Занимательная философия

Лена Быданцева
               
Как  же  всё  же  произошла  жизнь  на  земле?  С  первой  случайной  молекулы  случайно  возник  человек?  Сначала  жизнь  зародилась  в  воде,   примитивная  жизнь  с  самыми  примитивными  потребностями:  еда,   выделение,   размножение.  Нет  ни  голоса,  ни  слуха,  ни  рук,  ни  ног,   нет  крыльев,  много  чего  нет.  Но  нет  и  потребности  всего  этого  иметь.  Что  же  побудило  первых  обитателей  водоёма  выйти  на  берег?  Выросли  лапки,   появилось  лёгочное  дыхание?  А  может  раньше  появилось  желание  и  любопытство?  Постепенно  природа  изменяла  внешний  вид  по  желанию  особи.  Самые  любопытные  взмывали  в  высь,  становились  птицами.  Наиболее  спокойные  набирали  вес,  искали  себе  прибежище  на  земле.  Другие   прятались  в  глубине  её.  А  находились  и  так,  чтобы  смелые,  не  очень  спокойные,  не  особо  любопытные   они  и  застряли  в  промежутках:   не  рыба,  ни  животное,  ни  растение.  Это  летучие  мыши,  киты,  страусы  и  растение  росянка,   да  и  лягушка  может  жить  и  там  и  тут. 
Для  обороны  у  них  вырастали  рога,  копыта,  иглы,   для  защиты  менялась  окраска,  вырабатывался  вонючий   газ  или   отбрасывалась   конечность.  Животные   научились  строить  себе  убежища:   норы,  гнёзда,  берлоги.   Они  научились  впадать  в  спячку  или  улетать  на  зимовку   в  дальние  страны.  А  кто  научил  их  всему  этому?   Кто  подсказал?  Жизнь.  Борьба  за  выживание.   Сохранялся  тот,  кто  лучше  сохранил  яйца,  выжил  в  холодную  зиму,  смог  найти  тёплое  местечко.  Многие  животные  вымирали  как  вид,  а  другие  приспосабливались  к  окружающей  среде.    Выживали  те,  кто  был  сильнее,  выносливее,  у  кого  была  теплее   шкура,  мощнее  рога,  крепче  копыта.   Это  доказал  господин  Дарвин. 
А  человек   на  витке  эволюции  остался  беспомощным  и  беззащитным.  Почему  у  него  слабое  зрение,  слух,  обоняние?  Он  не  может  быстро  бегать,  не  силён  физически.  Но  он  умнее  животных.   У  него  не  нора,  а  дом,  не  подкожный  жир,  а  кладовая,  не  шерсть,  а  шуба,  не  клыки,  и  огонь.  Не  труд  создал  человека,  а  огонь.  Лошадь  трудится  не  меньше,  однако  не  стала  она   существом  разумным.  Первая   смелая  и  любопытная  особь  подошла  к  огню.  Огонь  дал  защиту,  дал  тепло,  дал  лучшую  пищу,  но  тем  самым  огонь  лишил  его  потребности  развиваться  дальше   физически.  Зачем  ему  это,  если  он  и  так  при  помощи  огня,  сильнее   всех  животных.  Огонь  предоставил  человеку   возможность  развиваться  дальше.  С  огнём  человек  научился  плавить  олово,  медь,  а  затем  и  железо,  строить  себе  крепкое  жилище,  а  потом  и  надёжное  оружие.  Зачем  ему  острое  зрение,  слух,   тёплая  шерсть,  когда  есть  дом,  оружие.  А  затем  и  животные  стали  служить  человеку,   ибо  искали  у  него  защиты  от  холода  и  голода.  С  человеком  собаке  жить  легче.   Ленивые  и  слабые  волки  переродились  в  собак.  Огонь  создал  человека,  и  первыми  его  взяли  смелые  и  любопытные  особи.  Одна  обезьяна,  если  верить  теории  Дарвина  первая  осмелилась  и  подошла  к  огню,   зажжённому  молнией.  Смелость  и  любопытство  требовало  развитие  мозговых   извилин.  Смелые  и  любопытные   многие   из  них    погибали,  но  оставшиеся   становились   сильнее  соплеменников  и  им  доставались  женщины  для  продолжения  рода  человеческого.  Кто  хотел  выжить,  тот  должен  был  думать,  та  стая  обезьян  пошла  своим  путём.  Она  сделала  ставку  на  развитие  своих  умственных  способностей,  на  развитие  своих  верхних  конечностей.  Человек  физически  слаб,  а  летит  в  небеса  ракета,  плавится  сталь,  высятся  крепкие  дома,  по  проложенным  дорогам   ездят  быстрые  машины.  Человек  -  хозяин  на  земле.  Он  использует  в  своих  целях   животных.   Многих  из  них  он  поставил  себе  на  службу  и  на  потеху (цирк,  зоопарк).  С  развитием  цивилизации   человек  всё  сильнее  отделяется  от  животного   мира.  У  него  больше  возможностей,  возможно,  он  победит  и  смерть,   но  всё  же  у  него  ещё  очень  много  общего  с  животными.  Как  и  животному   ему  нужно  размножаться,   где  то  жить,  укрываться  от  непогоды,  находить  себе  пропитание  и   спасаться  от  врагов.  Он   по  прежнему  должен  воспитывать  своих  детей,   как   делают  это  животные.  В  воспитание  потомства  у  него  участвуют  старший   ребёнок,  как  у  медведя.  И  он  оставляет  своим  детям  наследство,  как  и  жук-скарабей.  И  как   кукушка  иной  раз  подкидывает  своё  потомство  в  чужое  гнездо.  Кукушке  растить  своего  птенца  мешает  собственная   плодовитость,  а  самке  человека  её  разгульное  житьё.  Но,  в  основе  того  и  другого  лежит  нежелание  утруждать  себя чрезмерной  заботой,  ибо  природа   организма   меняется   по  желанию  особи. 
Очень  много  в  поведении  человека  и  животного   есть  общего.  Вот  лишь  основные  принципы.  Человек  как  и  животное  продолжает  метить  свою  территорию.  Животные  свою  территорию  отмечают  особым  запахом,  а  человек  делает  границы,  обозначая  отдельные  государства,   районы,  свою  личную  усадьбу.  Животные  прогоняют  чужаков,  человек  тоже  гонит  их,  иногда  с  помощью  милиции.  Мой  дом – моя  крепость,  говорят  англичане. 
Человек,  как  и  его  далёкие  предки,  ещё  не  разучился  ухаживать  за  своей  половиной,  (самкой),  хотя  эту  прелюдию   он  старается  сократить.  Самки  птиц  в  период  ухаживания  приносят  ей  травинки,  цветные  камешки.  Человек  тоже  дарит  иногда  цветы  и  камешки  в  виде  украшений.  Самец  обычно  заводит  одну  самку,  но  иногда  обзаводится  целым  гаремом  и  борется  с  соперниками.  Человек  тоже  не  прочь  иметь  себе  подруг  больше,  чем  одна.   Другое  дело,  что  подруга  человека  не  хочет  иметь  соперниц.  Хотя  она  тоже  по  примеру  животных  выбирает  себе  сильного  самца,  чтобы  он  смог  прокормить  и  защитить  её  и  её  потомство.  Человек  перед  свадьбой,  как  и  животные  в  период   брачных   игр,   меняющие  свою  окраску  на  более  яркую  и  заметную,  тоже  наряжается.  Глухари  поют  своим  глухаркам  песню  и  в  этот  период  не  видят  и  не  слышат  ничего.   Человек  тоже  поёт  серенады,  и  влюблённый  в  свою  пассию,  не  слышит  разумных  доводов  своих  родных.  Самки  животных  после  рождения  потомства   нередко  забывают  свою  самку,  так  иной  раз  поступает  и  человек.  Живя  в  обществе  человек  не  утратил  те  позы,  приобретённые  далёкими  его  предками   животными.  Он  тоже  стучит  по  столу  кулаком,  как  это  делают  обезьяны,   доказывая  свою   правоту.  Он  тоже  склоняет  свою  голову,  как  признак  подчинения.  Он  принимает  воинственный  вид  и  кричит,  как  самцы  животных  перед  боем  за  самку,  или  за  территорию,   или  перед  боем.  Человек  от  своих  далёких  предков  научился  делать  запасы.  Он  превратил   удовлетворение  своих  потребностей  в  приятное   занятие.  Он   изобрёл  науку  -  кулинарию,  которая  порой  не  столько   помогает  ему,  а  и  разрушает  его  здоровье.  Человек  много  ест,  он  разрушает  свою  печень,  и  упрощает  свой  разум  при  помощи  спиртного.  для  строительства   домов  есть  наука  -  архитектура,  а  одежду  шьёт  ему  модельеры.  Человек  не  только  защищается,   но  и  сам  первым  нападает,  придумывая  всё  сильнее  оружие   для  истребления   себе  подобных.  Может  и  это  он  тоже  унаследовал  от  животных:   случается,  что  голубка,  если  ей  не  понравился  голуб,  то  она  убивает  его.  Для  удовлетворения  своих  потребностей,  которые  уже  перешли  в  разряд  прихотей,   человек  наращивает  производство  техники,  продуктов  питания,  которому  неизменно  сопутствует  всё  большее   увеличение  бытового  отхода.  Природа  загрязняется.   Экология  становится  всё  хуже  и  хуже.  Сознанием  человека  руководят  две  направляющие:  его  бытовые  потребности  и  его  высокая  идея.  Одна  досталась  ему  от  животного  прошлого,  вторую  выработало  сознание. 
Человека  отделяет  от  животного  разум,   который  совместно  с  памятью  образуют   все  чувства  человека:  радость,  злость,  ревность,  эгоизм,  месть,   любовь  т.  д.
Образовались   праздники,  традиции,  связь  поколений.  Память  и  разум  внушают  человеку   чувство  собственного  достоинства,   которое  почти  всегда  руководствуется   он  в  своём  поведении. 
Характер  человека  зависит  от  окружающей  среды.   Жаркое  солнце,  красочная   природа  на  юге   создают  своё  тип  людей:   тоже  горячих,  весёлых,  свободолюбивых.   На  севере  люди  строгие,  выносливые,   терпеливые,  спокойные,  как  и  их  природа.  В  центральной  России,  где  долгая,  унылая  зима  сменяется   тёплым,  радушным  летом,  люди  добрые,  простые,   доверчивые.  Они  радуются  каждой  весне.   Смена  времён  года  вполне   удовлетворяет  их   потребность  в  разнообразии  в  их  жизни.  Летом  они  веселы   и  довольны,  зимой   много  гуляют  и  ждут  весну.  Их  простодушие,  доверчивость  помогла   князьям  закабалить  народ,   люди  считали  себя  уничижительно  Ивашками,   Матрёшками,  быдлом.  Освобождение  в  1861  году  малость   изменило  характер  народа,  но  не  намного.  Революция  в  1917   году  поманила  из  призрачной  свободой,   призрачным  изобилием.  Только  в  России  революция  прижилась,  дала  свои  горькие  плоды.   Во   Франции  и  Германии  она  быстро  заглохла.
Ибо  русские  люди  привыкли  надеяться  и  верить.   Они  слушали  и  боялись.