Культура Древнего Мира. Лекция

Лекторий
                План.

1. Культура Древнего Востока и ее черты.
 а) Древний Египет.
 б) Древняя Индия.
 в) Древний Китай.

2. Древнегреческая  культура.
 а) мифология как форма общественного сознания.
 б) стихийный матриализм милетских мыслителей.
 в) софисты:человек мера всех вещей.

3. Великие философы-систематизаторы Греции.
 а) Сократ как основоположник этической философии.
 б) Пифагор и идеалистическое учение Платона.
 в) Аристотель и его социальная этика. 

4. Философские учения заката Римской империи.
 а) стоицизм как этика социального умирания.
 б) скептицизм и эпикуреизм.
 в) Неоплатонизм как переходная ступень к средневековой культуре.
   




Начиная с древнего мира культура становится самостоятельным предметом философского осмысления, выступая здесь как совокупность навыков, умений и результатов деятельности человека.

         1. Культура древнего Востока и ее общие типологические черты.
               
         
           Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой, взаимопроникновение шло постоянно. Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле они и не являются «Востоком», типологически также должны быть отнесены к древневосточной цивилизации, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.

   В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в. Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру.


                а) Древний Египет.
               

     С V тыс. до н.э. и до начала I в. до н.э.  – т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация Египта. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох. Древняя культура зиждилась на тотемизме. Звери  считались священными, их держали  при  храмах,  отдавали   им  шану,  а  после  смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Среди египетских богов верховным  считался  бог  Солнца  Ра,  которого  часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался  "сыном  солнца".

    В Новом Царстве расцвела  архитектура  храмов.  В  то  же  время  широко проводилось сооружение  святилищ  (храмов).  Самыми  известными  были  храмы Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив. В конце III - начале II тысячелетия до н.э., в Египте и Вавилоне,  В таких памятниках письменности этой эпохи, как "Песнь арфиста", "Мемфисский богословский трактат", "Беседа разговаривающего со своей душой" наряду с описанием религиозных ритуалов звучит и их критика, сомнения в существовании загробной жизни, высказывается недовольство общественными порядками, появляются отдельные робкие научные рассуждения, например, о воде как материальном первоисточнике всего существующего. Однако все это были лишь смутные и еще не оформленные в систему взглядов материалистические догадки.

             Значительные достижения египтян в физике,   химии,  медицине,  хирургии. Они  пользовались  десятичной  системой   исчисления,   им   были   известны арифметические  и  геометрические   прогрессии.   Древние   египтяне   умели предвидеть  затмение  солнца,  другие  явления  природы,  особенно   периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.
            Для статусных отношений весьма характерным было равноправие  мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся  требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии  отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры  через  Грецию  и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.


                б) Древняя Индия.


               Первые научно-теоретические взгляды, элементы атеистических и стихийно-материалистических воззрений, еще не сложившиеся в цельные философские школы и течения,  возникли 2500 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.). Согласно  с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны.  В таких памятниках индийской письменности, как "Веды" (священное знание) - сборник гимнов, молитв и жертвенных обрядов, содержащих, однако, и множество материалистических размышлений, "Упанишады" (тайное учение) - комментарии к ведам, (в философском направлении "локоята", признававшем существующим только этот чувственно-материальный мир - лока, и его поздней разновидности - философии чарвака ("чар" - четыре, "вак" - слово, т.е. четыре слова), представители которой считали, что мир состоит из четырех материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня, наряду с религиозным истолкованием целого ряда вопросов отчетливо проглядывает материалистическое объяснение мировоззренческих проблем и явное стремление к открытию истины об окру¬жающем нас мире. Здесь ставятся и обсуждаются вопросы о сущности постоянно изменяющегося мира и его познании, о природе души человека, дается критика ряда религиозных догм и обрядов.

             Существует теория, что  индийские  ученые, которые преуспели по части математики, астрономии, медицины и природоведения,  еще  в далеком  прошлом  опередили  некоторые  открытия,   сделанные   европейскими учеными только в эпоху Возрождения  или  в  нынешнее  время.  Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана  с  традиционными  для нее религиозными и философскими системами. Идеи, характерны для  религиозных верований  древних   индийцев,   вдохновляли   творчество   в   архитектуре, литературе и живописи. Для потомков остались сделанные из  металла  огромные статуи Будды, Брахмы,  Вишну  и  Шивы,  которые  вызывают  удивление  своими колоссальными размерами.

                в) Древний Китай.


            Видное место в истории культуры древнего Востока занимает Китай. Китайская культура по праву считается одной из  самых  древних.  Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр,  сейсмограф, порох,  книгопечатание,  фарфор.  В  области  математики  был  открыт  метод решения уравнений первой степени с двумя и  тремя  неизвестными,  вычисления отношения длины круга и его диаметра. В области  астрономии  китайцы  знали, как высчитывать время затмения Солнца,  сложили  один  из  первых  каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.
    На весь мир  славится  китайская  медицина,  которая  имеет  3000-летнюю историю. В Древнем  Китае  впервые  была  написана  "Фармакология",  впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических  веществ, впервые описали и применили метод  лечения  иглоукалыванием,  прижиганием  и массажами.
    Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л. - почти с  XI  в.  до  н.э.  -  по  XIX  в.  н.э.)-   сложное гидротехническое сооружение с численными  приборами,  интересными  способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения реки Хуанхэ, которую называли «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за её капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы, что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.

          Основные направления в философии которого складываются к 7-5 вв. до н.э. Это - даосизм, моизм и конфуцианство. Основатель даосизма (дао - путь, закон) Лао-цзы писал, что Вселенная есть не что иное, как материя, которая существует и изменяется по определенным законам. "Дао" -невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления каждого индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им (поэтому "дао" иногда сравнивают с "логосом" Гераклита). Однако даосисты, последователи Лао-цзы, в начале новой эры оторвали его от материи и превратили в божество, т.е. материализм Лао-шы превратили в религиозно-идеалистическое учение.

           Моизм - последователи Мо-ди (Мо-цзы), основателя моизма (479-381 гг. до н.э.), преимущественно развивали теорию познания с материалистическим уклоном. По мнению древнекитайских философов-материалистов, мир вечен и представляет собой единое целое, состоящее из пяти материальных элементов: огня, воды, земли, дерева, металла. Таким образом, они стремились объяснить мир из него самого.
        Конфуцианство (основатель - Конфуций; 551-379 гг. до н.э.) в основном было идеалистическим направлением, где говорилось о первенстве небесного дао (небесного императора) над земным дао (земным императором). Здесь единое - "великое начало, способное родить, наделить и погубить" человека - обожествлено в Небе ("Тянь"). Небо - всеобщий прародитель и великий управитель. Краеугольным камнем социальной организации общества конфуцианство выдвинуло понятие "ли" (норма, правило, цере¬мониал) - установленный порядок вещей. "Ли" предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Это учение было официально признанным, т.е. отвечало интересам рабовладельческого общества.
               

        Таким образом, древневосточные культуры поднявшись из первобытных обществ, образовали со временем “территориальные царства”. Постепенно от обработки камня и дерева они перешли к меди, бронзе, а затем и железа. Несмотря на широкое развитие сельского хозяйства, руководящая роль в государствах принадлежала исключительно городам, которые становились центрами государственной власти, науки и культуры. Причем, астрономические знания играли огромную роль в хозяйственной деятельности древневосточных государств, которая зависела от природных циклов. Система храмов и жречество были также включены в систему астрономических представлений.  По типу государственной власти это были деспотические и жестко централизованные гражданские общества, в которых царь или фараон считался посланцем бога на земле.

                2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА.

            Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности,— Древняя Греция (Эллада) и Древний  Рим. Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль древней Греции в развитии культуры. Она выражалась прежде сего в мудрости, то есть в философии.  Маркс писал: «Греки навсегда останутся нашими учителями».             

         В Греции возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н.э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

                а) мифология как форма общественного сознания

        Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществен¬ного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н.э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Причем так, что мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. С другой стороны, фетишизация природных явлений была вызвана слабым развитием производительных сил и бессилием человека перед природой. Памятниками древнегреческой мифологии считаются "Илиада" и "Одиссея" Гомера, сочинения Гесиода "Теогония" и "Труды и дни", отражавшие образ мышления человека родового общества.

          В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это ничто иное как те идеи, которые воплощаются в Космосе, т.е. законы природы, управляющие им. Иными словами, законы природы называются богами; идеальные боги - это обобщение соответствующих областей природы. Итак, с одной стороны, Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало), а с другой - как произведение искусства, что является специфическим античным художественным его пониманием.
   
              Представление греков о мире сводится к представлению о нем как о театральной сцене, где люди - актеры, а  все вместе (мир и люди) - порождение Космоса. Реальная наука для древних греков - это всегда практика, поэтому они ; не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Еще одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. Здесь нет абсолютной личности, как в Средние века, а в качестве такого абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

       

         б) стихийный материализм милетских мыслителей.

            Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от  мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе_ с тем Европы, - милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете (крупный торговый центр и порт на греческом побережье полуострова" Малая Азия). Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу,   развитый милетскими мыслителями - Фалесом (624-547 гг. до н.э.), Анаксимандром (610-548 гг. до н.э.)   и Анаксименом (2-ая половина IV в. до н.э.), заключается прежде всего в том, что общую первопричину .. всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или "архе" всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве "архе", из чего все возникает и во что все разрешается, "апёйрон", т.е. "беспредельное" - нечто среднее между воздухом и" водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал осно-7" 1юй всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения - в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности в лей самой.

                Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

               В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи, как бы они ни отличались друг от друга, обладают количественной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа - это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер, на что потом обратил внимание крупнейший представитель древнегреческого идеализма Платон.

              Продолжателем милетской школы, в определенном смысле, выступил великий диалектик античности Гераклит (544-484 гг. до н.э.). Учение Гераклита - это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие "логоса" как мировой закономерности - ведущая категория его философии. Известно свыше ста фрагментов из его сочинений, сутью которых является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит считал, что "мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим." Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.

                в) софисты: человек мера всех вещей.

              Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490-420 гг. до н.э.) и Горгий (около 480- около 380 гг. до н.э.). Софистов не без оснований считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. Защищать любую точку зрения становились самоцелью.

              Таким образом, в основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо - это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло - то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали натурфилософские проблемы и основное внимание уделялось психологическим сторонам личности  этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

              Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом - неделимый) - мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Они отличаются друг от друга количественно, т.е. размером, формой, весом и положением в пространстве. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуются личные вещи. Двигаясь в пространстве, атомы сталкиваются, образуют вихрь, в результате которого они соединяются и разъединяются. Отсюда - возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.
Мир по Демокриту, - не хаос случайных явлений, а все причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит вместе с тем отрицал случайность, отождествляя ее с беспричинностью.

             С точки зрения современного исследователя, в философии Демокрита присутствует своего рода статистическая закономерность, описывающая процесс, в котором случайность и необходимость взаимосвязаны и обусловливают друг друга, т.е. мы видим здесь как бы классический пример сочетания необходимости и случайности.

         Таким образом, с уничтожением родового строя и возникновением рабовладельческого происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы. Уже тогда, 2.5 тысячи лет назад существовали два основных подхода, признанных сегодня и философскими, и культурологическими.

            1. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной , жизни люди обязаны богам. Причем, у греков боги - человекоподобны не только по внешнему облику, но и по поведению: требуя подчинения, они не отнимали у человека способности мыслить и судить о чем-либо, включая и саму волю богов.

            2. Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает ее, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Именно таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки, подчеркивая свое превосходство над дикими и необразованными варварами, различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

                3. Великие философы-систематизаторы Греции.

                а) Сократ как основоположник этической философии.               

              На формирование греческой культуры и философии, что в то время было одинаковым по значению,  огромное влияние оказал Сократ (около 470-399 гг. до н.э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из "сократических сочинений" Платона. По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протогора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь явилось то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.
Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он и начинал свою философию с фиксации этического момента, в некоторых ситуациях едва не отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот) и тем самым предельно сближая предметы философии и этики. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики являлся, безусловно, шагом вперед, сделанным Сократом по сравнению с его предшественниками.

       Материалистическая линия атомистов, особенно в лице ее главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы. На формировании философских взглядов Платона огромное влияние оказал его учитель Сократ (около 470-399 гг. до н.э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из "сократических сочинений" Платона. По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протогора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь явилось то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

               
                б) Пифагор и идеалистическое учение Платона

                Следует особо сказать о математическая школе Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи, как бы они ни отличались друг от друга, обладают количественной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа - это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер, на что потом обратил внимание крупнейший представитель древнегреческого идеализма Платон (427-347 гг. до н.э.), в трудах которого нашли нашли логическое продолжение основные философские положения Сократа. Он был самым выдающимся учеником последнего. Учение Платона - первая в истории философии форма объективного идеализма. Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей - миру идей. Земные, материальные несовершенные, преходящие предметы - лишь тусклый отблеск, тень мира идей С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована не на формирование совершенной" личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда и на создание идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной)." Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам, стремящимся к созерцанию красоты и порядка, к высшему благу. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью,  мужеством,  подчинением долгу.  Это  -  качество воиинов  или "стражей" безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал "меру", а высшим из всего, что может существовать на Земле, - справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека, т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

                в) Аристотель и его социальная этика.

             С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик - Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Вечные идеи Платона он считал лишь поэтическими метафорами, пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей - "невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность".По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. (1. С.225,237). Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета. Так, форма кирпича, по его мнению, по отношению к самому кирпичу - форма, а по отношению к форме дома, который из него построен, - материал. Неорганическая природа, сама по себе, - форма, но она же - материал для органической природы и т.д. Лестница форм идет от низшей природы к высшей. На каждой следующей ступени - больше формы и меньше материи. И наконец, есть такая высота, когда форма не имеет материи (здесь Аристотель противоречит сам себе, допуская форму без материи). Это - форма форм, высшая форма, которая, согласно философу, является основой всех существующих форм и высшим совершенством, целью каждого предмета. Поскольку форма предмета - это его мысль, то форма форм, по его мнению, - смысл всей действительности. атомистической теории (реальном бытии отдельных изолированных атомов), характеризуется полным отказом от социального активизма. Отдельный человек (как отдельный атом), а не общественное целое, - отправной пункт эпикуровской этики. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает здесь индивидуальной этике. Индивид - первичен, все общественные связи и отношения людей зависят от отдельных лиц, их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Таким образом, общественный союз - не высшая цель, а лишь средство для личного благополучия индивидов (полная противоположность платоновской идее идеального государства). Высшим же удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа - катараксию, душевный покой и безмятежность, для достижения которых человек должен научиться умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.

               
           4. Философские учения заката Римской империи.

           а) стоицизм как этика социального умирания.

           Другим течением эллинистической культуры был стоицизм, который возник в начале III в. до н.э. и просуществовал до конца античности, до официального закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Основатель стоицизма - Зенон из Китиона, а его завершитель - Хризипп. Продолжателями этой школы являются Посидоний, Сенека, Марк Аврелий.

           Философия для стоиков - не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Главным же достоинством мудреца стоики считали свободу человека от власти внешнего мира. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Согласно этическому учению стоиков, сущность человеческой свободы заключается в следовании мировой закономерности. Основой человеческой свободы является единство разумного и природного. В том - основа идеальной жизни. Избежать мировой закономерности, т.е. необходимости, человек не может. Поэтому единственное, что ему остается, так это действовать согласно необходимости. Природа для стоика - это рок или судьба. "Примирись с роком, не сопротивляйся ему" - вот одна из заповедей Сенеки. Таким образом, в следовании мировой закономерности и заключается, по мнению стоиков, сущность человеческой свободы. Поэтому истинное счастье человека считали стоики, - в "согласованности" человеческой жизни с логикой мировой закономерности.

          Заслугой стоиков в этой области явилась догадка о роли человеческой деятельности, правда, деятельности разумной, духовной, а не практически преобразующей. Поэтому они не видели социальной обусловленности человеческого поведения. Они знали, каким не должен быть нравственно воспитанный человек, но не знали и не могли указать реальных путей достижения идеала, кроме одного - покончить жизнь самоубийством. В известном смысле, стоическую этику можно назвать этикой умирающей Римской империи, на развалинах которой заканчивало свое существование еще одно направление эллинистической культуры - скептицизм, также зародившийся в античной культуре и философии.


                б) скептицизм и эпикуреизм.

                Наиболее крупными представителями скептицизма были Пиррон (известный как основатель скептицизма), Агриппа, Карнеад, Секст Эмпирик. Искусно использовав мастерство диалектической аргументации и I удачно соединив его с убедительной логической аргументацией, скептики  сосредоточили внимание, в основном, на противоположных определенностях античного философского мышления, на его взаимоисключающих положениях и противоречиях. Собирая и сопоставляя отдельные положения I различных философских систем и факты обыденной жизни, человеческой. практики, скептики выявляли в них противоречия и противоположности. Используя субъективно примененную гибкость понятий, они хотели показать всю сложность решения для человека проблемы: как отличить истинное от ложного, а отсюда возникал вывод о невозможности действительного познания истины.

            Несмотря на то, что эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, в основном, продолжали проблематику прошлых учений, они в известном смысле оригинальны и представляют нечто цельное, решительно отличное от прежних философских школ. Страстно враждуя друг с другом, эти течения, однако, имели общую логику развития, общий предмет исследования - человека, человеческую жизнь, цель которой они усматривали в счастье и спокойствии личности; свою же задачу они видели в определении условий и средств достижения этой цели.

             в) Неоплатонизм как переходная ступень к средневековой культуре.
               
       Противоположная линия в культуре эллинизма представлена неоплатонизмом, основателем которого был; Плотин (202-270 гг. до н.э.), а систематизатором и завершителем - Прокл (410-485 гг. н.э.). Неоплатонизм явился переходной ступенью от древнегреческой к средневековой культуре и выступает в качестве среднего звена, завершившего идеалистические направления античной философии и послужившего одним из элементов в становлении христианской теологии, ее мировоззрения.  Неоплатоническая философия сохраняет содержание античной философии, но в новой, мистической и религиозно-философской форме, выступая своеобразным завершением философии Платона и ее интерпретацией в духе христианской религии единого Бога, являющегося принципом и первоосновой всего существующего.

           В рамках античного мировоззрения это учение было своего рода философским ответом на духовные запросы образованной части римского общества в условиях кризиса, охватившего все стороны жизни - от хозяйства до идеологии. Неоплатоники пытались восстановить ощущение единства Человека и Космоса,  их учение, было своеобразным сплавом мистики и логики. В основе его лежала триада: Единое (совершенный абсолют) и истекавшие из него Ум, Душ а. (Материя - аморфная субстанция (или прямо - зло), которая гасит импульс духовности, исходящий "через Ум и Душу от Единого. Душа, присутствующая в человеке, должна взойти к Единому через состояние экстаза и воссоединиться с ним. Неоплатоники не отрицали существования низших богов и демонов, но концепции Бога-личности у них, в отличие от христиан, не было.
Таким образом, неоплатоническая философия выступила в качестве среднего звена, завершившего античную философию и послужившего одним из элементов схоластической теологии средневековой культуры.

         Отмечая значение античных мыслителей в развитии философии, Фридрих Энгельс, отдавший так много сил осмыслению истории и философии Греции, отмечал «... в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, и процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений».


*  *  *

                Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и проявления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй.
               
                Страной с исключительно высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция.  Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».



 
_______________________________


Отдельные эссе и прозаические миниатюры о культуре Древнего Востока и  Древней Греции, читатель может посмотреть на странице http://www.stihi.ru/avtor/grislis2 - Просвещение.