К вопросу о демократии

Шершень
Хантингтон говорил о конфликте цивилизаций, имея в виду противостояние мусульманского мира христианскому (и постхристианскому) Западу. Но, полагаю, следует посмотреть шире. В действительности, имеет место конфликт между modernity и архаикой (во всевозможных ее видах).

Россия, в 90-х вставшая на путь модернизации, в нулевых, увы, стала сползать в архаику. А в 2014-ом окончательно сорвалась в нее.

Благодаря опросам мы знаем долю носителей архаического сознания – 85%. Т.е. их абсолютное большинство. Оно и не пускает страну в 21-й век.

Архаическое сознание – разложившееся крестьянское, так и не ставшее городским. А Россия вступила в 20-й век с огромным крестьянским населением. Прошлый век не «преобразовал» его в городское, в России так  и не возникло гражданского общества.

Таким образом, архаика перекочевала в 21-й век.

Приходится констатировать, что очередная попытка модернизации, о которой так долго и настойчиво говорили все, кому не лень, провалилась.

Но, если разобраться, она была обречена. Самостоятельно страна не способна выбраться из прошлого – в обществе не достает здоровых сил, демократически мыслящих людей.

Демократии в России не на что опереться, нет твердой почвы. По сути, демократия 90-х - попытка вытянуть себя из болота за волосы по методу барона Мюнхгаузена.
А демократия – отнюдь не институты, и даже не законы, она - особое «состояние умов».

Помните анекдот? Один англичанин – джентльмен. Два англичанина – пари. Три – английский парламент.

Если террористы (не дай Бог) взорвут здание Парламента в Лондоне вместе со всеми депутатами, то, поверьте, через несколько месяцев законодательный орган возобновит работу. Парламентаризм в Британии неистребим.

Демократия существует в западных странах потому, что большинство граждан мыслят и ведут себя как демократы. Они законопослушны. Свое одобрение или неодобрение деятельностью того или иного политика выражают через подачу голосов на выборах. И они не пишут писем своему президенту, если что-то или кто-то их не устраивает. Есть другие способы, чтобы, скажем, привести в чувство зарвавшегося бюрократа. Например, подать на него в суд.

Если бы они мыслили и поступали не как демократы, а как-то иначе, то политические системы их стран либо развалились, либо трансформировалась во что-то иное (диктатуру). 

Что и случилось в России, где институты и законы вроде демократические, а демократии нет.

А ведь России выпал уникальный шанс. Цена на нефть взлетела до небес. Стране никто не угрожал. Наоборот, сочувствовал весь мир (во всяком случае, цивилизованный).
 
За последние годы прибыль от продажи углеводородов составила где-то 3,5 триллиона долларов. Сумма астрономическая.

Что такое триллион? Если футбольное поле сплошь уставить поддонами, а на них поместить тюки в человеческий рост со 100 (!) долларовыми банкнотами, то, как раз триллион и выйдет.

Однако незаработанные деньги сослужили плохую службу – они развратили как верхи (коррупция), так и низы (низовая коррупция, иждивенчество, люмпенизация).
В головах укрепилось представление, что благополучие (относительное) возникает само по себе, из воздуха, без приложения особых усилий со стороны граждан. Но стоило цене на нефть опуститься, как от него (благополучия) остались лишь воспоминания.

Демократия 90-х трансформировалась в форму правления, типичную для неразвитых обществ: диктатор и его окружение - с одной стороны, все остальные – с другой (вожак, его подручные и стая).

Архаическое сознание требует, чтобы наверху сидел царь-батюшка. И ничего здесь поделать нельзя.

Путинский режим, конечно, рано или поздно падет (подозреваю, что поздно). Не поможет и глубоко эшелонированная оборона – в какой-то момент люди в форме примут сторону народа. Но что за ним последует?

Пессимистический сценарий: власть подхватывает кто-нибудь из силовиков. Что означает повторение пройденного.

Оптимистический сценарий: к власти приходят либералы и демократы. Они проводят честные выборы и с треском проигрывают их горлопанам-популистам. В результате страна идет на очередной «штрафной» круг.

Как разорвать его? Единственный выход - привить россиянам демократическое сознание. Их следует взять за руку и вести (готовить) к демократии, как родитель ведет (готовит) ребенка к взрослой жизни.

Роль взрослых призвана сыграть т.н. «позитивная диктатура».
Власть передается кабинету спасения отечества. Действие конституции приостанавливается. Т.е. никаких выборов - разве что на муниципальном уровне в порядке учебы.

Кабинет проводит реформы, в первую очередь - судебную. Для чего привлекаются местные здоровые силы (например, адвокаты) и приглашаются судьи из западных стран. Нынешние же судьи увольняются - все.

Реформы подкрепляются правовым, политическим, экономическим, историческим ликбезом через средства массовой информации, находящиеся в ведении кабинета спасения.

Почему следует начинать с судебной реформы?
Потому что демократия стоит на праве.

Важно, чтобы возникла уверенность, что суд – место, где вас рассудят по закону. Что поспособствует становлению института частной собственности и правовых отношений.  Т.е. замещению в головах граждан архаических представлений демократическими. А, как мы выяснили, важно лишь содержимое голов.

Параллельно осуществляется программа превращения россиян в частных собственников. Разворачивается строительство жилья в беспрецедентных масштабах (план Явлинского). Банки выдают ссуды на строительство под залог пенсионных накоплений, которые пополняются за счет нефтяных доходов (отныне - ни рубля на оборонку). Что выводит ВВП на новый уровень. И т.п.

По мере становления демократии – укрепления демократических институтов, переделывания голов на демократический лад – гражданам России возвращается их демократические права и свободы: выборы законодателей разных уровней, начиная с местных, затем - губернаторов, и, наконец, президента.

Конечно, есть опасность, что «кабинет спасения», войдя во вкус, не пожелает вернуть обществу его права, восстановить действие конституции в полном объеме (когда общество к тому созреет).
 
Здесь уж как повезет. Но неужели в России не найдется нескольких порядочных, честных людей – истинных патриотов, чтобы спасти страну?

История говорит, что такие люди время от времени появляются.
Римский император Диоклетиан отказывается от власти и удаляется в свое поместье, где выращивает капусту. 
 
Джорджа Вашингтона, приведшего Америку к независимости, народ хотел сделать королем. Но тот сказал спасибо и отбыл в свой Маунт-Вернон.

Даже Франко, в конечном счете, передает королю Хуану Карлосу бразды правления. А тот, в свою очередь – парламенту.

Иного пути к демократии у России, боюсь, нет.