Бытие определяет сознание

Павел Каравдин
БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ

После беспорядков происшедших в Курчатовском районе Челябинска бюро горкома КПСС призвало челябинцев не поддаваться «на подстрекательские призывы преступных элементов». Видимо, члены бюро горкома забыли марксистскую истину, что бытие определяет сознание, а не наоборот. За несколько дней до Курчатовских событий в одном из овощных магазинов Ленинского района тоже могли вспыхнуть беспорядки, но обошлось. Пока. Но бытие не изменилось.

Так, что же произошло в овощном магазине? Покупательница вступила в конфликт с обсчитавшей её продавщицей. Продавщица, обидевшись, ушла совсем. но ведь у прилавка стояла очередь возмущенных, голодных женщин, уставших после рабочего дня. Эта очередь могла взорваться от малейшей искры. Такой искрой мог явиться любой «подстрекательский» призыв или выкрик,  и подобные взрывоопасные ситуации в наших магазинах возникают ежедневно. До поры до времени взрывов нет. А власти пребывают в блаженном неведении, и не хотят ничего знать.

Одной из причин создания ленинской партии была задача обуздания рыночной «стихии», при которой возникает изобилие товаров, перепроизводство. В программе PKП(б),принятой в марте 1919 года записано: «Перепроизводство... представляет собою неизбежное следствие развития производительных сип в буржуазном обществе».  Следовательно, партия стремилась к отсутствию перепроизводства, т.е. к созданию дефицита. А как это возможно сделать? Весной 1918 г. Ленин написал «Очередные задачи Советской власти», где утверждал «фундамент социализма - требует безусловного и строжайшего единства воли... Но как может быть обеспечено строжайшее единство воли? Подчинением воли тысяч воле одного. Это подчинение может... принимать резкие формы диктата, - если нет идеальной дисциплинированности и сознательности». Значит, сначала дисциплинированность и сознательность, а потом можно ожидать соответствующего бытия. Ленин не заметил, как изменил марксистский тезис на противоположный. Тезис изменить можно, но законы природы нельзя обойти. Как бы мы не призывали к сознательности, её определяет бытие.

Подчинив с помощью массовых репрессий волю миллионов своей воле, Сталин вполне логично заявил, что государство должно выпускать товаров немного меньше потребности, чтобы всё потреблялось без остатка. Но раз дефицит запрограммирован, то неизбежны и очереди, которые мы всё ещё мечтаем ликвидировать. Не устранив причину, не избавиться и от следствия. Система непрерывно борется с перепроизводством. Однажды были в свободной продаже швейные машины, холодильники и телевизоры. Трижды были - лезвия для бритья и мужские носки. Я живу в Челябинске с 1956 года, но ни разу не мог купить, например, кисточку для бритья. Все кисточки покупались мной в других городах (Москва, Ленинград, Минск). Это, конечно, мелочь. Но вся наша жизнь состоит из таких мелочей, вызывающих непрерывное возмущение.

Ленин до 1905 года не знал, какую форму будет иметь власть при социализме. Он понимал, что если все добровольно будут подчиняться диктатору и отдавать всю свою продукцию для «справедливого» распределения этому же диктатору, то никакой иной власти и не нужно. Но, когда в 1905 году возникли Советы, они очень понравились Ленину. Вот то, что нужно диктатору - совещательная власть, Советы. Вы будете давать мне советы, а решать буду я. Так оно и ведется поныне. Советы не имеют власти.

Как ни мучают нас искусственно созданные трудности, мы никак не хотим избавится от диктаторской "плановой" системы бесхозяйственности. Дом не может долго жить без хозяина. В Челябинске на ЧГРЭС-е есть родильный дом, который построен в 1932 году. Дому нет еще и шестидесяти, а он уже не пригоден к эксплуатации. Любой дом разрушается с крыши. И вот, что происходит, когда у дома нет хозяина. В шестидесятых годах в заводском отделе, где я работал потекла крыша. Как на улице дождь, так с потолка начинало капать. Стали говорить об этом на собраниях, прошел год. Наконец, начальник ОКС-а сказал, что будут составлять смету на капитальный ремонт крыши тысяч на двадцать. Я подумал, что банк не пропустит смету, так как здание было еще новым, и залез на крышу. Крыша была в хорошем состоянии, но в одном месте была складка рубероида и дырочка в рубероиде размером с пятак. Я расплавил в консервной банке грамм сто битума и вылил в эту дырочку. Вот и весь мой подвиг. Но крыша течь перестала. К чему я это рассказываю? Да к тому, что я сделал хозяйскую работу копеек на 20 и спас 20 тысяч. Сколько жалоб у нас на крыши и сколько потерянного из-за них жилого и производственного фонда? Был я недавно в Астрахани и был потрясен увиденным. Старый деревянный центр Астрахани буквально истлел, но люди всё еще живут в этих, некогда мещанских и купеческих домах. Затем я побывал в Пензе, где много одно, двух и даже трехэтажных домов дореволюционной постройки. Все они построены из красного кирпича и каждый является архитектурным шедевром. Но на всех разрушены крыши. Дыры, где, закрыты рубероидом, где куском шифера и т.п. По стенам текут дождевые потоки. Дома разрушаются на глазах. А ведь кирпичный дом с хозяином может жить, наверное, вечно.

Павел Каравдин   Написано, видимо, в 1991 году