3. Тяжело в учении

Александра Страйк
 Глава 3
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ

Станислав Мартович был учителем требовательным и строгим, принципиальным и бескомпромиссным. Оттого в школе «двоечники» его боялись, а «отличники» трепетали, но те и другие уважали. При его словах «К доске пойдёт…» класс замирал так, что было слышно пролетающую муху, а после того, как «жертва» была выбрана, по рядам прокатывался облегчённый выдох. Невыученное правило или невыполненное домашнее задание грозило не вызовом родителей в школу и записями в дневнике, а дополнительными занятиями после уроков либо «двойкой» в журнале.
 
Его скрипуче-медленное «Эт-то по-нят-но?!» никогда не терпело возражений и отрицаний. Это выражение стало визитной карточкой учителя и не раз обыгрывалось учениками в различных школьных сценках и художественной самодеятельности. Было у учителя и ещё одно любимое выражение – раскатистое «зар-р-раза», которое означало все известные ругательства. Хоть учитель и старался произносить его редко и тихо, но оно не могло ускользнуть от внимательных учеников и быстро превратилось для него в имя собственное. Так прозвище «зараза» прилепилось к Станиславу Мартовичу на долгие годы.

После скандального увольнения из школы, он возненавидел красивых, но глупых учениц и всякий раз старался избегать репетиторства с ними. Катя была отнесена именно к этой категории, но её простота, граничащая с дерзостью, вызвала интерес у бывшего учителя.
 
К удивлению, не смотря на всю несобранность  и непослушность ученицы, ему было легко работать с ней. Заниматься с глупыми ученицами ему никогда не хватало терпения, а с успешными было скучно. Совсем другое дело обстояло с Катей. Нет, она не относилась к золотой середине. Она была дерзким исключением из правил.

Она единственная из всех учениц спорила с ним и нагло игнорировала его правила. Опоздания стали её нормой. Но эта хитрюга всегда придумывала такие задушевные отмазки, что наказать её не представлялось никакой возможности, только разве что чуть-чуть пожурить.

- Посмотрите, что я вам привезла! – опоздав, Катя ликующе ткнула в лицо учителю букетик незабудок.

Станислав Мартович, поморщился и отмахнулся от букета, но только хотел открыть рот, чтобы отчитать свою ученицу, как та принялась так тараторить, что не дала ему шанса вставить даже слова:

– Я не смогла проехать мимо такой красоты! Представляете, там целое поле превратилось в настоящее голубое море. И вдруг мне пришло в голову, что вам непременно надо посадить у себя в саду такие незабудки.

Она, не обращая внимания на учителя, по-хозяйски взяла невысокую вазу из серванта, и, наполнив её водой, опустила в неё цветы.

- Какая красота! – лицо ученицы растянулось в милой улыбке.

- Вы опоздали… - наконец-то попытался сделать замечание учитель.

- А в лесу, наверное, ландыши уже зацвели, - мечтательно произнесла она, воздев глаза кверху, не слыша учителя.

- Так, хватит! Цветочки-лепесточки, пестики-тычинки! Вы итак опоздали, давайте не будем отвлекаться, а приступим к занятиям, - строго прервал её Станислав Мартович.

Но не только опозданиями грешила нерадивая ученица. Она нагло игнорировала и домашние задания и тоже находила этому много причин.

- Я сочиняла стихи! – однажды гордо заявила она, зная, что учитель любит поэзию и явно заинтересуется неожиданным хобби своей ученицы.

- Да, что вы?! – всплеснул руками на очередную отговорку он. – Так прочтите же ваши вирши, сделайте милость.

- Чем тяжелее жизнь – тем выше каблуки! Темя ярче мои волосы и губы! – гордо отрапортовала Катя.

- Я смотрю, у вас жизнь крайне тяжёлая, - кивнув на её туфли на тонкой и длинной шпильке, заметил Стас.

Катя, конечно же, умела заговаривать зубы, но и Станислав Мартович был боец стойкий и не отступал от своих принципов, поэтому держался с ней строго, а иногда даже срывался на грубость. Но для Кати либо все ругательства учителя были как с гуся вода, либо у неё было отличное чувство юмора, и она вместо того, чтобы обижаться, смеялась, чем очень удивляла Станислава Мартовича.
Правда, иногда их занятия прерывались словесной перепалкой, и порой язвительно-жгущей.

- Правильно надо писать «пожарный», а не «пожарник»! - кричал Станислав Мартович. – Эт-то но-нят-но?!

- Какая разница? – равнодушно спрашивала Катя, чем ещё больше выводила учителя из себя.

- Одна даёт, другая – дразнится! – отвечал он ей в рифму. – Пожарник – поджигает, пожарный – тушит.  Уяснили разницу? Повторяю для косомозгих: по-жар-ный! И вбейте разницу  в свою пустую голову!

При этих словах Станислав Мартович даже попытался постучать своим указательным пальцем ей по голове, но ученица увернулась и запротестовала:

- Попрошу без рукоприкладства! Это в наш договор не входило. По голове вообще бить нельзя! Так можно и дурочкой стать.

- А если бить по заднице, то что? Гадить где попало начнёте? – хмыкнув, предположил учитель.

- Я требую уважения к своей персоне! Не забывайте, что я – всё-таки женщина, – наигранно произнесла Катя, заметив, что учитель расположен к шуткам.

- Женщина она,.. - передразнил её Станислав Мартович. – Это не аргумент.

- Зато козырь! - дерзко подмигнула учителю ученица.

- Господи! У меня уже мозоль на языке, а вы всё никак правило не запомните, - то и дело сокрушался учитель.

- Да что вы меня всё время заставляете зубрить правила? Пишу-то я правильно! Так зачем засорять мозг ненужной информацией? Вот вы прошлый раз целый день ходили и твердили стишок: «Очень-очень странный вид: речка за окном горит, чей-то дом хвостом виляет, песик из ружья стреляет, мальчик чуть не слопал мышку, кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, воробей схватил зерно, да как крикнет, улетая. Вот что значит запятая!» А знаете, почему вы помните стишок, который прочитали 35 лет назад в журнале "Весёлые картинки", но не помните, куда положили ключи от дома? Потому, что ваша память забита совершенно ненужной информацией!

- Да у вас, я смотрю, голова совсем ничем не забита, - огрызнулся учитель. - Как пришли ко мне бестолковой, так ей и остались.

- Каков учитель, таков и ученик, - буркнула Катя.

- Нет, Ваше Величество, мне до вас далеко! Придётся слишком долго опускаться.

Не найдя, что ответить, Катя надула щёки и запыхтела, как самовар, уткнувшись в тетрадь.

- Ну, что зависли? Что молчим? Ошибки не видим? – подгонял Катю Станислав Мартович.

- Компьютер на системные запросы не отвечает, - бросила в ответ Катерина на тему «зависа», продолжая тщетно искать у себя в тексте ошибку.

- Я сейчас ремень сниму и быстро поставлю вас в позу перезагрузки, - тут же нашёл, что ответить учитель.

Катя, закрыв лицо тетрадкой, расхохоталась так заразительно и от души, что учитель тоже хихикнул пару раз.

Смешливая ученица переломила своего учителя, и тот на глазах становился добрее и веселее, под стать Кате.

- Вы что здесь мне начеркали? – ткнул он пальцем в тетрадь Кати.

- Ничего не начеркала, - оправдывалась она. – Просто подчеркнула главные члены предложения.

- Сказуемое подчёркивается двумя линиями. Двумя! – он потряс перед ней двумя пальцами.

- А я как?! Я двумя и подчеркнула! – в ответ сорвалась ученица.

- Не двумя, а тремя, - ткнул снова учитель в тетрадь и, смягчив голос, обиженно добавил: - «Адидас» мне какой-то нарисовали.

Катя, откинувшись на спинку стула, рассмеялась.

- Катюша, вы так озорно смеётесь, что мои соседи могут подумать, что я с вами здесь развлекаюсь, а не занимаюсь, - заметил он, улыбаясь в ответ на задорный смех ученицы.

Окно же на всякий случай прикрыл.

- Над чем задумались, Ваше Величество? Не знаете, как пишется слово «троллейбус»? – предположил Стас в очередной раз, заметив, что Катю терзают непонятные сомнения.

- Нет, я просто подумала, а кто такой «цуцик», и почему он больше всех мёрзнет?

- Цуцик – это щенок, - принялся спокойно объяснять учитель, но, вдруг спохватившись, забранился, поражаясь несобранности ученицы: - Катя, мы с вами энциклопедию «Хочу всё знать» будем листать или готовиться к поступлению в институт? О чём вы думаете?! У вас мыслей – что макарон на тарелке! И в том же порядке.

- Ну, вы же сами диктуете мне: «Я, замёрзший как цуцик, ждал троллейбуса…», вот я и подумала…

- Думайте лучше над домашними заданиями. А вы нередко их игнорируете. Чем дома занимаетесь, Ваше Величество? С холопами в карты играете?

И Катя снова залилась хохотом. Насмеявшись, она жалостливо попросила:

- Может, мы немного передохнём? А то я что-то устала от ваших диктантов.

- Давайте сделаем перерыв, - согласился учитель и гостеприимно предложил: - Что вы обычно пьёте: чай или кофе?

- Кофе.

- У меня вы будете пить цикорий, он полезнее, - по-хозяйски решил учитель.

Катя скривила физиономию, давая понять, что не любит этот напиток.

- А можно чего-нибудь покрепче? – лукаво спросила она.

- Покрепче? - удивился Стас. – Ну… разве что только орехи.

И снова – Катин хохот и улыбка на лице учителя.

Но одна мысль постоянно не давала покоя Станиславу Мартовичу. Какой-то странной была его ученица: то делала абсолютно примитивные ошибки на уровне начальной школы, а то вдруг с лёгкостью справлялась с тяжёлыми заданиями.

«Почему так происходит? – терялся он в догадках. – Либо она выполняет упражнения наугад, либо водит меня за нос. Но я её, зар-р-разу, выведу на чистую воду!»


Продолжение http://www.proza.ru/2015/03/23/1942
Начало истории: http://www.proza.ru/2015/03/23/1933