Солнечное затмение

Валерий Федин
                Солнечное затмение.
      Недавно в школе отменили астрономию. То ли освобождали часы для закона Божия, то ли для современных юных недоучек, не обремененных избыточными знаниями, астрономия – непосильный предмет. После недавнего солнечного затмения я спросил некоторых юношей и девушек, почему происходят затмения. Большинство ответили, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли и иногда загораживают друг друга. Некоторые же вообще не смогли ответить. 
      А мы астрономию «проходили» в выпускном 10 классе. Я же очень любил научно-популярные «пионерские» книги по устройству Вселенной, которые тогда издавались в большом ассортименте, с удовольствием читал их все школьные годы, и для пионера неплохо знал устройство звездного неба.
      Первое солнечное затмение я увидел летом 1947 года. О нем заранее писали газеты, а моя малограмотная бабушка и ее подружки уверяли друг друга, что от Солнца оторвался кусок и летит прямо на Землю. Я не разубеждал их, что с них возьмешь, темные отсталые люди, их лучшие годы прошли под тяжким гнетом царизма.  Зато среди моих одноклассников все прекрасно понимали, что такое солнечное или лунное затмение. По советам  «Пионерской правды» я заранее накоптил несколько осколков стекла, и когда настал исторический час, вдоволь насладился редким небесным явлением. К сожалению, оно оказалось частичным, темный диск луны закрыл лишь чуть больше трети солнечного диска.
      Вообще, 1947 год оказался довольно богатым на небесные явления. В феврале на Дальнем Востоке в районе горного хребта Сихоте-Алинь упал гигантский метеорит. Позже «Пионерская правда» довольно подробно описала его падение. Этот железный метеорит оказался чуть ли не самым крупным в истории Земли. От резкого перепада температур он еще в воздухе рассыпался на множество осколков, которые выпали в дальневосточную тайгу метеоритным дождем на площади около 100 кв. километров. Самый крупный найденный осколок весил больше 1,5 тонны.
      Но самое интересное в моей жизни небесное явление произошло в начале осени того же 1947 года. Мы жили в Саратовском Заволжье, и вот однажды ясным осенним вечером, незадолго до захода Солнца я увидел в западной части неба яркую огненную точку, довольно крупную. Через некоторое время точка превратилась в огненную черточку, та продолжала постепенно разрастаться, увеличиваться в длину.
      Примерно через час черточка превратилась в большую огненную цифру 3. По размеру эта небесная «тройка» в высоту составляла примерно 5-6 видимых дисков вечернего Солнца, в ширину – чуть меньше. Верхняя часть этой «тройки» была точным подобием такой же цифры на тогдашней трехкопеечной монете, с резкими, острыми изгибами. Нижняя часть тоже походила на монетную цифру, но самый нижний кончик ее вытянулся в волнистую довольно длинную черту.
      Все это происходило в полной тишине солнечным теплым вечером на глазах  жителей нашего села Красный Яр, центра Красно-Ярского района. Небесная огненная «тройка» держалась на небе никак не меньше часа и не больше двух часов, я не догадался зафиксировать время, легкомысленно понадеялся на свою пионерскую память. Потом, уже когда зашло солнце, огненная цифра постепенно расплылась, будто ее растрепал ветер, и вскоре совсем исчезла.
      Непонятное небесное явление переполошило мою бабушку и ее подружек, они уверяли, что эта огненная «тройка» означает, что через три года начнется война. Я, как сознательный пионер, в душе посмеялся над этим темным суеверием, но оно помогло мне запомнить год, в котором оно произошло, потому что через три года, в 1950 году, и в самом деле началась Корейская война. Конечно, это чистое совпадение.   
      До сих пор не знаю, что за феномен я видел тем ясным осенним вечером 1947 года. Лет примерно через 25-30 в журнале «Наука и жизнь» я увидел отличный снимок этой огненной «тройки» в вечернем небе. Кто-то, дай Бог ему здоровья, сумел сфотографировать удивительное явление. Однако подпись к снимку ничего не разъясняла, в ней говорилось, что это, скорее всего, болид.
Смею заверить, что никаких явлений, сопутствующих болиду, я тогда не наблюдал. Обычно болид проносится по небу в течение нескольких секунд со страшным грохотом. Здесь же небесная цифра появлялась постепенно, в течение не меньше часа, и держалась на небосклоне еще примерно час. И – никакого грохота, никаких взрывоподобных звуков. Так что это могло быть чем угодно, только не болидом.
      Сейчас общий интеллектуальный уровень граждан демократической России упал до суеверных представлений моей темной, малограмотной бабушки, и теперь эту огненную «тройку» безоговорочно признали бы за очередное НЛО с зелеными человечками. Но, как говорил 1500 лет назад блаженный Августин, не следует изобретать новых сущностей, а надо объяснять наблюдаемое известными научными законами.
      На мой взгляд, эта огненная небесная «тройка» - результат испытаний первых советских баллистических ракет. Наши ракетчики тогда интенсивно экспериментировали с немецкими баллистическими ракетами ФАУ-2. Часто происходили «демонтажи» при пусках. Вполне возможно, что мы тогда наблюдали результат одного их таких неудачных пусков. Можно допустить, что какой-то крупный обломок ракеты долго планировал в верхних слоях стратосферы и оставлял за собой нечто вроде иммерсионного следа, который в лучах заходящего солнца казался огненным. Другого объяснения я за 70 лет придумать не смог.
      Что касается НЛО и зеленых человечков, то, да простят меня уфологи, я в них не могу поверить. Не считая чисто энергетической невозможности межзвездных путешествий, против НЛО выступает и статистика. Обычно НЛО «видят» случайные люди, которые никогда не занимались систематическими наблюдениями за небо. Просто, якобы, шла тетя или ехал дядя, и вдруг перед ними вырос НЛО. Так не бывает. Я с детства много и систематически наблюдал за небом, особенно за ночным. В молодости я занимался спортивным туризмом, и мы в частых и долгих походах по ночам часами изучали звездное небо. В более солидном возрасте я часто выезжал на рыбалку и на охоту с ночевками в самых разных регионах нашей великой державы, и тоже долгими часами изучал ночное небо. И ни разу, НИ РАЗУ, не видел ничего, хотя бы отдаленно напоминающего НЛО или зеленых человечков.
      Так что я никак не могу поверить, что случайная тетя или подвыпивший дядя сталкивался с представителями неземных цивилизаций. Такие рассказы – плод зомбированного воображения малограмотных или славолюбивых людей с нездоровой психикой.
      Второй раз я видел солнечное затмение 20 марта 2015 года. На этот раз выпал редкостный для хмурого Подмосковья безоблачный день и ущербный солнечный диск отлично просматривался в обычные темные очки.   
Пару раз в жизни мне посчастливилось наблюдать лунные затмения, но они не произвели на меня сильного впечатления. Просто наш небесный спутник вместо обычного золотистого цвета постепенно стал темно-красным, - явление совершенно не эффектное.
      Еще одно удивительно небесное явление я видел в шестидесятых годах прошлого века на Алтае. Тогда ночное небо над Горным Алтаем вдруг стало медленно переливаться неплохо видимыми сполохами темно-красного цвета, и это продолжалось около часа. Эти темно-красные тусклые сполохи наблюдала вся наша туристская труппа из 16 человек. Я сразу же предположил, что это – отголоски полярного сияния, каким-то образом занесенные на Алтай. Но мне никто не поверил: полюс вон где, а тут Алтай. Так и жил я много лет с затаенным в душе воспоминанием о нивесть как  попавшем на Алтай отблеске полярного сияния. Когда я пытался говорить об этом, - мне просто не верили.
      И лишь недавно, кажется, уже в 2015 году, я увидел в Интернете снимки точно таких же темно-красных сполохов в ночном небе Подмосковья. Выходит, полярное сияние иногда «на последнем вздохе» все-таки может добраться до неба Подмосковья или Алтая, они ведь находятся примерно на одной географической широте.
      Больше я никогда не видел ничего необычного на нашем небе, если не считать бледного пятнышка какой-то заблудившейся кометы в южной части ночного неба Подмосковья примерно в начале 90-х годов прошлого века.
      А жаль. За мою долгую жизнь случилось не меньше десятка солнечных затмений, но каждый раз небо закрывали облака или густые тучи. Несколько раз нам обещали метеоритные «дожди», но опять же небо закрывали тучи. Даже комету Галлея я не видел по той же причине.
      Остается пожелать моим соотечественникам больше удачи, ведь Космос – неиссякаемый источник необычайных явлений.Только при объяснении этих явлений надо помнить совет мудрого блаженного Августина