Хищник

Юрий Бахаев
– Реальная история лета 2009 года –

Кто в офисе за компом чахнет, кто вкалывает на конвейере завода, а вот есть люди, что среди красот тайги и гор неспешно моют золото. В лотках. Как во времена Клондайка! И в Магаданской области, Якутии, где они нередко промышляют, их называют хищниками. Ибо лицензий не имеют. Ну не разрешено у нас индивидуальное старательство – в отличие, скажем, от США и Канады.* Среди них немало зэков…
– Бойся хищников! – говорил мне водитель Камаза, с которым я ехал автостопом в Якутии. – Убьют за банку тушёнки…
– Съедят! – вещал в Магадане знакомый. – В наших краях у них людоедство не редкость.
– Увидишь мутный ручей в горах – уходи! Хищник вверху… – научал меня третий.
Я, коллекционер бабочек и походник бывалый, бродил с сачком по якутским и магаданским горам – прислушиваясь к звукам и приглядываясь к ручьям. Ловил невзрачные, но интересные свои объекты. Но хищники не встречались. Медведь только – пару раз. Я трубил в вувузелу. Хорошее, кстати, от этого зверя средство. Каждый удрапывал… Я уже почти забыл о хищниках.
И вот он выкатил…

Заброшенный пост ГАИ возле полузаброшенного посёлка Артык. Облупленное здание эпохи Гулага, тайга… Я сижу на рюкзаке возле пыльной гравийки Якутск-Магадан, пытаясь поймать попутку до Сусумана. Суббота, а машины здесь в выходные нечасты… Сижу уже час, прохаживаюсь, комарами объятый – но спасаемый спреем «Дэта».
Вдруг как из-под земли вырос субъект, с полуторалитровой баклажкой пива. Бритая голова, рубашка в полоску, и ниже коротких её рукавов – наколки… Спрашивает с блатным прононсом:
– И чё ждём?
– Да вот… ловлю машину. В Сусуман мне надо.
– А ты кто?
– Я – энтомолог. Бабочек коллекционирую.
Глядит на меня искоса, наморщившись… 35 ему где-то. Худой, но на вид крепкий. Приглашает присесть на скамью у здания поста, поболтать.
Присели… Пиво мне протягивает. Вижу по этикетке – сверхкрепкое.
– Спасибо, не хочу…
Любое от такого бы не взял. А то скажет потом: с тебя должок!
– И что дают тебе бабОчки?
– Ничего. Коллекция. Это красиво!
Отхлебнул он из баклажки, и с широкой улыбкой на меня глядя:
– Ну ты, блин даёшь…
Помолчал, и:
– Лучше давай со мной мыть золото!
Во мне ёкнуло… Хищник! Но вида не подал:
– А это как?
– Ну как… как… чё, не слышал? Ручей, лоток – и все дела. Полста грамм золота в неделю на одного запросто выходит. Есть ручьи, где можно взять и сто…
– И что потом?
– Да ты совсем лох! Сдать в Ингушзолото…
Есть такая «контора» в Магаданской области и Якутии. Чёрная скупка золота, ингушами. Кто надо, знает их адреса, телефоны. А в Сусумане, в центре, машина с открытой дверью стоит, кавказская музыка оттуда…
– Да нет, я энтомолог!
Слышу звук машины, вскакиваю со скамьи и бегу стопить… Это чудо – за мной! Легковушка какая-то появилась, машу рукой: стой! Он тоже своей движет, с баклажкой. Гримасу скорчил: «ну, подвези!» Машина, поднимая пыль, проезжает мимо…
Идём назад к скамье.
– Слушай, – говорю «помощнику», – тебя как зовут?
– Олег.
– Меня Юра.
Он жмёт мне руку. Хватка серьёзная…
– Олег, давай-ка ты сиди тут, а выбегать к дороге буду я!
Он ухмыльнулся, руки развёл театрально…

Ну снова на скамье сидели мы, проголодался я, и сходил за рюкзаком к обочине. Достал из него пакет с печеньем, ему протягиваю угоститься…
Взял одно.
– Хищниками нас, с…ки, зовут, а мы – геологи! – произнёс он уже весьма нетрезво.
Отхлебнул из баклажки…
– Вот, – продолжил, руку вытянув к горе, – видишь там – ручьи? Я знаю, в каком сколько золота. Я вижу…
Он начал мне рассказывать о горных породах, разломах… Многое при взгляде на местность говорит о наличии или отсутствии в ней золота. Всё как в энтомологии моей прямо! Я тоже могу по виду гор сказать какие там возможны бабочки…
Промолчал.
– Мы – геологи, Юра. Хищники это, с…ки…, менты.
– Ловят?
– Ловят.
Я вспомнил рассказы знакомых о спецгруппах магаданского и якутского управлений по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов. Этот заброшенный пункт ГАИ только имитировал контроль за автодвижением. На самом деле здесь искали у водителей и пассажиров золото. Досматривали багаж. По дорогам ездили «буханки», с нарядами, и те обыскивали прохожих, поднимались по ручьям, если в них мутная вода…
– Ты что, за золото сидел?
– Не… За золото убивают.
– Менты?
Круглая башка крутнулась в мою сторону, шальной, с прищуром, взгляд:
– А ты случайно не следак?
Да уж, товарищ пьян… А может, «докопаться» хочет.
Менты! Менты! Они убивали хищников в этом регионе. Золото забирали, сдавали тем же ингушам. Разоблачили не так давно группу бандитов в погонах…
– Я – энтомолог. Специалист по теме бабочек. Лепидоптеролог.
Всегда произношу это замечательное слово в непростых ситуациях. Человек сразу теряет вектор мысли…
– Кто?!
Повторяю.
– Лепидопт… – силится произнести собеседник.
Звук машины… Бегу к дороге. Он – за мной!
– Э! Э! – орёт полосатая фигура в наколках в направлении «оседлавшего» клубы пыли Камаза, машет рукой и другой, с пивом. Машина летит прочь.
Возвращаемся к скамье…
– Олег, ну хватит, ты – сиди!
– Не, сидеть я не хочу… – оскабливается он, на меня глядя.
Тонкий мыслитель. Обнимает меня свободной от баклажки рукой за шею. Хорошо, что другая несвободна. За ней надо следить…

Отвожу его руку назад. Во влип… Хоть бери рюкзак, и пешком дальше топай. Так этот кент увяжется за мной!
– Ну что за жизнь в России, Юра, что за жизнь… – трезвеет он немного, впадая в философию.
Рассказывает, что был не так давно в Германии. Оказывается, он – немец! И у него там живёт мама.
– Приехал к мутер я, сел во дворе курить… Полиция – через 10 минут. Что-то лопочат. Я их послал на х… Забрали.
Описывал свои похождения на исторической родине. Пьянки, полиция… Мать домой не пускала.
– А что про Россию ты начал?   
– Ах да… Вот в Германии у них, Юра, жизнь! Там…
Звук машины.
– Олег, сиди! Да сиди, говорю.
Бегу к дороге. Он – за мной… Жигуль древнейший. Чуть притормозил, но прокатил мимо.
– Короче, дядя, не умеешь ты ловить! – глядит Олег на меня как-то уже хмуро.
Чиркает спичкой, закуривает.
– Всё, завтра идём мыть… – дымит он, перед собой глядя, изо рта. – Ручей хороший знаю. На пиво дай!..
У него – кончилось. Хочет в Артык сходить за добавкой. Может, дам – и отвалит? Но вот сейчас достану кошелёк, а у меня там тысячные…
– Звиняй, денег не имею. Автостопом езжу.
– Ну ты… Не, завтра – моем золото!
Говорит, что ему нужен помощник. Одному сложно… Был. Убил. На днях.
– Видишь, хромаю. Ногой добивал!
И тут вдруг меня осеняет… А не «гоняет» ли парень? Может, он фантазёрище просто? Зэки, знаю, обожают придумки.
Гул машины…
– Ща я поймаю, – он встаёт со скамьи, покачнувшись.
– Нет, давай я!..
– Не умеешь.
– Олег…
Он машет рукой у обочины, орёт, вздымая баклажку. Джип серьёзный. Ускорился даже.

Следом, слышу – снова мотор…
– Олег, да сиди!
Выбегаю к дороге, машу просительно рукой, изображая лицом крайнюю необходимость… Микрик «Тойота». Остановился. Опускается на четверть окно… Водитель спрашивает у меня, косясь в сторону моего компаньона:
– Что надо?
– Довезти. Меня одного. Он не едет!
И тихо ему:
– Забери меня… Приклеился этот фрукт.
– Ну садись…
За рюкзаком – бегом. Кладу его на заднее сиденье. Олег невдалеке стоит… К нему бегу, жму на прощанье руку.
– Ну бывай, ты! – смотрю в его шальные, с прищуром, глаза.
В них вроде как расстройство проявилось.
– Зря ты это… Ладно, бывай.
Залезаю на переднее сиденье. Тронулись… Махнул компаньону «до свидания!» рукой в окно машины.
Он вдруг нам своей машет «стойте!», бежит к скамье и – назад на дорогу с пакетом печенья!
Я ему оставил. Он подумал: забыл!
Поднята вверх расписная рука с моим угощеньем, что-то товарищ орёт нам… Растворяется в клубах пыли.
– Красавец, – ухмыльнулся, бросив на меня взгляд, водитель.
– Хищник.
– Возможно. Тут их полно.


* Со времени событий этих прошло 15 лет. Теперь в Магаданской области лицензии на добычу золота индивидуальным старателям выдают. В Якутии – всё ещё нет…