила её умирающую, из монастыря и неизвестно где несчастная девушка похоронена и была ли отпета. Также она призналась, что получила на похороны  и заупокойные поминания  Сесилии от  графа Эванса  много денег, но  растратила их  на   противные,  небогоугодные дела, даже не предприняв попытку узнать о судьбе  Сесилии. На вопрос, куда же она отправила девушку, аббатиса отвечала, что  девушка была при смерти,  и её увёз в свой замок господин Перси,  в надежде на излечение. Но  несчастная, вероятно, умерла ещё до приезда на место.
                Вскоре каким-то образом это узнаёт Генрих Перси. Он наводит справки о деятельности Оллина Перси в изгнании и с радостью узнаёт, что Оллин  занимался алхимией и его учитель был уличен в преступных действиях  против  закона Божьего, а также опасных, якобы,  для жизни людей. Генрих,  немедля пишет  в синод церкви донос на деятельность Оллина Перси.
                Так как Брианна вела благочестивую жизнь и снискала уважение окружающих, к тому же регулярно давала большие деньги  на благотворительность Церкви Божьей, один из священников синода рассказал ей о доносе Генриха.  Он сказал, что могут быть серьёзные последствия, если Оллин похоронил девушку без отпевания. Генрих же в доносе утверждал, что Оллин взял девушку для опытов и зарезал ещё живую. Ибо он с учителем своим в прежнее время занимался хирургией, что было запрещено церковью.
Решено было  Артура  из замка Оллина на время вывезти и  отправить  в университет на учёбу.
Артуру  хотелось только одного, чтобы  этот неприятный случай закончился быстро и благополучно для господина Перси. И он согласился  учиться в университете, но только на  медицинском факультете.
                Вдруг дверь распахнулась и в кабинет  вошла Сессилия. Взгляд её огромных чёрных глаз остановился на Оллине:
- Вам нужно уезжать отсюда. Поскорее. Произойдёт большая беда с Вами, если Вы останетесь здесь, - сказала она.
Оллин встал, подошёл к Сесилии обнял её и сказал: - Спасибо, Сесилия,  что ты предупредила меня об опасности. Мне шестьдесят три года и я провёл более двадцати лет из них,  вдали от родного дома. Я уже слишком стар, чтобы скитаться на чужбине. Если что-то и случится со мной,  значит это моя судьба. Пойдем, я провожу тебя Сесилия...-
 И они вышли из замка.
                Брианна осталась ночевать в замке Перси. Она долго стояла у окна,  и тихо плакала.
На следующий день  Брианна увезла Артура домой, а через месяц Артур начал учёбу в университете.
               В университете Артуру очень понравилось. Он быстро познакомился со студентами, учёба ему давалась легко, и профессора отличали его за наличие больших знаний и   успехи в учёбе.
Каждую неделю в университете проводились диспуты среди студентов на различные темы. Перед самым Рождеством на диспуте студенты оживленно обсуждали гипотезу о том, что болезни разносят очень маленькие, не заметные человеческим глазом скотинки, а не просто грязь,  несвежие продукты питания или застойная вода. Что это только   среда обитания мельчайших скотинок,  которые проникают в организм человека вместе с 
не мытыми,  не кипячёными, грязными и гниющими продуктами.
               На следующий день приехала Брианна. Она была в глубокой печали. По дороге домой Брианна  сообщила Артуру плохие новости. Её знакомый, священник из синода, сочувствующий Оллину Перси,  предупредил Брианну, что  комиссия инквизиторов проводит  расследование по доносу на Оллина,  и что его дела плохи. Большинство священнослужителей обвиняют его в ереси. Оллина ждёт арест и допросы, чем он занимался в изгнании, где находится могила Сесилии,  и угодны ли его настоящие занятия Богу и Церкви.
- Оллин на всякий случай хочет, чтобы ты забрал из замка библиотеку из научных книг и важные приборы для экспериментов, - сказала  Брианна.

                Вечером, когда стемнело,  Брианна и Артур отправились в замок  Перси. Оллин был задумчив, печален и молчалив. Они поспешно погрузили   упакованные Оллином ценные вещи,  и подавленные горем и тревогой отправились домой. Оллин велел Артуру возвращаться немедленно в университет.
                После Рождественских праздников Оллина Перси арестовали и заключили в специальную тюрьму. Через два дня по приезду высших чинов, инквизиторы назначили допрос Оллина Перси.  Оллин знал, что его заставят рассказать о судьбе Сесилии и показать её могилу для  раскопки  и исследования останков покойной. Тайну Сесилии Оллин раскрыть не мог.  Он вспомнил, как провожал Сесилию из замка на болото, её печальный, полный горести взгляд, и  слова о том, что она видела его мёртвым.  Оллин понимал, что сейчас уже послали за Артуром и он будет выступать на допросе в качестве свидетеля. Но если Артур будет говорить не то, что хотят услышать инквизиторы, то быстро превратится из свидетеля в обвиняемого.
Всю ночь перед допросом Оллин просидел неподвижно, думая о чём-то. Но о чём он думал и что вспоминал, не узнает никто и никогда.
Оллин Перси,  заставляющий биться сердца умирающих людей,  на рассвете  в застенках инквизиции, перед допросом, остановил своё сердце.
                На похоронах Оллина никого кроме Брианны и слуг не было.
Брианна сквозь слёзы смотрела на мёртвое, строгое, но  такое близкое и  дорогое лицо, бледное, с закрытыми глазами, плотно сжатым ртом, обрамлённое  седыми волнистыми волосами. Она, прощаясь, наклонилась и поцеловала Оллина в высокий, холодный лоб,  первый и последний раз в жизни.
               По причине смерти обвиняемого Оллина Перси его дело было закрыто. Кое-кто из инквизиторов пытался возбудить дело против Брианны и провести у неё в замке обыск. Но они не посмели, потому, как Брианна пользовалась большим авторитетом среди церковников  высоких чинов за свои богоугодные деяния,   благочестивый  образ жизни и щедрые взносы в казну Церкви Христовой.
               
              В скором времени торжествующий Генрих Перси  поселился в замке Оллина.  Но торжество его быстро закончилось.  Внезапно умирает жена Элеонора.  Погибают два сына Генриха, в кровопролитной жестокой  гражданской  войне, вставшие на сторону графа Генри Перси,  который поднял  восстание против  короля Ричарда  второго,  и желал захватить власть, во что бы то ни стало.
После этого на Генриха напало безумие. Он напивался  каждый вечер и убегал из замка, говоря, что его преследует призрак.  Пьяный, он бегал по владениям  и прятался от кого-то, всю ночь, до рассвета. Так продолжалось месяца три и, в конце концов,  Генриха  нашли утром мёртвым, лежащим в лесу около болота с искажённым от ужаса лицом.
              Сын Генриха Перси от первого брака, отказался жить в этом замке  и  через  год  предложил его недорого знакомому барону. Тот с радостью согласился, и сделка была совершена. Так в замке Оллина  появился новый хозяин.
Барон был на удивление разумный, хозяйственный, тихий и спокойный по характеру. Он завёл сразу дружественные отношения с Брианной Морро.
Приветливо встречал её, когда она приезжала посетить могилы госпожи Перси,  Изабель и Оллина.
Помогал материально и  поддерживал морально  Брианну, создавшую на своих владениях небольшой приют для бродяг и нищих.
               Через год Артур должен был закончить университет. Он радовался, что снова будет рядом с бабушкой Брианной, о которой постоянно  думал и беспокоился  о её здоровье,  будет жить и заниматься медициной в родном   замке.  За месяц до  окончания университета Артур получил печальную весть.
                Бабушка Брианна, возвращалась из замка  Перси,  но проехав мост, лошадь испугалась,  выскочившего на дорогу зайца,  рванулась ко рву и  повозка опрокинулась. Бог смиловался над несчастной женщиной и  лишил её сознания.  Поэтому,  она катилась с вала в ров, не думая каждую секунду о том, что там, под водой,  стоят острые колья...
 Верно,  Господь  взял её душу ещё до того, как тело упало в воду.
Что ж,  все мы  должны, когда - то уйти из этого мира. Слава Богу, что смерть Брианны была быстрой и беспамятной. (Царствие ей, небесное).

                Артур, приехав в замок, долго горевал о смерти бабушки.
Он продал  плодородные земли на южной стороне владений и выкупил у барона,  нового хозяина замка Перси,   большое болото, где жила Сесилия.
Барону только оставалось удивляться: купил дёшево великолепный замок, теперь получил хорошие деньги от продажи негодного болота. Поистине, пути Господни неисповедимы!
Артур же  сделал реконструкцию здания приюта, созданного бабушкой Брианной  и,  увеличив его ещё на три комнаты, открыл небольшой госпиталь, где начал свою медицинскую практику.   
Теперь, Сесилия находилась в его владениях и  никто не смел, беспокоить её. Артур часто навещал Сесилию и вёл с ней долгие беседы. Он неоднократно предлагал ей перебраться в замок, но Сесилия наотрез отказывалась от этого предложения.    

          
            (Продолжение следует).