Корабль дураков или последняя истина человека

Елена Де-Бовэ
КОРАБЛЬ ДУРАКОВ ИЛИ ПОСЛЕДНЯЯ ИСТИНА ЧЕЛОВЕКА
Из цикла: «Во всём безумье этом есть своя система!»

Старинная легенда рассказывает о странном корабле, который бороздил тихие воды притоков Рейна и фламандских каналов. Это был корабль дураков – пьяный корабль, заполненный сумасшедшими, который двигался без руля и без ветрил в непонятном направлении. В его движении не было цели, как и не было цели существования у его глупых обитателей. Они пили, ели, носились по палубе или просто выли от скуки, хохотали, наполняя окрестности своими звериными криками, и, пугая мирных селян, которые смотрели на них и  понимали, что эти обреченные на скорбную жизнь люди, когда-нибудь погибнут в холодном Северном море или затеряются где-нибудь в его голубых далях. А, может быть, разобьются о скалы или застрянут на отмели.

Такой корабль запечатлел на одном из полотен Иероним Босх. Древо жизни, вырванное из почвы и засохшее, служит мачтой корабля, но сумасшедшие, не замечая ужаса своего положения, празднуют «день дурака» несмотря ни на что.

Такие корабли, действительно, существовали. Безумных бродяг собирали на корабль и пускали в свободное плаванье. Пищу им доставляли купцы, которых обязывали к этому городские власти. Горожане не любили сумасшедших и обычно изгоняли их за  стены городов. Они шатались по окрестностям, питаясь помоями и разнося  болезни. Исходя из вопросов безопасности, муниципалитеты городов приняли решение – собирать всех бездомных умалишенных на корабле с тем, чтобы корабль путешествовал по рекам и тот город, в порт которого он заходил, должен был снабдить его  провизией.

На этом корабле были собраны абсолютно свободные люди, которые не пахали и не сеяли, а лишь ели, пили и двигались в своем бесконечном путешествии, ничего не осознавая, и, ни о чем не беспокоясь. Они достигли своей предельной свободы, которой так любит пугать робких обывателей свободный западный мир, несущийся со страшной скоростью к этой предельной свободе, метафорой которой является «корабль дураков».

В средневековом мире безумие рассматривалось, как проявление животного начала в человеке. И не просто проявление. Это была победа животного начала над человеческим разумом. Безумный в средневековом мире стал символом человека, потерпевшего поражение.

Человек разумный умеет держать свою звериную сущность на привязи. Для «дрессировки» и «приручения» этого зверя всегда существовали общечеловеческие ценности, культура, закон и моральные установления. Безумный человек игнорирует все законы и правила человеческого общежития. Для него не существует никаких ценностей, кроме еды, питья и размножения. У него нет сдерживающих пут, следовательно, он не в состоянии создать хоть какой-то порядок. Он не может создать порядок даже в самом себе.  Его влечения властвуют над ним и он ничего не может приказать себе. Но его и ничто не сдерживает. Это значит, что он – абсолютно свободен. Но эту свободу он уже не осознает. Эта свобода становится последней истиной человека, за которой начинается тишина.

В средневековом мире люди понимали, что полная свобода доступна только зверю и человек, добравшись до этой свободы, сразу же перестает быть человеком и становится животным. Это происходит потому, что человек способен оставаться человеком только лишь при определенных условиях – когда он может что-то приказать себе, когда он может держать себя в определенных рамках. Причем рамки эти он «ставит» себе сознательно и эти рамки есть ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.