Вопрос номер 46

Юрий Шмелев
  19 марта с.г. в регинальной газете "Звезда Поволжья", издающейся в Казани, была опубликована моя статья под названием "Вопрос номер 46". Смысл названия легко понять из текста статьи. Газета "Звезда Поволжья" популярна в среде татарских националистов, поэтому я постарался опубликовать этот материал именно там.
  Помещаю в "Прозе.ру" без изменений текст статьи и хотел бы услышать мнение людей разных национальностей на тему, поднятую в статье.



                Вопрос номер 46.


     Недавно на просторах интернета промелькнуло сообщение, что наш Госсовет  подготовил и готов отправить Президенту РТ сорок пять вопросов. К сожалению, я не смог найти перечень этих вопросов и не знаю, о чем наши депутаты хотят спросить главу нашей Республики. Даже не знаю, правда или нет, что они хотят задать какие то вопросы. Так или иначе, но я уверен, что это очень важные и нужные вопросы, ведь наши депутаты пустое говорить не будут. А то, что я конкретно не знаю эти вопросы, еще ни о чем не говорит. Может мне этого и знать не положено, сказано же: «всяк сверчок, знай свой шесток». А депутаты, они для того и существуют,  чтобы за меня думать и обращаться от моего имени куда угодно, хоть к самому Президенту. Я ж ведь сам их избрал. Поэтому и не в обиде. Просто иногда и на своем шестке вдруг хочется пикнуть, да так, чтобы писк этот долетел до ушей Президента, будь он в Казани или в Москве. Поэтому я и решил присоединить свой вопрос к тем, предполагаемым сорока пяти, депутатским. И, соответственно, осмелился присвоить ему номер сорок шесть. А писк мой, то бишь вопрос, прост, незатейлив и очень конкретный.
     Это вопрос о времени и памяти человеческой. Годы ведь летят незаметно, вот, кажется, совсем недавно я был босоногим деревенским мальчишкой, а теперь и голова седая, и пенсия вместо зарплаты каждый месяц. Да что там судьба одного человека, в судьбах государств и целых народов не годы, а столетия мелькают незаметно. Вот, например, почти пятьсот лет минуло, а, кажется, что было это совсем недавно, ведь в памяти народной до сих пор живы воспоминания о тех событиях. Вы, конечно, догадались, что речь идет о взятии Казани войсками Ивана Грозного. Грандиозная битва определила дальнейшую судьбу татарского, русского и других народов Поволжья, прилегающих регионов. Это поистине была битва народов. Почему до сих пор в Казани нет достойного мемориала в память о погибших воинах мне не понятно. Я пытался привлечь внимание к этой проблеме в печати, но содержательной дискуссии, к сожалению, не получилось. А ведь в этой судьбоносной битве погибли наши предки. Пролитая ими кровь не забудется, но она не должна звать нас к вражде и возмездию, напротив, мы должны сделать всё, чтобы на земле Татарстана и России царили мир и процветание.
      Время лечит любые раны и способствует даже забвению, но народная память  бессмертна, она живет вечно. И наш долг перед памятью воинов, погибших в бою с обеих сторон и в память о мирных жителях города, павших на пороге собственного дома, возвести в центре Казани мемориальный комплекс, как символ скорби и примирения. Здесь татары, русские, чуваши, мари, удмурты и другие народы, потомки участников штурма и обороны, смогут почтить память павших. Отсутствие такого мемориала, дает радикально настроенным националистам аргумент к призывам предпринимать самостоятельные действия. Ничего хорошего, кроме непонимания и ненависти этот путь дать не может. Инициативу создания на себя должно взять государство. И вопрос денег здесь не главный, это можно решить и с помощью народной инициативы. Главное, нужна политическая воля и желание власти.   
      Найти подходящее место тоже не проблема, нашли же пару лет назад для котла – казана. Такое место, например, есть на противоположном от Кремля берегу Казанки, сразу за часовней в направлении речного техникума. Правда, там уже ведутся какие то землеустроительные работы, но и в этом случае компромисс найти можно. В составе мемориала следовало бы развернуть музейный комплекс, где наглядно показать историю взаимоотношений России и Казанского ханства, татар и русских на протяжении веков. Музей может стать самой убедительной и достоверной страницей единого учебника  истории нашего государства.
     Столица республики Татарстан, это современный и красивый город, известный всему миру своей культурой, развитой экономикой и спортивными достижениями. Ныне она реально претендует на неформальный титул третьей столицы России и такое звание ей вполне «к лицу». Конечно, главная ценность города и республики, это его люди, многонациональный народ, живущий в мире и дружбе. Нам многое по «плечу», вспомните знаменитое: «Без булдырабыз!». Тысячелетняя Казань привлекает ныне внимание гостей со всего света, потому что здесь есть на что посмотреть. Здесь воочию можно увидеть и ощутить результат многовековых взаимоотношений народов, живших и живущих ныне на просторах Поволжья и России. Особенно ярко эти периоды можно увидеть в истории двух великих народов: татар и русских. Но, лично мне, трудно понять, почему в центре Москвы, на Красной площади стоит собор Василия Блаженного, посвященный взятию Казани, а в городе Казань об этом скромно напоминает лишь часовня, да и та в память воинам только одной стороны, да и то не всем, а лишь православным. А герои - защитники города, столицы Казанского ханства, разве они не заслуживают достойного мемориала?   
     Идея двуединого памятника наверняка вызовет неоднозначные мнения, но может получить и всенародный отклик, и не только среди русских и татар. Подобные памятники в мире не редкость, достаточно вспомнить, что в немецком городе Лейпциг сто лет назад соорудили таковой, посвященный «Битве Народов». Ныне это достойный символ мира и памяти всем жертвам той войны и вместе с тем популярный туристический объект. Казань – город юности, город, устремленный в будущее, но в его улицах, скверах и домах, культовых и общественных сооружениях всегда видна седая и славная старина. Мы обязаны помнить и чтить память наших предков, положивших свои жизни на переломных стыках исторических событий и эпох. Что мы оставим нашим потомкам? Разбросанные камни непонимания и даже ненависти или монумент мира, взаимоуважения.
     Повторюсь, я не знаю, о чем хотят спросить Президента наши депутаты, да мне, в конце концов, это даже безразлично, потому что они не могут спрашивать то, что им не позволено. Я же не депутат, а гораздо выше, я просто ГРАЖДАНИН своей страны и хочу спросить своего Президента о его отношении к идее такого памятника. И, думаю, вопрос этот в упомянутом списке должен быть не под номером сорок шесть, а в первых номерах, потому что мне это важно знать.


  Юрий Шмелев.