Суточные щи

Коршуниха62
У деда Василия заболела жена Валентина, но не очень сильно - вроде радикулита. При этой хворобе терпеть надо, а она орёт, словно рожает. И, главное, когда сидит на диване смотрит телевизор - молчит, стоит к плите подойти варить или жарить, начинается концерт: резко повернётся, такие вопли, весь подъезд на ушах стоит. Люди обсуждают, ну и зверь же дед Василий, свою жену учит, а с виду такой вежливый, подойдёт к бабкам на скамейке, от него шуточки,  да анекдоты, у всех настроение улучшается. А стоит деду отойти от соседок, они ему косточки промывают, вспоминают пословицу, что «в чистом омуте, прости меня господи, черти водятся».

Всё это бредни, Василий за всю жизнь пальцем не тронул свою Валю. И теперь он её жалел, был в растерянности, не зная, чем лучше лечить супругу. С расходами не считался, пенсии хватало. За семь тысяч купил аппарат квантовой терапии «Рилкта», там инфракрасные лучи, даже лазер, сканировал поясницу, как написано в инструкции. Для растирки опробовал дорогие мази «Феналгон», «Артро-хвою», а результат - ноль. Как  нарочно, вопли происходили, когда жена стояла у плиты, что-то с едой химичила. Нагнётся или повернётся не так - и среди тишины неожиданный крик «Ой!» Возможно, боли провоцировала перемена погоды к холоду, к осадкам.  Дед так вымотался, ухаживая за больной, что иногда от бессилия бросал жене несправедливый упрёк: «Жрать поменьше надо, растолстела, семь килограмм лишних весишь, кости не выдерживают. Вспомни: 40 лет назад я тебя на руках носил в гору, а теперь если подниму, сам инвалидом стану».
 
Бабка на эти упрёки не обращала внимания, отвечала без злобы: «Не больше тебя ем, это всё от таблеток, да от того, что вас кормлю, у плиты стою, пробы снимаю, из-за вас страдаю». Вообще-то в этой перебранке о женской фигуре оба были не правы: в свои 65 Валентина не потеряла своей былой привлекательности, у неё сохранилось моложавое лицо, по виду не дашь больше 50, вьющиеся седые волосы коротко по-модному острижены, лёгкая полнота прибавляла статности её высокой прямой фигуре.

До пенсии Валентина всю жизнь была связана с железной дорогой, регистрировала проходящие через станцию товарные поезда, проверяла в вагонах сохранность грузов, приходилось захватывать и ночную смену, но каким-то чудом с мужем троих сыновей вырастили, все окончили в Москве знаменитый Энергетический институт, работают по электронике. Хотя и трудная работа на железке, обходить поезда в дождь, в снег, в мороз, в жару, но бывали и радости. Бывало, ребята, сопровождающие грузы, угостят виноградом, яблоками, ягодами, все дома наедались
оставалось и варенье сварить.

Все 40 лет совместной жизни с Василием Валентина бессменно стояла у плиты, за исключением трёх раз,  когда с Васькой отдыхали в санатории.
Мать не кормила своих мужиков круглый год салатами из свежих овощей, вроде тёртой моркови со сметаной, но всё остальное у неё получалось очень даже не плохо: борщи, рассольники, котлеты, пирожки с капустой, пасха, печенье. И вот теперь, во время болезни Валюхи перед Василием встал трудный вопрос: а не дать ли жене отставку от работы на кухне, пусть отдохнёт дорогая. Но что же без неё делать, опыта в кулинарии почти нет? В молодости, будучи холостяком, живя в общежитиях, Василий  научился жарить картошку и яйца варить вкрутую. Всё можно повторить, но как быть с первыми блюдами? Не умирать же с голоду, надо что-то думать, жене доказать, что он не тюха-мотюха, такое сварганит, что пальчики оближешь, стоит лишь в Интернет заглянуть! обиться поставленной цели.Василий из тех мужиков, кто не отступает на пол-пути от своей цели.
Дедуля считал, что мужчине не зазорно детские пелёнки стирать, а на кухне кашеварить, это не народе у станка стоять. Ох и въелся ему этот завод в память, до сих пор станки снятся. Работал он с большой любовью, станок знал назубок, много книг читал о металлах, их обработке, любил разбираться в заковыристых чертежах, где требовалось использовать тригонометрические функции. К нему
 рабочему со школьными десятью классами,  за советом обращались технологи - выпускники институтов, просили подсчитать угол фрезеровки детали. Придумал много приспособлений, с их помощью за смену выполнял две нормы. Закрывая наряд, мастер говорил: Ты всю выработку не пиши,  больше не получишь. У нас утверждён фонд заработной платы, в случае перерасхода нас лишат премии». Так что за свой труд он не дополучал, но славы ему хватало - целая кипа Почётных грамот, один раз фото висело на городской Доске Почёта. Дошло дело до того, что по областному телевидению показали, снимали в цехе у станка, в рабочей форме, в какой-то смешной пилотке, из-под которой выбивался залихватский чуб чёрных волос. Потом был разговор в красном уголке, журналистка всё глазки строила, но не клюнул, для него любовь одна раз и навсегда, Валюха была вне конкуренции по красоте, по фигуре, по уму, по незлобивому характеру, жил за ней, как за каменной стеной, жена разделяла все его «забавы».
На пенсии Василий не сидел во дворе с мужиками за пивом или бутылкой на троих, ему всегда хотелось сделать что-то необычное своими руками. Постепенно он накопил много слесарного и столярного инструмента, с помощью которого сделал для зала белый под лак, с орнаментом стол, похожий видел в Кремле по телевизору. Церкви подарил скамеечки, стульчики, скворечник - все лаком покрывал, цветы нарисовал.
Позже оборудовал для сына компьютерный уголок, да и сам заразился компьютером, научился отыскивать в Интернете новости, читать аннотации к лекарствам от гипертонии, от простуды, познакомился с играми. Над ним Валентина смеялась, говорила, ты же не ребёнок, чтобы дурью маяться. Но дед Василий заметил, что после игры у него память улучшается и голова меньше болит. Ему хотелось и дальше осваивать компьютер, но технической грамотности ему не хватало. Для развития сын подарил отцу стоявший без дела на подоконнике свой старый монитор, запасной ноутбук, настроил технику на рабочий лад. Хотя папаша и относился к разряду «чайников», но он замахнулся освоить фото программу, У него был дорогой фотоаппарат, хотелось снимки перевести на компьютер, записать флэшку, с которой профессионалы будут печатать фотографии на бумагу. Счастливые ожидания были связаны с приездом Артёма, который обещал купить клавиатуру и всему научит. Отец знал, что будут крики «тупой»,  однако у педагога хватит терпения на такого малограмотного ученика, которому стукнуло 78 лет.

В свою очередь, отец решил не оставаться в долгу. Пока Валентина хворала и не подходила к плите, хозяин решил всех удивить необычным блюдом. Читая книги про старину, Василий обратил внимание на то, что на Руси основным блюдом были суточные щи. Заглянул в Интернет,  там от одних рецептов аппетит разыграется, оказывается, из-за долгого томления в печи кости развариваются настолько, что их можно есть. Люди давали советы, как с помощью регулирования температуры можно газовую плиту использовать наподобие русской печки.

Набравшись сведений, дедушка приступил к работе. В народе сложилось неправильное мнение о простоте варки щей, когда говорят, поучи щи варить, да на одном месте блох давить, много с ними мороки оказалось, а времени в обрез, всего пять дней. Но у деда, как у спортсмена, объявилось второе дыхание, забыл про давление, про то, что жилы тянут в ногах. Сначала в магазине «Электросвет» купил термометры для измерения температуры в духовке и сверху, на горелке. Возникла проблема с квашеной капустой, которая при домашнем хранении быстро перекисала и становилась неаппетитной. Покупал в полиэтиленовых банках в палатке у Машки узбечки, да что-то не то: без сока, порублена длинными лентами, без гнёта, пружинит, на вид много, а в банке грамм сто пятьдесят, ни за что 80 рублей заплатить надо. Пошёл дедуля своим путём. Купил два кочана капусты, правда, очень твёрдая, мозоли натёр, пока очищал, рубил на японском комбайне, который купил лет двадцать назад, такое облегчение в хозяйстве. Капусту порезал, посолил из расчёта столовая ложка соли на кочан, как советовали в Интернете, вырезал круглую дощечку, положил гнёт - откуда-то и сок появился, забродил, только успевай протыкать деревянную палочкой, чтобы вышел плохой запах. На третьи сутки капуста заквасилась. Валентина ела и хвалила, капуста оказалась не хуже яблок!
Потом купил в магазине свиную грудинку на 400 рублей. Картошка оставалась с прошлой недели.
Обычно сын приезжал в пятницу часам к девяти вечера, чтобы приготовить , требовались сутки. У деда Василия всё было под контролем. Он проснулся в три часа утра, второй сон не приходил. Такой у деда дурной характер, не успокоится, пока задуманное не выполнит.
Следуя совету известного советского хирурга академика Н.М.Амосова, которого он ходил слушать в Дом культуры, при варке мяса повар слил закипевшую воду, что и было сделано. Потом в большую посуду положил свинину, капусту, картошку, стебель сушёного укропа с семенами, лавровый лист, посолил, залил водой - и на плиту на горелку, где температура 250 градусов. В таком режиме кипит два часа. Чтобы процесс варки шёл , как в русской печке, дед Василий поставил кастрюлю в духовку, где всё время температура держалась на уровне 80-70 градусов. Всё томилось в печи до приезда сына.

Войдя в квартиру, поздоровавшись, Артём спросил, чем у вас так вкусно пахнет, даже на улице слышно?» «Это суточные щи»,- ответил польщённый отец. - А ну-ка, сними пробу, стоит в другой раз стоит варить?» Артём «уработал" двойную порцию щей и сказал: «Стоит. Рёбра так уварились, что стали мягче свежих огурцов». Такого же мнения остались и родители, открыв для себя новое русское блюдо суточные щи. Не в насмешку, а по заслугам, жена и сын стали называть Василия профессор кислых щей.

Вечер длился долго. Сын приставил к компьютеру клавиатуру, начитался новостей в ноутбуке, лёг спать. Счастливый дед Василий ещё долго сидел за компьютером. Его захватила игра «Сапёр». Бабка Валентина тоже не спала, её уже мучили не боли от радикулита, а какие-то громкие резкие гудки, сопровождавшие игру. Но она не психовала, это неудобство было мелочью при виде радости супруга от успешной игры, которая  развивает мозги и повышает интеллект. Оказывается, такую большую позитивную роль играют суточные щи в жизни нормального человека.