Рыбка и тщеславный

Виктор Поликахин
В наше время проживал один человек. Довольно таки хороший, по мнению большинства людей, которые его знали. Но иное мнение людей, иное наш внутренний мир о котором не все догадываются. Этот человек был страшно тщеславным. Пока, до времени, тщеславие уравновешивалось его добродушным и незлобивым характером. Он мечтал о подвигах, мечтал о воинской славе, о славе оратора, изобретателя, славе хорошего охотника, бьющего белке в глаз, славе авантюриста, легко ставящего на кон всё своё благополучие, но пока довольствовался славой славного малого, который легко тратит деньги и угощает всех пивом. К чему приводила его эта страсть не буду рассказывать, дабы не отнимать время у драгоценного читателя. Рассказ о другом.
Как то раз на рыбалке этот человек поймал карпа. Карп был большой, и рыбак предвкушал, как он будет хвалиться своей удачей. Но рыба заговорила человечьим языком и переменила все его планы.

- Отпусти меня Василий - славный ты мой человек.

Кажется, Василию бы испугаться и ужаснуться, но в одно мгновение все его мечты вспыхнули в нём самым прекрасным пламенем, как он только подумал, что говорящая рыбка может исполнять желания. И страх и изумление современного человека, который не может верить в говорящих рыбок, бежали от него бесследно. Одно тщеславие и больше ничего помрачало и кружило голову Василию. Он даже не спросил, может ли карп исполнять желания. Говорит, значит может – так повелось у многих людей, воспитанных эпосом и сказаниями о говорящих рыбах.
Как излияния водопада полились в словесном потоке мечты Василия. Карп молча слушал, шевеля хвостом в руках у него. Наконец он сказал, мигнув левым глазом.

- Так и быть Василий, я исполню твои мечты, но знай одно моё условие. Вместе с исполнением желаний я отниму у тебя тщеславие и ты будешь как бы бесстрастным.

- Забирай. – отвечал не подумавший Василий.

Тогда карп мигнул правым глазом, и Василий переродился. Как во сне, когда мы забываем, кто мы такие и живём в воображемом мире, как будто мы всегда в нём жили, так и Василий перевоплотился в великого завоевателя с таким чувством, как будто он всю жизнь был этим самым завоевателем.

Василиас вышел из своего шатра, бросил лёгкий небрежный взгляд на своих придворных и поднялся на возвышение, с которого лучше всего было видно поле предстоящей битвы. Несколько секунд и он без ошибки определил слабое место в диспозиции противника.

- Прикажите коннице ударить в середину левого фланга. Нашей левой фаланге разделиться на две равные части. Первой половине прикажите стоять на смерть. Скажите, что большая часть из них не встретит сегодняшнего вечера. – Василиас мог отдавать подобные распоряжения зная, что армия обожает его и готова умереть за своего царя. – Вторая половина должна перейти в глубину правого фланга и не вступать до тех пор, пока атака конницы не захлебнётся.

Верные гонцы помчались исполнять поручения. Василиас постоял в раздумье и ушёл обратно в шатёр, чтобы недолго передохнуть. Его талант полководца современники часто сравнивали с талантом Александра Македонского, и многие жалели, что время развело этих великих людей и не дало им помериться силами.

Когда Василиас заходил в шатёр, то ему показалось знакомым лицо стражника, но он пока не предал этому значения. Он ненадолго задремал и когда проснулся, то сражение разгоралось. Вторым полководческим талантом этого гения войны была способность управлять войском, когда армия уже смешались с противником и не ясно, где здесь свои, а где чужие. Он достиг этого великой дисциплиной и системой оповещения, разработанной долгим и упорным трудом. С вершины холма он увидел, что теперь у противника ослаб центр.

- Коннице перестать атаковать левый фланг и обрушиться на центр. Резерву правого фланга обрушиться на центр.

Бой закончился,  Василиас бродил среди поверженных людей, мимо него проходили изнемождённые солдаты и приветствовали своего царя. Тогда Василиас вспомнил, кого ему напомнил стражник. Лёгким движением он подозвал своего сподвижника.

- Скажи мне, как зовут воина, который дежурил сегодня возле моего шатра.

- Карпиус.

Подозрения царя усилились.

На следующий день Царь Василиас въехал в город разбитого противника. Он решил остановиться здесь на некоторое время и дать передышку армии. Днём он встречался со своими министрами и давал бесчисленные инструкции, даже находясь в походе Василиас продолжал повелевать и контролировать все, даже самые мелкие дела своей огромной империи. Вечером прибыла огромная делегация из царей и князей покорённых им государств. Все эти люди раболепно уничижались перед всемогущем базилевсом. Управитель города, в котором они находились, предложил переименовать город в Василию.

- Я не против, - равнодушно ответил царь.

- Царь скажите чего-нибудь народу. На улице собралось очень много людей, и все хотят вас видеть.

- Я устал и не буду говорить, но выйду к народу.

Василиас вышел из дворца по галерее, которая переходили в возвышение над дворцовой площадью. Перед ним колыхалось море людей.

- Василиас, Василиас !!!!! – ревело море.

Царь сделал приветственный жест.

- Скажи мне, Карпиуса привели? – обратился он к придворному.

- Да государь, он ждёт вас.

Базилевс прошёл в потаённую комнату, где сидел Карпиус и смотрел на фонтан, в котором плавала золотая рыбка. Когда он вошёл, то Карпиус почтительно склонился и встал на одно колено.

- Встань Карпиус. Попрошу всех оставить нас наедине.

Сановники и охрана вышли.

- Кто ты и откуда.

- Я фригиец.

- Можешь больше не говорить.

Царь с жадностью начал всматриваться в лицо Карпиуса.

- Ты врёшь, ты не фригиец, ты карп, которого я когда-то поймал в реке. Хотя можешь не сознаваться. – Царь подошёл к фонтану и увидел там золотую рыбку. Его мучили сомнения.

- Что ты сделал со мной, Карпиус? Зачем мне моё величие без тщеславия. Оно не радует меня . Это как пресная еда без вкуса, как пустыня. Это пир без еды, музыка без звуков – царь не знал, какие ему ещё подобрать сравнения. -Ты оставил мне все тяжести державного мужа и забрал всё услаждение моего положения.

- Карпиус сделай меня тщеславным. – он упал на колени и обхватил ноги стражника.

– Иначе я велю замучить тебя.

Василиас сразу понял глупость того, что он сказал. Если Карпиус всемогущая рыбка, повелевающая пространством и временем, то даже могущество Василиуса ничтожно перед ним. Если же он простой человек, страх смерти не сделает его всемогущим.

- Хорошо, тогда верни меня в прежнее положение. Умоляю тебя. Умоляю. …Умоляю. ….Умоляю……..

 Карпиус мигнул правым глазом, и всемогущий царь переродился. Он снова стал обычным человеком. Смотал удочку и пошёл домой. Вечером Василий навестил своих старых друзей, которые делали ремонт в новостройке и штукатурили стены. Он принёс им бутылку водки. Друзья отказывались какое-то время, бригадир строго запретил им пить на объекте, но любовь к алкоголю взяла верх, и бутылочка разлилась по пластмассовым стаканчикам. Затем гонец сбегал ещё за одной. Василий привычно начал рассказывать истории про свои похождения, приукрашивая и выпячивая себя.

- Да врёшь ты всё. – сказал ему друг и они подрались. Потом помирились и опять выпили. Василий продолжал брехать.

-  Знаешь, кем я был в армии. Да меня прапорщик боялся. -  В эту секунду он искренне верил, что его боялся прапорщик и мог дать руку на отсечение в доказательство. Потом они заснули.