Скворечник с технологиями

Галина Савина
                -1-

      Вспоминая свое коммунальное детство, понимаешь - вот где дух коллективизма, патриотизма  можно было воспитать у будущих граждан. И все зависело от того какой дух витал в данном "государстве".
 А дух у нас был за-ме-ча-тель-ный.
  И это был дух "военного городка", то есть микрорайона, где проживали семьи военнослужащих недалеко от воинской части. Жили мы тогда в трехкомнатной квартире, как в "коммуналке", где в каждой комнате жил военный со своей семьей. Кухня была местом общего собрания соседей, где наши мамы постоянно что-то колдовали над своими примусами, а для детей отводился большой коридор с прихожей.
         Там между ящиками - сундуками и вешалками с пальто мы устраивали "посиделки", обменивались разными мелочами: наклейками , игрушками,  картинками и прочим "богатством", и ,конечно, очень дружили. В комнатах играть не разрешалось , потому что папам , приходя со службы, надо было отдыхать. Поэтому, когда погода на улице была сырой  и холодной, нам разрешалось быть дома, но сидеть как мышкам.
         Забравшись на ящик среди пальто, мы с подружкой Маринкой играли в куклы или рассматривали детские журналы. Мне папа выписывал "Веселые картинки", а Маринке уже выписывали для "на постарше "  -  "Мурзилку". Какие это были вечера!
         С нами в этой квартире в самой маленькой комнате жил еще мальчик Толя - с бабушкой и папой. Где была его мама я так тогда и не поняла, но парень он был замечательный. Тогда он уже ходил  в школу и был вечно занят уроками. Но когда освобождался, присоединялся к нам и всегда почти приносил, и угощал нас , то конфетой, то пряником. По братски присаживаясь между нами,читал нам что-нибудь из журналов. Так мы постепенно самообразовывались, воспитывались в  коллективе и чувствовали плечо соседа.
          Жили мы все приблизительно в одних условиях. Не было тогда и в помине ни компьютеров, ни сотовых телефонов, а стационарный телефон был один на все двенадцать квартир в нашем доме ,и то, у начальника штаба нашей части , жившего в этом доме этажом выше.
     У нас тогда даже не было ни у кого телевизоров. И появление его ,конечно, не могло не произвести в детском воображении   революцию и осознание современной развивающейся жизни.
     В то время уже Юрий Гагарин успел слетать в космос и про нас так и говорили- дети космической эры.
Но даже не знаю с чем можно сравнить те наши чувства сегодня, в век невероятных высоких, быстро развивающихся технологий. Во всяком случае все мальчики из моего детства  мечтали стать космонавтами и полететь к неизведанным звездам.

                -2-               
 
  Все началось с  обсуждений на кухне за общим ужином, который часто устраивался между соседями по выходным дням. Папа Толика и мой объявили, что на часть выделили  телевизоры нескольким офицерам за добросовестную службу, в числе которых был и мой папа, и они завтра едут получать его с базы. У папы Толика был тяжелый мотоцикл "ИЖ" и он подрядился папе помочь привезти покупку.
        Мы, дети, с нетерпением ждали это чудо техники и даже, по случаю такого события, более тщательно умылись, в косички вплели свеженькие бантики, а Толик так вообще выглядел как "новая копейка"- в белой рубашечке , брючках со стрелками и серьезно-задумчивым взглядом. Мы тоже с Маринкой, глядя на него , сделали серьезные "мины".
        Шум с улицы выдал приближающуюся процессию соседей, которые активно участвовали в событии: кто - то открывал двери подъезда, кто-то поддерживал коробку, а кто-то забежав вперед и, распахнув дверь квартиры, оповестил: "Несут!"
Мама к этому времени сняла с полов дорожки, чтобы не запачкали, и протирала тумбочку под телевизор, поставленную наискось в углу, на самом видном месте.
Коробку внесли в комнату, нас детей выгнали, чтобы не мешались под ногами, а сами остались распаковывать и устанавливать аппарат.
        Мы ушли к Толе в комнату, где его бабуля напоила нас чаем с баранками, что бы мы не сильно расстраивались, и заверила, что нас обязательно позовут, как будет все готово.
        На улице два соседа из квартир напротив  мастерили за нашим окном какое то сооружение из прутьев и проволоки, а в комнате у телевизора колдовали  наши папы. И вдруг возгласы: "Работает! Помехи! Крути! О!О! Ура-а-а! Заработало!"... Не дожидаясь приглашения ,мы рванули в комнату  к телику. В углу на тумбочке стоял новенький "Рекорд". Какой он был красивый!- бежевый, блестящий, с тремя маленькими круглыми ручками внизу экрана, который светился.
         Было видно ,как по экрану прыгают какие - то рисованные фигурки- "мультики". Это слово мы узнали тоже одновременно с телевизором. Повернув к нам улыбающееся лицо, папа сказал: "Вот, детвора, повезло вам, в какое время живете, мы о таком и не мечтали, и знать не знали, а вы дети будущего, чего еще напридумывают на вашем веку. Садись, смотри!"
         И мы уселись напротив на диванчике, а взрослые все стояли около и с любовью наблюдали за нами.
  Это теперь я понимаю почему, когда я покупаю детям своим компьютер или сотовый телефон, радуюсь не меньше их, а то и больше, потому что знаю, что детям это нужнее для будущего их развития. Так и наши родители- "дети войны" ничего в общем - то хорошего не видевшие ни в детстве, ни в отрочестве, а папа мой вообще остался сиротой, радовались, что  в этой не безоблачной жизни они что то могут сделать для нас - своих детей.               
         У нас теперь часто бывали соседи из других квартир, которые приходили каждый со своей скамеечкой и мама пускала их посидеть - посмотреть телевизор. Далеки были еще те времена, когда в каждой семье появился телевизор.               
               

                -3-   
               

           Вскоре папу Толика перевели служить в другой город и нам отдали их комнату, так как в семье появился второй ребенок -это мой брат. Папа купил у папы Толика мотоцикл и мы долго им пользовались. Сколько бы у нас потом телевизоров и машин не было - я особо и не замечала, но первые, такие значимые в моей жизни вещи - запомнила.
         Потом много позже, когда я училась в средних классах, нам на трудах задали сделать скворечники из любых материалов и любой конструкции. Мы долго с папой обмозговывали это дело, пока наш взгляд не упал на старенький "Рекорд", который давно пылился в гараже. Коробка у телевизора ведь была деревянная. Оставив почти всю коробку целой, папа повынимал все внутренности, и закрыв впереди, там где был кинескоп, фанеркой с круглым отверстием и,приделав палочку-насест, повесил высоко на тополь  такой вот «скворечник  с технологиями»".
         Получили мы с папой "пятерку", потому что пока мы крепили скворечник на дерево, мимо проходил мой учитель труда и увидел наше художество. И это было хорошо, потому - что в школу я  этот домик для пташек не донесла бы показать - большой получился.
           Зато потом всю зиму  каких мы только птиц не наблюдали, прилетающих на кормежку к нашему скворечнику.
 Вот какая судьба оказалась у первого нашего телевизора.