А куда деваться!?

Сергей Полянский
      Окончание растрезвоненной перестройки, 1995 год, в стране бардак, по сути, безработица, а тем, кто работает не платят деньги или просто задерживают. И вот  еду на Жигулях в Красноярск, плохо с бензином по трассе, но выручает удостоверение участника войны, по предъявлению которого, мне отпускают 20 литров на любой  заправке.
    Уже и не помню цель того визита,  но хорошо запомнилась сама поездка. Жигули, они есть Жигули, комфорта минимум, неудобств максимум, магнитофон накануне выдрали наркоманы на стоянке, не езда а тоска зеленая! И вот когда на трассе, сразу за Кемерово, увидев на обочине дороги голосующего человека, я сразу решил, что обязательно его подберу и хоть маленько, но довезу, все какое-то разнообразие.
   Мужчина, до 40 лет, в выцветшей штормовке, маленький, тощий рюкзак за плечами, устало шел по бровке, и так же устало, видимо уже не было сил и веры в то, что кто-то остановится,  не поворачивая головы, поднял левую руку, услышав шум моего мотора.
 Я остановился до него; он стоял в пол оборота и смотрел мне в глаза, а в его глазах была большая,  давно накопившаяся усталость.
  -Довезите сколько не жалко, если едете прямо, - попросил он, и получив разрешение,  не стал себя долго упрашивать, а узнав, что я еду до Красноярска, а это около 500 км, еще раз посмотрел на меня с новой надеждой.
   Я не успел и толком поразмышлять о поездки с ним до Красноярска, как через несколько минут он уже крепко спал!
   -Ну вот, подумал я, развеялся что называется; еду вообще молчу, ямочки облизываю, стараясь не разбудить своего попутчика.
   Прошло пару часов, и мы подъехали к Мариинску, где я намеревался пообедать и свернул с трассы. Попутчик немедленно проснулся, и на мое предложение перекусить совместно, протяжно так, как бы с сомнением ответил, что он вроде и не хочет. По тональности отказа, его внешнему виду, сразу стало ясно, у него нет денег, а по непроизвольному глотательному движению его кадыка, было понятно, что кушал он в последний раз  достаточно давно.
   «Да ладно тебе, пойдем, на тарелку борща деньги есть» - сказал я, и мы зашли в столовую, где взяли по разносу. У него быстро появилась тарелка борща, и тут он стал тормозить, так что второе, компот и хлеб с булочкой  я поставил ему сам.
  Мы уже заканчивали с трапезой, когда я увидел, как булочка была положена в карман его штормовки, понятно дело впрок на потом; впоследствии выяснилось, что путь ему предстоял не близкий.
   Едем дальше, настроение его явно улучшилось, но сон опять стал одолевать, голова болталась, и я предложил ему не бороться со сном, чем он и немедленно воспользовался.
   К этому времени у меня уже окончательно прошли некоторые опасения относительно попутчика, да и то правда, незнакомый человек с дороги, одет далеко не интеллигентно, да и время на дворе такое, лихие 90-е! Сколько водителей вместе с машинами безвестно канули на трассах в то время, одному Богу известно.
   
 Прошло еще пару часов, попутчик проснулся на посту ГАИ, где меня остановили, поинтересовались,  кто у меня спит в машине. И после этого он стал отвечать на мои вопросы.
  Сам он из под Воронежа, и идет пешком до Бодайбо, на работу!!! Для справки, это около 5500 км! По профессии бульдозерист, мастер вскрышных работ, снимает верхний слой грунта, добираясь до золотоносных слоев. Два года назад он уже работал в тех краях в золотодобывающей артели, все было хорошо, нормально платили, кормил семью и стариков с непутевым братом алкоголиком, отсылая им деньги. Но лихие люди обанкротили артель, замучили проверками, и в итоге  у владельцев отняли лицензию.
  Денег под расчет хватило только до дома доехать и совсем тоскливо стало без работы. Дети растут, старшая дочь почти невеста уже, одеваться нужно, побрякушки разные просит, а тут дома уж и жрать нечего, соседи те и вовсе комбикорм стали запаривать  на стол! Доходит Российская деревня до ручки, нет работы, пьют мужики, кто помоложе,  в город норовят. Пробовал сам в Москву мотаться, что-то от туда возить на продажу, но прогорел, кое как с долгами выкрутился.
  И тут, спустя год почти, получил весточку от приятеля, с кем работали, что прежние хозяева вновь закручивают дело, опять при силе, людей набирают и вроде как он в списке, кого хотят видеть у себя на работе.
 -А что пешком то? - спросил я по наивности.
-Ну почему пешком, вот с тобой еду, - невесело усмехнулся он.
-Да тут такое дело,- продолжил он,- мы с женой сразу  решили, что надо ехать, какие еще варианты, я побежал по всей родне и знакомым в деревне, и (внимание!) поназанимал …50! рублей, купил билет на эти деньги до куда хватило. А хватило ехать меньше суток,  как безбилетника сняли  на первой остановке. Посидел в вокзале, показал любопытным  ментам  документы, вкратце рассказал, куда и зачем еду, доел редиску с хлебом и квасом, что жена смогла положить, и вышел на дорогу, других вариантов не было.
 Конечно, не все пешком, мир не без добрых людей, иногда и подвозят, в какой-то деревни бабуле дров переколол поленницу, отоспался в бане, еще и деньжат подкинула. Однажды грех на душу взял, по выходу из очередной деревни увидел велосипед, который лежал на обочине. Посидел пол часика, подождал, и поехал, все не пешком, но недолго счастье длилось, на следующий день заснул в придорожной копне сена, да так крепко, что не услышал, как велосипед  украли  у меня. Но очень хорошо, что лето, на огороде у людей редиска уже есть, а у некоторых в теплицах уже и огурцы, но собаки правда иногда мешают, он выразительно посмотрел на меня.
  -Да и куда отступать, куда деваться! - размышлял он,- по интонации чувствовалось, что он себя подбадривал - прошел уже больше половины, осталось только вперед!
-Опять же есть положительный момент, время навалом, думы разные думаю, все вокруг семьи в голове крутится, вот сегодня  брат непутевый из головы не идет.
-Вот надо же так!- почесал затылок попутчик,- из одного теста же сделаны, брат родной! Но как с молодости проглотил иголку, по выражению покойного отца, так ее и не выплевывает! Пить начал по чем зря, с бабами не ладится,  перебирать их начал, что толку с того!? Как напьется, так всех из дома выгоняет, улица ему узка, ходит по деревне, зубами страшно скрипит, через дорогу слышно.
  Последний раз и вовсе срам приключился, на сабантуй напился, и при всем честном народе таскал по грязи и приговаривал: «Я те блять куплю кохту!»  так он кофту называл!
  А жена всего месяц как из роддома, такого парнишку славного принесла, любо дорого смотреть! Да и в роддоме отличился, пьяным пришел, и пытался жене передать бутылку портвейна, ведь не водка же по его разумению! Когда его стали прогонять, что-то все же понял и  пожелал жене не болеть. А когда уже вышли из здания, подошел к окнам и громко прокричал жене во всеуслышание на третий этаж: « Скажи там, чтоб зашили поуже!»
   Да весело у тебя в жизни, не соскучишься! сказал я. Эх, да чего там, сказал он, я когда туда первый раз устраивался, вообще добрался в никуда, просто услышал краем уха, что где-то в районе Бодайбо есть артели, где требуются рабочие моей специальности, вот и подался наобум!
Добирался с похожими приключениями, дней 20 наши  дороги ногами мерил, а когда дошел до места, то мне сразу с порога дали от ворот поворот, там у них в отделе кадров оказывается  лист ожидания, желающих здесь работать  пруд пруди.
  Но куда дальше идти, что делать, вышел на крылечко, сел сижу, обхватил голову руками, думу думаю!
  А вокруг народ суетиться, машины приезжают-отъезжают, контора как не крути, а тут еще кухней пахнуло, жрать хочется, голова закружилась! А я, получается, ни кому не нужен, отчаяние подступает, мысли всякие дурацкие в голову лезут. Но вспомнил детей, жену, кто их кроме меня накормит, кому они нужны!?
  Тут услышал, как из окна канторы женский голос по рации просил дать работника наколоть дров, чурок то привезли еще с вечера, а ужин готовить уже не на чем.  От голода опять замутило в желудке, это с кухни пахнуло макаронами по флотски.
  Прошла повариха в контору и озабоченная вышла, не будет ей сегодня рабочего на дрова. Посмотрела на меня выразительно, только потом внимательно, подумала и опять зашла в контору. По прошествии пары минут вышла и, положив мне руку на плече сказала: «Пошли со мной, накормлю»
  Огромная чашка макарон сделала свое дело, жить стало веселее, перебросились с поварихой парой фраз и я спросил, где у них топор. Под вечер приехала еще одна машина с чурками, и стало понятно, что как минимум до послезавтра меня не выгонят. После ужина, повариха спросила, кто я по специальности, каков стаж работы.
  Еще два дня ушло на следующую машину дров, ко мне никто не подходил, собственно и на этом спасибо, не выгоняют! Но дрова то кончились, что делать дальше!? Сижу возле кучи с дровами, опять думу думаю. Вспомнилось выражение отца, который часто говорил мне, лодырю
--Не стой, ищи работу!
   Ветер гонял по территории мусор, да и от колки дров было много щепок и коры. Нашел сломанные грабли, отремонтировал деревяшку, но от старости металл истончился и два зуба быстро загнулись, нужна была сварка. В котельной, где ночевал все это время, стоял сварочный аппарат, но, по словам поварихи, давно не рабочий. Покрутил его, почистил контакты реостата, убрал многолетнюю ржавчину и грязь между витками трансформатора, нашел на стене маску, под столом огрызки электродов и стал наваривать зубья у граблей.
  Закончив работу, услышал за спиной: «Тебя как зовут?»- за спиной стоял человек, как потом оказалось мастер участка.
-Я слышал, что ты бульдозерист, на чем работал и где?- и, получив от меня ответы, ушел.  Следующие два  дня ушло на очистку территории от мусора, вечером пришел самосвал, куда я загрузил  все это добро, которое не могло сгореть в печке.
 Но  отработав, таким образом, почти неделю, я ни на йоту не приблизился к своей главной цели, не за куском же хлеба я шел сюда, да и жене уже нужно было давать весточку, но что я ей мог сказать!?
  Утро следующего дня выдалось ветреным, настроение опять упало, но что-то делать нужно, куда деваться, и, окинув хозяйским взглядом всю территорию конторы с прилегающими постройками, за три дня отремонтировал прогнивший местами забор, поправил крыльцо в самой конторе, сделал конуру для собаки, а из старого бензобака сварганил  душ для поварихи. Вечером, ужиная как всегда после всех,  впервые за последний месяц от души наелся котлет, как своеобразная благодарность женщины повара.
  На завтрак чай пил уже с маслом, приятно, но перспективы на трудоустройство даже не просматривались, меня просто не замечали, работу принимали как должное, очевидно полагая, что просто кормежки хватит за все мои старания. Самое главное, меня не замечал мастер участка, от слова которого все зависело. Слабым утешением было  то, что в течение всего этого времени еще несколько соискателей работы были так же отправлены восвояси.
   Когда вторая неделя моего пребывания здесь  подошла  к концу, для меня исчезли котлеты и масло на кухне, отчаяние вновь стало подступать, ощущение безысходности и полной беспросветности давило на психику. Ну что делать, что еще предпринять для преломления ситуации, сам черт не знал! И по всему выходило, что начиная с сегодняшнего дня,  я уже не имею право на кормежку!
   И вот все эти не веселые думы прервал жалобный писк котенка, который доносился из туалета. Подхожу к этому домику на отшибе, куда не зарастает народная тропа, и вижу, как в дырке барахтается некогда белый, а сейчас уже почти весь коричневый комочек с голубыми глазами. Нашел две дощечки и выдернул утопающую животину, сразу подумалось при этом, что туалет давно не чистили.
   Ветер дул в сторону от конторы и кухни, а потому подумалось, что семь бед один ответ, если уж и после этого…
 Сразу за туалетом начинался небольшой овражек, что значительно упрощало задачу. Внизу, на дне овражка вкопал деревянный столбик, а второй,  выше, около туалета, натянул между ними стальную проволоку и, привязав ржавое ведро за веревку, черпанул первый раз…
  Примитивная технология оказалось очень эффективной, повешенное на проволочное кольцо, ведро легко скользило в овраг, где переворачивалось от рывка  веревки, которая была привязана за днище, работа спорилась…
   К концу дня  повариха принесла кусок мыла и пачку стирального порошка, помыться и постирать пропахшее насквозь белье. Мыться пришлось в ручье, повыше места, где я все это «добро»  складировал.
  К обеду следующего дня все было вычищено под ноль, даже стенки ямы лопатой подровнял,  и как заключительный аккорд сего действа, в яму высыпал чашку хлорки.
  А после обеда приехал мастер, повел носом в сторону туалета, сказал, что пару дней все равно будет попахивать, пока корочкой сверху не возьмется, и распорядился сесть в машину. Через час я уже показывал ему свое умение работать на бульдозере, а утром следующего дня вышел на полную смену.
  За разговорами время пролетело быстро, мы ехали уже по Красноярску, я перевез его через Енисей, и высадил на проспекте Красноярский рабочий, было уже темно. Он спросил, в какую сторону ему идти,  поблагодарил, вышел из машины и сразу, без раздумий и малейших колебаний пошел в указанную сторону. Я смотрел ему в след, уверенность его походки, помноженная на огромное желание работать не могла не вызывать огромное уважение. Ему оставалось около 1500 км, и я ни сколько не сомневаюсь, что он обязательно дошел!