Огненный таран у села Марьевка

Валентин Котюх
В нашей области идет полным ходом создание туристического кластера. Предлагаются разноплановые туристические маршруты к природным и культурным памятникам, которые интересны в качестве туристических объектов.

 Нам видится, что важно, не забыть маршруты по местам боев в годы Великой Отечественной войны. В туристические тропы в Ольховатском районе необходимо включить, находящиеся недалеко от села Марьевка, две достопримечательности: памятники летчику Михееву и гранитная глыба, установленная на месте неравного боя с фашистами Ольховатского истребительного отряда 19 января 1943 года.


Вначале июля 1942 года 860 ,57, 794 бомбардировочные авиационные полки (БАП) (командиры майор Павел Яковлевич Леонтьев, майор Саломаха, майор Григорий Михайлович Молочников) 221 авиационной дивизии Героя Советского Союза полковника Ивана Диомидовича Антошкина в составе 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта сдерживали моторизированные и танковые колонны врага.  Фашисты рвались к Воронежу и Сталинграду.

Авиационная дивизия одна из первых освоила американские самолеты Б-3 (Бостон-3), которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу через Иран.     В городе Кировабаде (сейчас г. Гянджа Азербайджан) их получали экипажи, осваивали в течение десяти дней и улетали на фронт. Перелет по маршруту Кировабад, Махачкала, Сталинград, Морозовск, полевой аэродром позволял молодым летчикам лучше изучить самолет, почувствовать уверенность в пилотировании бомбардировщиком. 

Во время фашистского наступления в июле 1942 года, экипажи часто без прикрытия истребителей, останавливали фашистов бомбовыми ударами с воздуха, уничтожая живую силу и боевую технику врага.  Наши летчики не жалели жизни, для выполнения поставленных задач. Краснозвездные «бостоны» сбрасывали смертоносный груз на танковые колоны, железнодорожные станции, на переправы через реки Оскол у сел Чернянки и Осколища,  Дон у Гремячьего, Черная Калитва у Россоши.

      Самолеты «Бостон-3» были вооружены только стрелковыми пулеметами калибра 7,7 мм, которые не обеспечивали надежной защиты от огня истребителей противника. Вследствие этого самолеты в боевых операциях несли большие потери. 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители.

   В начале июля 1942 года полки дислоцировались на аэродромах «Воробьевка» и совхоз «Калачеевский», а штаб дивизии находился в селе Гороховка Воронежской области. Ежедневно летчики совершали по два, три боевых вылета уничтожая фашистов бомбовыми ударами и пулеметами.

   Одним из целей авиационных полков был аэродром у села Марьевка Ольховского района Воронежской области.  Фашисты превратили его в перевалочную базу, на которую непрерывно прибывали транспортные самолеты Ju -52 «юнкерсы». Вражеские летчики подвозили вооружение, боеприпасы и горючее наступающей армии генерала Паулюса.

Аэродром был защищен с земли зенитной артиллерией, а с воздуха вражескими истребителями Ме-109ф «мессершмитт» и FW-190 «фокке-вульф», которые постоянно бражировали над аэродромом, охраняя его с воздуха. Взлетая с него пирующие бомбардировщики Ju 88 «юнкерсы» и He 111 «хейнкели», непрерывно бомбили и обстреливали отступающие советские войска, донские переправы, а колонны машин и бензозаправщиков везли боеприпасы и горючее для наступающих танковых армад.

    4 и 10 июля 1942 года бомбардировщики 860 БАП, 57 БАП и 794 БАП совершили налеты на аэродром «Марьевка». Экипажи младшего лейтенанта Гурия Владимировича Сорокина, капитана Ивана Антиповича Базурова, лейтенанта Федора Федоровича Лапшина, младшего лейтенанта Федора Васильевича Мартьянова уничтожили семнадцать самолетов противника, но остановить смертоносную деятельность аэродрома они не смогли.
 
Командование приказывает повторить налет ранним утром 11 июля.  На рассвете три «Бостона" 1-й авиационной эскадрильи 57 БАП нанесли бомбовый удар по аэродрому и сожгли на нем два немецких самолета. Три бомбардировщика 2-й эскадрильи этого полка, наносившие удар вслед за самолетами первой эскадрильи, уничтожили три немецких самолета, но при возвращении были атакованы восемью "мессершмиттами".

 В воздушном бою стрелок-радист Василий Васильевич Рожков сбил один истребитель противника, но и "мессершмитты" повредили самолет. Свою подбитую машину смертельно раненый летчик старший сержант Иван Поликарпович Жариков, посадил на фюзеляж в районе села Даниловки. Домой вернулся самолет старшины Алексея Михайловича Погудина, но и у него в бою было прострелено колесо. На посадке его самолет развернуло, и он врезался в деревья на краю аэродрома.

   
Вслед за первой группой к аэродрому подошли три звена бомбардировщиков 860 БАП. Удалось выяснить, что первое звено бомбардировщиков возглавлял командир первой эскадрильи младший лейтенант Виктор Александрович Михеев (стрелок -бомбардир Степан Васильевич Романчук, стрелок -радист сержант Василий Кириллович Быков).

 В его состав входили экипажи пилота сержанта Николая Ивановича Дивиченко (стрелок-бомбардир Владимир Владимирович Журавлев, стрелок-радист красноармеец Николай Михайлович Мысиков и воздушный стрелок сержант Николай Яковлевич Ежов) и заместителя командира первой эскадрильи лейтенанта Александра Евдокимовича Клименко (штурман эскадрильи Николай Александрович Дымо, стрелок-радист начальник связи АЭ младший лейтенант Иван Михайлович Морозов)

     Второе звено, ввел за собой, командир второй эскадрильи младший лейтенант Павел Егорович Степкин (пилот старший сержант Владимир Андреевич Черепнов, стрелок-радист сержант Василий Семенович Смирнов). Прикрывал его самолет экипаж старшины Захара Ивановича Тютюникова (стрелок-бомбардир старшина Юрий Михайлович Шатуновский, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Владимир Николаевич Гармаш, воздушный стрелок сержант Арутюн (Аруткон в донесении о потерях) Аветисиевич Симонян). 

     Третьим звеном командовал лейтенант Георгий Семенович Цаплин. Воздушным стрелком - радистом с ним летал старшина Степан Алексеевич Ещенко. В его состав входил экипаж пилота сержанта Михаила Степановича Тищенко (стрелок-бомбардир старший сержант Михаил Георгиевич Борховский, воздушный стрелок-радист красноармеец Трофим Никитович Шевченко, воздушный стрелок младший сержант Митрофан Иванович Мулер) и младшего лейтенанта Николая Исааковича Мельника.
 
      В ходе поиска нам не удалось выяснить полные составы экипажей, которые состояли из четырех человек. В полках ощущалась нехватка воздушных стрелков. На этих должностях летали красноармейцы из батальонов аэродромного обслуживания, летчики, штурманы, оставшиеся без самолетов, связисты. Это объясняется тем, что в мае 1942 года во втором Чкаловском (Оренбургском) военном авиационном училище штурманов были сформированы из воздушных стрелков несколько батальонов, которые отправили на сухопутный фронт. Один из них 232 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон защищал воронежскую землю в Репьевском, Нижнедевицком районах на рубеже 117 укрепленного района.
 
     Растревоженные атаками 57 БАП фашисты яростно напали на наши самолеты.  Две пары «мессершмиттов» атаковали их с двух сторон. Экипаж Михеева сбросил бомбы и уничтожил шесть самолетов, но и сам был подбит, летчик Михеев и стрелок - бомбардир Романчук убиты.   Сержант Быков взял на себя управление самолетом и сумел его посадить в четырех километрах от аэродрома и этим спас жизнь себе и воздушному стрелку. Самолет Михеева и останки летчика нашли в восьмидесятые годы и установили памятник недалеко от падения самолета на опушке леса. Память о нем хранится в музее Марьевской общеобразовательной школе. Виктор Михеев родился в 1918 году в городе Грязи. Отец Александр Петрович жил в доме №5. (улицы донесении нет). Степан Романчук родился в 1915 году на станции Романово в Житомирской области. Жена Любовь Александровна проживала в городе Новосибирске на улице Тульская №375.

     Экипаж младшего лейтенанта Степкина второй раз бомбил аэродром «Марьевка».  Он вел самолет на бреющем полете до границ аэродрома. А над целью набрал высоту триста пятьдесят метров, сбросил бомбы и уничтожил пять самолетов. Зенитной артиллерией самолет был поврежден. Вышла из строя вся гидросистема, тяжелое ранение получили стрелок–радист и воздушный стрелок, но он сумел дотянуть до своего аэродрома.
 
      На подлете к аэродрому, очередь фашистского истребителя ударила по левому крылу самолета Дивиченко.  Самолет задымил, но не свернул с заданного курса. Не смогла остановить раненый самолет или хотя бы заставить свернуть его с выбранного пути и зенитная артиллерия врага.

 Стрелок-бомбардир Журавлев поймал в прицел длинные ряды аккуратно выстроенных немецких самолетов и сбросил бомбы на цель. Летчик Дивиченко выводит бомбардировщик из глубокого виража, набирает высоту.  В люке осталось еще две бомбы. Пламя не удалось сбить, и оно все сильнее охватывает машину. От едкого дыма стало трудно дышать, но экипаж решает идти на второй заход.

 «Мессершмитты» ведут огонь с дальнего расстояния, не решаясь, приблизится к самолету. Воздушный стрелок Ежов, ведший непрерывный огонь по самолетам противника, убит. От очередного попадания становится ясно, что самолет смертельно ранен. Нажав кнопку переговорного устройства и передатчика Дивиченко крикнул: –Все!!! Прощайте, хлопцы! Тараним гадов! И направил бомбардировщик на колонну вражеских автоцистерн с горючим. Последние слова командира услышали экипажи других самолетов.

В вечернем сообщении Советского информбюро от 20 июля 1942 года говорилось: «Геройский подвиг совершил экипаж самолёта под командованием лётчика-сержанта Дивиченко. При бомбардировке вражеского аэродрома советский самолёт был подожжён огнём зенитной артиллерии и истребителя противника. Объятый пламенем, самолёт с бреющего полёта продолжал уничтожать немецкие самолёты, находившиеся на аэродроме.  Когда были израсходованы все боеприпасы, и стало ясно, что спасти самолёт уже нельзя, тов. Дивиченко принял решение нанести врагу последний удар и направил машину на колонну автоцистерн с горючим. Лётчики, участвовавшие в этом налёте, видели, как поднялись огромные клубы дыма и огня горящих автоцистерн.

 Смертью храбрых погибли сталинские соколы сержант Дивиченко, штурман Журавлёв, стрелок-радист Мысиков и воздушный стрелок Ешов. Советский народ всегда будет помнить героев-лётчиков, до последней минуты своей жизни боровшихся за Родину» (правильно Ежов. По нашему мнению, ошибка, умышленная из-за того, что он был тезкой наркома НКВД Ежова. В наградном листе на орден «Красного Знамени» и в донесении о потерях фамилия Ежов Удалось выяснить, что родился он в Пензенской области на станции Рамзай в 1919 году. Его жена Анна Дмитриевна Урядова проживала в городе Пенза улица Пугачевская дом №30 кв7).

 
      Но в этой смертельной схватке экипаж Дивиченко не погиб. Александр Семенович Абрамов в своей книге «Мужество в наследство» приводит воспоминания стрелока-бомбардира Владимира Владимировича Журавлева:

 «Когда командир крикнул, что идем на таран, самолет уже несся на колонну вражеских автоцистерн. Я мгновенно нажал на боевую кнопку – к земле ушли последние две бомбы. И тут я потерял сознание. Очнулся, видимо, от острой боли в пояснице. Удивила тишина; уже потом догадался, что заложило уши – контузия. Довольно скоро слух вернулся. Сначала я услышал сухой треск – горел наш самолет. Отстегнул привязные ремни, дополз до кабины командира. Коля был в полусознательном состоянии: с поникшей головой он недвижно висел на ремнях. Потряс его за плечо раз-другой.

Он глубоко вздохнул. Жив! Быстро помог ему освободиться от привязных ремней и выбраться из горящей машины. Николай Мысиков вылез сам. Он сбивал с одежды пламя, катаясь по земле. Я с командиром поспешил ему на помощь. Потом нашли в кабине убитого Ежова, решили похоронить. Но в это время неожиданно показался немецкий мотоцикл. Мы быстро укрылись в овраге и видели, как к догоравшему бомбардировщику подъехали гитлеровцы, поглядели, о чем-то посовещались и тотчас укатили. Видимо, они решили, что весь экипаж сгорел. Через несколько минут самолет взорвался.

Меня часто спрашивают: каким чудом вы уцелели? Дело в том, что сброшенные мной последние две бомбы взорвались прямо под самолетом, с ними одновременно рванули и автоцистерны с бензином. Поэтому взрывная волна оказалась такой огромной силы, что бомбардировщик, как щепку, отшвырнуло в сторону. Он пронесся по верхушкам деревьев метров сто и свалился недалеко от оврага. Крылья сломались, но смягчили удар. Так наши собственные бомбы спасли нам жизнь».

 
  23 июля 1942 года газета «Комсомольская правда» рассказала читателям о бессмертном подвиге комсомольского экипажа.   Через семь дней летчики вернулись в часть. О чудесном спасении «Комсомолка» сообщила 7 августа двумя статьями на передовой странице газеты «Подвиг четырех комсомольцев» и «Огненный таран четырех смелых».   Подвиг и чудесное спасение экипажа вдохновили Демьяна Бедного на стихотворение «Гордость комсомола», которое 18 августа 1942 напечатала «Комсомольская правда»:

В бензинный бак вогнал снаряд фашист проклятый,
Бомбардировщик наш, весь пламенем объятый,
Его геройский экипаж
 Направил, совершив предсмертный свой вираж,
На вражий эшелон автоцистерн с горючим
 Но вихревым толчком могучим
 Фашистской сволочи назло
 Горящий самолет в тыл вражий отнесло.
Из четырех бойцов в живых осталось трое.
Со скорбью о своем товарище-герое
 Они сквозь вражий фронт пробились в свой отряд.
Глаза их молодой отвагою горят.
Бойцы, видавшие уж смерть перед собою,
С отвагой прежней рвутся к бою!
Юнцы, давно ли вы оторваны от школ?
Но уж венчает вас бессмертья ореол!
Любви к вам всей страны не выразить словами!
Приветствуя своих птенцов, гордится вами

 За этот подвиг весь экипаж летчика Дивиченко награжден был орденами Красного Знамени.    Не вернулись с боевого задания после налета на аэродром «Марьевка» экипажи старшины Захара Тютюникова и сержанта Михаила Тищенко. 
   
     Разъярённые постоянными атаками фашисты 12 июля нанесли штурмовой удар по нашему аэродрому «Воробьевка».  Под бомбежкой, спасая свой самолет, младший лейтенант Степкин под огнем противника взлетел и вывел его на другой аэродром. Самолет старшего сержанта Черепнова сумел взлететь под носом у врага, но сразу был атакован тремя МЕ-109, которые подожгли его. Раненый в руку и ногу летчик, сумел посадить горящую машину и спасти жизнь экипажу. После вражеского налета оставшиеся самолеты и часть летчиков 860 БАП были переведены в 57 БАП, а другие отправлены на Дальний Восток в часть, которая перегоняла американские самолеты через всю страну на фронт.

   Самолет пилота Дивиченко, который стал воевать в 57 БАП 21 декабря 1942 года в ходе удара по станции Тацинская был подбит огнем зенитной артиллерии. На нем были повреждены рули высоты и направления. На подбитый бомбардировщик накинулись три истребителя противника. Отражая их атаки стрелок-радист сержант Сергей Иванович Мельников и воздушный стрелок сержант Иван Егорович Егоров сбили один "мессершмидтт», но и сами были ранены. Летчик Дивиченко продолжал вести плохо управляемый самолет. "Мессершмитты" подошли вплотную к беззащитному самолету и огнем отбили у него хвост и смертельно ранили летчика Дивиченко. Уже над линией фронта самолет начал падать. Штурман Журавлев выбросился на парашюте и спасся, остальные члены экипажа погибли. В 1985 году в станице Обливская, где погиб Николай Иванович ему установлен памятник. В честь него названа одна из улиц станицы. Отважный герой родился в 1922 году в Сталинской (Донецкой) области в Александровском районе на хуторе Викено.

  Штурман Владимир Журавлев прошел всю войну. Совершил сто пятьдесят боевых вылетов. Его грудь украсили ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени. В начале шестидесятых годов Журавлев работал штурманом-испытателем вертолетов генерального конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Здесь судьба его вновь свела с воронежским краем.

 Опытный штурман Владимир Владимирович участвовал в экспериментальном рейсе на вертолете Ми-10. На Воронежский авиационный завод он транспортировал комплект крыльев для сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Размеры крыльев не позволяли перевезти их ни по железной дороге, ни по шоссе, ни по реке, а весили они шесть с половиной тонн. Крылья прикрепили к днищу машины и вертолетчик вел ее по наземным ориентирам. Этот уникальный перелет был благополучно завершен за несколько часов. 

  В ходе поиска не удалось выяснить судьбу красноармейца Николая Мысикова. Известно, что он родился в 1919 году. Со школьной скамьи в 1939 году ушел в армию. После тарана был переведен в другую часть, где его следы теряются.
Сейчас о воздушных боях у села Марьевка напоминают вырытые капониры для самолетов в лесу, памятник летчику Виктору Михееву, установленный в нескольких километрах от места его гибели в восьмидесятые годы и ежегодно бывшая аэродромная земля продолжает отдавать людям весной и осенью россыпи гильз от снарядов и крупнокалиберных пулеметов, осколки бомб, спрятанные в ее недрах.

Хочется верить, что и в 21 веке найдутся энтузиасты, которые отметят на туристической карте области место первого огненного тарана, в виде памятного знака и туристического маршрута памяти героев.


на снимке летчик Виктор Михеев. Погиб. но до сих пор не увековечен.