К оценке значимости нашего поколени

Юрий Ведяев
               
               
               
               
                Поколение можно оценивать как                героическое,трагическое,романтическое. В жизни нашего поколения было всякое,но я бы в целом назвал его романтическим. Большинство из нашего поколения заканчивают свою жизнь с чувством настальгии о своём советском прошлом.
   Всё навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами..               
      " Уже пришло время ,чтобы подумать о прожитом,о    допущенных  просчётах в жизни, оценить чего мы добились,сопоставляя себя с окружающим миром. Больших планов уже строить не стоит,а скромно оценить сделанное можно",- пишет мой друг Габрусенко Виктор Прохорович из Кургана..
 Я разделяю эту позицию. Прожита большая и не лёгкая жизнь -жизнь детей войны.
  Но вопрос оценки жизни нашего ,(как и любого другого) поколения сложный,НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ.
Его можно раскрыть лишь в определённой степени,  указав  на что мы опирались в своих делах,что мы с сегодняшних позиций считали принципиально важным. И это всё будет только приблизительно.
 Таким образом оценивать нолезность нашей жизни следует по нашем участии и но конечнвм результатам в решении тех наиболее значимых задач,которые ставила перед нами жизнь на разных её этапах..Наиболее значимой, задачей в детстве, в школе была всем понятная задача- учиться. ,Мы учились,но не одно это занятие мы считали главным. Главной была и задача- помогать  Родине обеспечть Победу над фашистской Германией!. Эта задача была главной для всех одна и для взрослых и для детей. На уроке ,те кому пришло письмо с фронта от отца или старшего брата рассказывал его содержание.  Если кому приходила похоронка,мы один урок не учились.
Да ,унас в Сибири и на Урале не проходила линия фронта Великой Отечественной войны,наши отцы и братья воевали в Европе. Они защищали не только свой дом и нас своих детей, своих жён и матерей.,но и всю Родину. А сибирские и уральские дети и их матери как могли на пределе своих сил и возможностей без оружия в руках,но любовью к ним,верой  и колхозным хлебом помогали победить жестокого врага. Мы жили во время войны в деревне,в тылу, видели и ощущали на себе жизнь этого многострадального тыла.
Глядя в то прошлое из дней сегодняшних,можно утверждать,что логика жизни деревенского тыла  в наших краях во многом соответствовала логике жизни на фронте.Мне думается,что там в организации всей жизни и работы руководствовались аналогом приказа № 227("Ни шагу назад") .1942 год. Немцы оккупировали  Украинк,Кубань.. Основными источниками хлеба стали районы Урала и Сибири с менее плодородными землями,с меньшими урожаями. Положение с обеспечением армии продуктами питания и прежде всего хлебрм было весьма сложным. К сельским жителям Урала и Сибири  обратился прославленный полководец Ракосовский. Он призвал крестьян помочь фронту. Он сказал,что работа крестьян не менее важна ,чем действия красноармейцев на полях сражения с гитлеровцами и что без их усилий армия победить врага не сможет. В деревне  в то время  остались  женщины,старики и дети. Они и были основной рабочей силой. Это к ним обращался маршал Рокосовский. И они не подвели. Не подвели дети войны и их мамы. Разве мы не должны гордиться этим?
  Но основная тяжесть войны ,естественно,легла на Красную Армию..
 Наши отцы писали,что они сражаются и умирают в бою прежде всего за нас-за своих детей. Значит это и наш- детей войны- непосредственный вклад в победу. Фронт и тыл тогда жили по одному военному времени. Солдаты с оружием в руках воевали на фронте,женщины,старики и дети-в тылу.  То,что мы-мелюзга  всё,что могли  и делали  для армии здесь в тылу -сеяли,косили ,собирали колоски,молотили,возили,пасли коров,  учились,читали стихи ,пели песни и танцевали перед перебинтованными улыбающимися ранеными в госпиталях - это тоже можно считать нашим вкладом в победу. Этого не забыть.
 Молодые люди1922-23 года рождения были непосредственными участники войны на фронте. Перед ними стояла задача победить любой ценой. И они победили и при этом практически все погибли.  Они перед ценой не постояли.
 Это высшая оценка их деятельности! И отдельных ребят и всего их поколения.. Только из нашей деревни  около 10 молодых ,замечательных талантливых,красивых
 ребят,которых по возрасту и ещё по каким-то причинам не взяли в 1941 году на фронт,шли на самые не мыслимые действия,чтобы добиться своего,предлагая себя  на самые отчаянные роли.И добились. В  1942 году их призвали в десантные части. Они сражались геройски и в  все погибли . Вечная им слава. Геройски погиб на Курской дуге и мой отец. Я всю жизнь горжусь своим отцом.. А мы-мама и мы дети,как могли  в деревне,в тылу выполняли,хоть не большие,но тоже ответственные задачи для фронта.Здесь люди не погибали от пуль,но тоже оказывали помощь воевать и моему отцу и всей армии ,чтобы ей было легче победить. Тогда был вклад каждого  очень важен.
.  Линия жизни у каждого своя,разноя , хотя и во многом у большинства людей нашего поколени она  сходная..Поэтому рассказывая о себе я рассказываю о жизни других и в определённой степени о всём моём поколении.               
 Обшая методика оценки прожитой жизни любого человека:как  справлялся  с  задачами,которые ставила перед ним жизнь .В ногу ли со всеми.
Оценка чаще не формальная,она больше качественная,на уровне суждения. На уровне отношения человека к жизни, его честности, желания и готовности  защищать родину,способности выживать в трудных условиях.
 Буду говорить прежде всего о детстве и юности нашей жизни.


Какие значимые  эпизоды из своей  жизни и жизни других определить  и использовать при  написании такого произведения бывает очень не просто. Но изучение  мемуаров  " более авторитетных" товарищей из нашего поколения показывает,что наша жизнь во многом пр ходило при сходных значимых  эпизодах . Все мы выживали не благодаря ,а вопреки. Мы все если добивались что-то, к чему стремились,то через преодоления серьёзных препятствий различного характера. Я убеждён,что история моей жизни в принципе мало чем отличается от жизни большинства  проедставителей моего поколения особенно во время войны в деревне или в городе.Учились -работали,опять учились и вновь работали.Многие из нас работали в началесвоего детсива. Но по жизни каждый имел в жизни свои особенности,которые отличали его от других.Но это уже другая тема..

Я уже отмечал,что учиться нас никто не заставлял,хотя это не сомненно была важной,видимо, государственной задачей. А задача это была не лёгкой. Не все с ней справлялись одинаково успешно. Детей было много и сама идея учёбы играла роль позитивного организующего начала. У нас не было детской преступности,не было хулиганства.Все учились по-разному,но все были под присмотром учителей. Хочу подчеркнуть,что в 1943-44году-в самые трудные годы войны в начальной школе после второго урока устраивали обед: давали похлёбку,кусок хлеба и чай. Все были рады. Я с благодарностью это вспоминаю и сейчас. Больше на протяжении многих дальнейших  лет учёбы  никто подобной заботы о нас не проявлял. Гореев- генерал армии.проявляя заботу о здоровьи  допризывников ,наряду с улучшении медицинского обслуживания положительно отозвался о введении в сельских школи тогда бесплатного питания и улучшения допризывной подготовки-интересно!.
 Мне тогда казалось,что мы быстро взрослели и взрослые ещё в начальной школе  поддерживали наше взросление и постепенно возлогали на нас  всё большую ответственность.. Нам это нравилось. В наибольшей степени это проявлялось на колхозных работах и в школе на занятиях по военной подготовке. Конечно,время изменяла нас,но
какими  мы сформировались к 8-10 годам, с таким внутренним содержанием  мы и остались. Культурных навыков недоставало,хотя с остротой особой в этом мы не и нуждались. Читать мы хотели читали всё,что попадало. Но книг практически не было ,не было и букварей,бумаги,ручек, мела. Писали на газетах и на различных клочках бумаги..  Позднее я узнал,что и на фронте не хватало бумаги,даже для составления списков погибших и раненых солдат подразделения  и для написания письма домой
.Способности у кого из нас какие были в первом классе-такие примерно и остались навсегда..Даже привычки сохранились.. Мы были суетливыми, непоседливые,всегда спешили и нам никогда не хватало времени.Его не хватает и сейчас.Мы совсем не научились отдыхать и даже понятие отдых не привилось у нашего поколения. Мы люди своего времени и нам кажется ,что его особенности и потребности мы знаем больше других,следавших за нами.По возрасту мы уже отошли от дел и оказались не очень востребованы.Но память не даёт покоя. Мы бы сделали лучше!Странно,но..даже нашим  детям бывает не нужно то,что мы знаем и умеем..И они делают ошибки,которых можно избежать.Может быть так всегда? Какая-то бессмысленная кутерьма.  Нет общей цели, да кажется и смысла жизни ,нет единства,как это было тогда ,нет и должного результата.
Это не наши ошибки- это ошибки уже другого поколенияю.У них своя линия жизни,а у нас своя. Нельзя жить без важной государственной цели. Государство должно это понимать.Этим азам нужно учить с детства.Где патриотизм? Без патриотизма человек в любом возрасте чувствует себя пустым,злобным,безсмысленным.. Этому тоже нужно учить с детства.Нужны хорошие учителя.
 Моя жизнь мне хорошо помнится  с 5 лет,когда моего отца со станции  Макушино мы проводили на фронт.Через пять дней мы-мама,сестра Тамара и я уехали на телеге,запряжённые двумя лошадьми ,в деревню Малое Курейное к родителям мамы. Я хотел остаться и ходить каждый день на станцию встречать поезда и ждать с победой возвращение отца..Я упорно на этом настамвал,но меня какой-то хтиростью уговорили съездить к бабушке в деревню,вроде как поесть там как следует,взять какие-то продукты и вернуться обратно. Уехали и мне удалось вернуться обратно в Макушино только через три года в 8 лет,когда окончил 1-й класс..Живя в малом Курейном  я пытался несколько раз  убежать в Макушино,Лебяжье,заготавливал хлеба,но меня  перехватывали и возвращали обратно,каждый раз причиняя горе маме,Тамаре и дедушке с бабушкой.Приехав в Макушино с разрешения родных  я целый день провёл на станции около дома,в котором  мы когда-то жили,ждал  отеца,но он  не приехал. В это время он уже погиб на Курской дуге.. И позже,когда  я приезжая в Макушино,каждый раз почти бегом стремился на станцию и,с   волнением ждал прихода воинских эшалонов  с Запада,А может быть приедет?.Да самой смерти ждала возвращения отца и мама. Началась жизнь без отца. Жизнь каждого,но особенно парня ,без отцовской защиты плохая,паршивая. Я рос мальчиком самолюбивым ,замкнутым,своих мыслей никому не доверял-только лесу,полям,ветрам..
     В начальной школе  я учился у замечательной учительницы Марии Павловны Алексеевой. Одной из важных её задач было сделать из нас -учеников,патриотов,полезных Родине. В школе практически каждый день один час была физподготовка-бег ,прыжки идругие упражнения.
.У Марии Павловны было трое детей,старший сын и муж были на фронте. Вскоре муж погиб,старший сын -десантник был тяжело ранен.Мы ей очень сочувствовали ,удивляясь её стойкости и не делая перерыва в занятиях в школе. Её философия была простая и убедительная. Идёт война,Советский Союз побеждает фашистскую Германию.Всеми имеющими силами мы должны помогать нашей армии,Именно по этим показателям и должен оцениваться наш вклад в главное дело защиты Родины. Мы-дети войны воспитывались патриотами.  Я НЕ БЫЛ ОКТЯбрЕНКОМ,ДА И В ПИОНЕРАХ Я СЕБЯ ПОЧТИ НЕ ПОМНЮ.МНЕ КАЖЕТСЯ Я ХОРОШО ПОМНЮ СЕБЯ ТОЛЬКО КОСОМОЛЬЦЕМ ,КУДА Я ВСТУПИЛ  В СРеДНЕЙ ШкОЛЕ ,В 8 КЛАССЕ. и СРАЗУ ОКАЗАЛСЯ ОЧЕНЬ АКТИВНЫМ.,Т.К. МЫ ЖИЛИ В ИНТЕРНАТЕ И ВСЕГДА БЫЛИ ПОД РУКОЙ У ОРГАНИЗАТОРОВ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Мы, жившие в деревне ,ни одного раза не бывали в пионерских лагерей.У нас их просто не было. И мы всю жизнь стеснялись говорить об этом.
  Вклад нашего и других поколений должен оцениваться не тем,что мы получили,а тем,что мы отдали и сделали,чем мы доказали,что мы -патриоты,что мы любим свою родину и можем в случае необходимости её защитить и имеем желание её защитить и умеем защищать. Мария Павловна очень внятно учила нас патриотизму: любить свою школу,деревню, леса,поля,озёра,своих родителей ,учителей,всю свою Советскую Родину,Советскую Армию и ненавидеть врага и учиться защищать от  него наше отечество до полного ег разгрома. Любовь к родине закладывается в юном возрасте.. В школе для меня был такой ужасный случайю.Я ,решив похвастаться своими знаниями,начертил на парте  мелом свастику.Мария павловна построила на этом урок воспитания в нас патриотизма.Со слезами  на глазах она сказала перед всем классом-как же ты, Юра, посмел -твой отец проливает кровь под Сталинградом в борьбе с гитлеровцами ,а ты распространяешь фашистскую свастику.в школе. Я понял свою выходку и никогда ни чего подобного больше не позволял. Мы готовились к защите Родины,изучали винтовку,пулемёт,противогаз,бросали учебную гранату,учились ползать по-плостунски,учились ходить в разведку ,пели Гимн Советского Союза и прилежно как могли работали  в колхозе,чтобы помочь фронту,помогали матерям.. Все находили приложения своим силам.Акцент делался и позднее на подготовку к защите отечества.В те годы в школе мы мало ценили знания немецкого языка,больше ценили ,математику,химии,биологию,литературу.. А желание и умение помогать колхозу,смелость приравнивалось к прямой помощи фронту.Позднее и эти предметы стали входить в число приоритетных.Жизн постепенно вносила коррективы
   Мария Павловна каждый день нам рссказывала  о героях войны,о тех кто ушё на фронт из нашей деревни и погиб,о том как молодые ребята и девушки рвутся на фронт добровольцамии.Как ребята из школы соседнего района   добились разрешения и ушли добровольцами на фронт..Мы гордились ими и надеялись,что они вернутся с победой. Вернулись далеко не все. Мы жалели,что ещё не подросли. Я помню это чувство стремления пойти  воевать вместе с отцами и вместо их -погибших.
 И всё это серьёзно,рассуждая сам с собой. Мария Павловна организовывала нас на посадку деревьев и нам это нравилось.
 Мы часто выходили в поле на прополку различных злаков.И всегда снами была Мария Пвловна.Постоянно подчёркивалось  значение помощи армии нашими силами,участие в сборе урожая.Помню один неудачный случай  выхода  школы на прополку турнепса от какой-то колючей противной  жёсткой травы..Обещали,что мы вдоволь наедимся турнепса,сварят суп с мясом,дадут хлеба...Суп оказанся из испоченной канины,руки все ободрали,от супа отказались все дружно под защитой  возущённой Марии Павловны ушли с поля...Все раскричались и ушли,не сделав и половину задания.. После этого председатель пришёл в школу извиняться перед нами  Многи тогда  простыли и заболели. Шёл дождь.Прятались от него в лесу. Нас было человек 30,в том числе и эвакуированные. Второй задачй ,которую ставила перед нами Мария Павловна-посещение семей фронтовиков и помогать им: принести воды,разгреси во дворе снег, прочитать  пись мо с фронта,принести дров..поговорить , матерью ждущей писмо от сына ил мужа. Иногда ходили вместе С МаРИЕЙ Павловной. Иногда возникали психологически трудные ситуации. Много приходило похоронок. И каждый раз мы,как могли успокаивали  наших школьников -детей погиюших отцов. Каждый раз-трагедия
               
Впечатления детства- самое яркое в жизни..Они озарены каким-то особенным светом радости,даже восторга. Несмотря  на тяготы,какие прищлись на нашу долю.У молодых сейчас -другие заботы.Но придёт пора,когда возникнет живой интерес ко всему прошедшему. Не столько к истории вообще,сколько к давним событиям,участниками и свидетелями которых оказались близкие люди. Суровые ,но запомнившиеся на всю жизнь и по своему счастливые детские годы в деревне!. Мы думали,что наша жизнь  в годы войны и в первые годы после неё протекала как -то по- особенному,но оказывается на всей Сибири, Дальнего Востока,да и европейской части страны в деревнях не аккупированной немцами территорий она во многом была похожей на нашу.   В деревнях в войну было совсем плохо,особенно зимой.В зимние месяцы деревня практически ничего не довала фронту и жителям деревни,правда вывозили остаток зерна из складов,накопленного  во время сбора урожая осенью.Приезжали машины и увозили на элеватор в Макушино или в Лебяжье.По сути мы только тогда впервые увидели автомашины.Мужиков и взрослых ребят в деревне не было и на лесозаготовки отправляли девчонок.Это было очень неприятное явление. Никто не хотел ехать.Нужна была тёплая одежда ,валенки и крепкий характер и своё пропитание.Этого ничего не было. Слёзы ,истерика. Лучше на фронт ,чем на лесозаготовки.Через два-три месяца они возвращались  с лесозаготовок повзраслевшие, обварованные,потерянные,с потухшими глазами.    Ещё одно частое мероприятие,которое проводилось в основном весной,-выезд всех кто может на строительство и улучшение каких- то дорог раионного значения. Это были общественные работы,оганизуемые из района. Колхозу это мало что довало , было отвлечением  людей от колхозных дел и создавало напряжённость.
 Мы очень любили смотреть кинофмльмц -сначало немые ,затем озвучанные.Они наполняли нас так необходимыми эмоциями.Чаще положительными -героев ,которые так или иначе "заставляли" нас жить  чужой в общем-то жизнью ,мечтать и думать как они,подрожать им. Любовь к кино -сродни любви человека к человеку. Мы и сейчас любим  кино советского периода.-они рождают положительные эмоции и помогают жить даже в наши 80 лет.

 Зимой обязательным мероприятием в колхозе было снегозадержание на полях. Этому специально обучались.Занятич по вечерам проводили специально подготовленные люди. Ход и результаты снегозадержания контролировались  инспекторами по снегозадержанию. Само  мероприятие не очень сложное,но интересное и мы ребятишки принимали участие в этом,подменяя своих матерей. Мне кажется ,что на урожай работы по задержаниюснега но полях влияло на урожай ржи и пшеницы.  В колхозе было несколько  колёсных тракторов(гусеничные  с началом войны были отправлены на фронт) ,работали на которых девчата  ребята 16-17 лет. Девчёнки часто не справлялись с заводом трактров,не могли повернуть ручку. Иногда мы -мелюзга помогали им-тянули, взявшись за верёвку надетую на заводную ручку. Нередко от бессилия девчёнки-трактористы плакали. Как всегда -не хватало горючего.Похали и на быкахи на коровах.
 Основная работа с привлечением нас -малышей  была летом  и осенью: во время заготовки кормов и уборки урожая.Это прекрасное время в деревне! Природа благоухает -всевозможные цветы,птицы,хочется участвовать в покосе,подборке  сена и сеномётке.
 Косили косами в основном старики и взрослые женщины. Тяжёлое,очень тяжёлое это дело -косить траву косой. Хороших кос не было,не у всех к этому делу сноровка.  Многие  учились косить..
   Расчёт в страде делался и на малых ребят,на мелюзгу .
 Только и ждёшь хорошей погоды,а она иногда всё дело портит: сдерживает покос,сушку скошенного сена, собирание его в волки и собирание его в стога. Нередко скошенное сено сгнивает.Погода управляет всеми процессами в сельском хозяйстве. При хорошей погоде всё идёт нормально,но жарко ,комары и пауты. Особенно они не дают покоя лошадям.Лошади ведут себя не спокойно ,становятся неуправляемыми  в детских руках. На жаре на конских граблях клонит в сон и нередко случается  большая или не очень ,но беда: упадёшь на граболи,на лошать ,зажмёт пятку ноги ... Меня несколько раз спасала от беды,работавшая поблизости мама,которая постоянно наблюдала за моей работой и когда замечала признаки  моего засыпания бежала ко мне уводила меня немного поспать. Минут через 20 я был снова на граблях и работа продолжалась. Когда я был постарше-12-13 лет мне доверили работать на тракторной сенокасилке.Ну это был высшый пилотаж.В прицепе было две касилки.Тоже  многое зависело от погоды. Если трава мокрая её касить нельзя ,да и грязь на земле.  Помню одну неприятность:часто рвался дергач! Наверное и по-тому ,что я всё-таки не достаточно владел управлением косилки с учётом рельефа поверхности поля. В то время я заработал на фотоаппарат "Комсомолец". Вообще заготовка сена потрясающее занятие. Эти чувства трудно выразить словами.Нужна фотография...Вот если бы ещё не жара ,не дождь,комары  и пауты. Мне очень нравилось работать,общаясь с лошадью. У меня это получалось,хотя иногда под воздействием  жаря и тех же паутов она становилась совсем не управляемой и причиняла мне большие неприятности.Я умел запрягать лошадь,чистить,ухаживать за ней  и ездить на ней верхом. Я работал,как говорили мне, на некрасивой лошади ,она была с горбом,на быстром бегу иногда спотыкалась,но она была умной,в меру упрямой и мне было жаль  её. Я помню её до сих пор.У меня сохранились некоторые следы от общения с ней.  Без романтики,я думаю,мне бы не удалось справиться длительное время с той работой. Но надо было помогать маме. Жили мы в самой невзрачной избушке в деревне и нужно было чем-то выделяться на фоне других. Меня иногда подхваливал за работу бригадир и это поднимало дух и помогало вставать рано утром и включаться в работу.
 Я не могу сказать,что когда закончилась война ,то у нас появилось много мужиков. и жить стало легче.Нет по-прежнему работали в основном женщины ,старики и дети.
   А время уборки хлебов!  А стремление с поля в деревню ,особенно когда привозили кино! Вся работа подчинялась этому.
 Упоительно любил зимний лес. Бегал по нему на лыжах один утром и вечером. Ловил куропаток ,но зайца не сумел ни одного поймать. Лес привлекал меня своей постоянной тайной и живой тишиной,даже когда мела пурга. Всегда ждёж какких-то неожиданностей. Не описать этого состояния. А летом -охота на птиц..-удивительное наслождение общения с природой.
А мы не стали памяти перечить
Р. Рождественский
 А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
 
Великое стихотворение,великого поэта-сибиряка. В  начале войны ему было 8 лет. Он прожил войну от начало до конца в таких же условиях как и мы.

 Ещё раз подчеркну,что обращение извесного военачальника  к крестьянам Зауралья и Сибири сыграло большую роль в их крепости выживания. Было очень трудно,но выдержали Отдавая всё поледнее для фронта. Маршал искркнне донёс мысль о том,что пушки не станут стрелять,солдаты не смогут идти в атаку и немцев нам не сдержать,если мы не поможем нашей армии хлебом.И что здесь роль кждого из нас очень важна.ОНИ  ПОБОЛЬШЕ ПОНИМАЛИ В ЭТОМ.МЫ ТОЖЕ ВЗРОСЛЕЛИ.БЫЛИ СРЕДИ НАС И УЧЕНИКИ ПОВЗРОСЛЕЕ Н АПРИМЕР ,МОЯ СЕСТРА...
В нашей стране и в войну и после неё атмосфера была насыщена  воинским духом и всё чем бы ты не занимался так или иначе было связано с вкладом  в обороноспособность и престижь человека определялся  именно этим. Ребята после войны ещё много лет  стремились  в армию,ибо кроме всего прочего служба в армии была определённым знаком качества молодого человека ,показателем его отваги и смелости,его патриотизма-наследника молодёжи военного времени..
  Все наши товарищи добросовестно служили отечеству повзрослев.Более10 человек включились в борьбу с правонарушениями и образцово служили в органах МВД,несколько человек в  органах КГБ,офицерами советской армии и флота, в пограничных войсках,почти все ребята отслужили действительную военную службу в качестве артиллеристов,танкистов,пограничников.. Работали в сфере образования,культуры,науки,промышленности,строительства.. Защищали интереся нашей Родины за границей. Особо хотелось бы отметить тех,кто достойно работал многие годы в сельском хозяйстве. Всё,чем занимались наши ребята ,делали они это не стихийно,а в соответствии с целямии задачами,которые ставила перед ними страна. Поэтому несмотря на все перепии нашего общества они с гордостью отмечают: мы делали то,что было необходимо. И по этим результатам  оцениваютони свою значимость
 Отметим, что нормальный человек маленький он или взрослый не может жить без мечты,без цели без конкретных задач.. Они важны для саморегулирования   движения по жизни,для достижения успехов и удовольствия.Вопрос не очень простой. Хорошо ,если рядом авторитетный наставник
. На каждом этапе жизни каждый из нас  от старших,от учителей ,от родителей и просто посторонних целенаправленно или случайно получал определйнные уроки на этот счёт.
 До10-12 лет молодой человек как бы  осуществляет первую стадию "выбора" профессии,под впечатление героических кинофильмов( Чапаев,Три танкиста Челюскин,Георгий Саокадзе , "Повесть о настояще человеке,""Два капитана"," Парень из тайги""Большая жизнь"),где самое важное  желание: кем быть и совсем не учитываются реальные возможности даже очевидные ограничения.Всё основывается на романтике,детском тщеславиии. В качестве примера всегда выбирались  героические подвиги с обязательным концом гибели героя.Мы переживали это,но хотели им быть. Эту тайну русской души вырозил А.С.Пушкин:
                " Всё,всё,что гибелью грозит,
                Для сердца смертного таит
                Неизяснимы наслождения"...
.Это возраст 10-12 лет,а может быть и чуть больше. Время полёта свободной мечты..Кем хочу-тем и буду. Сегодня -танкист,завтра-моряк,послезавтра-шахтёр,геолого-разведчик ,машинист  паровоза... Чувствуешь себя  прекрасно! Природа даёт такой шанс молодому человеку-фонтазируй,придумывай себя в разной роли пока есть возожность фантазировать..Это очень полезно..Из этого зарождаются и открытия и героические подвиги во имя Отечества..Сейчас нам понятно,что в большинстве случаев "кем стать"в то время были связаны с формой,которую носили выбираемые нами специалисты с внешним привлекательным видом,а не сутью их деятельности.Мы эту суть практически не знали.Но любое познание начинается с явления.
 По мере взросления  мы с удовольствием смотрели кинофильмы,в которых герои  любили,жертвовали собой..и  умирали.
Мы стали учитывать свои  возможности,обедняя себя,подчиняясь объективной реальности. Хотя патриотизм ,воспитанный в детстве  остаётся на протяжении всей нашей жизни, появляются и свои определённые интересы,которые могу войти в определённые противоречия с государственными особенно на поворотных моментах запутанной российской истории..
 Воспитание в  старших классах осуществлялось главным образом учителями через предмет.Кое чему уже учила и сама жизнь. У нас не было никакого критического отношения к вождям и вообще к офиальной точке зрения на историю России. Мы считали ,что они все достойны уважения.С ними связывали только хорошее. Может быть потому ,что у нас не было никакой альтернативы.Ленин прав,гениален!.Сталин прав,гениален! Ими освещённый путь жизни и борьбы единственно правильный ,нужно было жить , бороться и учиться по Ленину. Победу над фашизмом нам принёс  Сталин,который воплащал указания Ленина по защите трудового народа и революции.  Поэтому мы хорошо усвоили как нам жить и что нас ждёт впереди успех,если мы будем во всём следовать так как нас учит наша коммунистическая партия. Наша страна преобразилась . Нужно ли было жить по другому ?  Не знаю. Мы просто не знали -как по-другому и не умели .Если в детстве мы были свободны в своём поведении,то становясь взрослыми,  мы обязаны были идти по протарённой колее,хотя и поболее широкой. Это и легко и может быть не очень свободно. Вдруг пришло другое время и начали эвучать другие песни..Всё и логично и пртиворечиво. Связывать эти изменения с каким-то лидером -не хочится,это прорвалась какая-то новая аура,соэданная невольно пришедшими с войны,пережившими войну в тылу,детьми войны,возросшим уровнем образования в стране и смелостью многих людей,которым хотелось подрожать и вместе с ними бороться с инерцией властей в атмосфере спада трудовой активности и возрастающим влиянием на молодёжь образа жизни запада.Потеряли дорогу.Трудно,но нужно искать.
 Следующий этап:8-10 класс.Волнует-какие прфессии "хорошие"? Хорошие профессии те,которые позволят стать хорошим человеком..Здесь выбор идёт уже с учётом выявленных в годы учёбы  склонностей и способностей.Уже появляется тревога,как определить место в жизни?. Начинает работать фильтр:эдоровье,уровень знаний,материальное положение,расстояние от дому,самостоятельность.На этой стадии выбора профессии  самое важное-  не столько кем быть,сколько каким быть. Большей свободой выбора обладают  те,кто окончил школу с золотой или серебряной медалью или получил аттестат зрелости без троек..Правда,у не  увсех просматривается чётко выраженный талант,чётко выраженная склонность к определённым предметам. Родители редко вникают в эти тонкости. Обычно сам ученик знает лучше. Ну и учитель,конечно.
 Челове всегда нуждается в определении и корректировке цели своей жизни,особенно в наше переменчивое время. Ему как раньше,так  и сейчас нужен идеал,авторитет,путеводная звезда. Особенно малоопытной молодёжи. Без путеводной звезды нет определённого  направления,а нет направления нет и полнокровной жизни,да и её смысла. Смысл жизни-это основная проблема взрослого человека. Что такое смысл жизни? Если каждый раз случайно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям ,то можешь  не достич своей главной на данном этапе жизни цели и даже потерять её..Авторитетом в летстве ,в.юности ,да и во взрослом состоянии у нас были ветераны Великой отечественной войны и герои граждагской войны,следов которой там где мы жили сохранилось множество.               
 Интересное замечание Л.Н. Толсгого:"..Я подумал..,что кратчайшее выражение смысла жизни может быть такое: мир движется и совершенствуется. Главная задача внести вклад в то движение,подчиниться ему и сотрудничать с ним". Трудно определить ,что понимать в  данный момент под  движением и совершенствованием? У нашего поколения был идеал-Ленин и Сталин,их жизнь и,конечно ,Коммунистическая партия. Мы этому верили и не испытывали недостатка в определении основного пути-коммунизм и всеобщее благо.Общая идея Л,Н. Толстого понятна,просто её требуется предметно привязать к жизни каждого.
"Я уверен,говорит Л.Н.Толстого,- смысл жизни для каждого  из нас -просто расти в любви". Спору нет,жить тому легче и радостней кого любят. Я с детства  понимал: как хорошо когда тебя любят.Меня любили,хотя не все и не всегда.

Высказывание Л.Н. Толстого требует того ,чтобы на нём подробней остановиться. Во- первых,что есть прогресс ? Движется ли  человечество по пути прогресса или по какой-то иной троектории,что такое категория прогресс?.Мы живём в условиях нарастающей неопределённости будущего России и мира..Можно ли укратить меняющуюся многофакторность будущего  России в форме прогноза и связано ли это с категорией прогресса? Вопрос филосовски сложный.А если так. В программе на три года развития жилищно-коммунального  хозяйства г Макушино я вижу,что там предусматривантся подключение водопровода к 500 домам и к 300 домам подключение теплоснабжения! Без всякой дискуссии могу  сказать,что речь идёт о прогрессе,о деле, о цели на длаго общества.Это прогресс!  А то,что каждый год в России исчезает в среднем 1000 деревень(о ужас),то сходу оценить хорошо это или плохо(прогресс или регресс) без серь ёзного размышления  трудно. Это закономерность,но движение ли это в направлении добра и справедливости,к светлому будущему? Не ясно! А оно определяет  и цель и смысл жизни общества на данном этапе.

Смысл и цель жизни у каждого может быть свой,а может быть  единым для многих,для целого поколения.Весь класс  из подмосковья добровольно ушёл на фронт защищать Родину и почти все погтбли героями.. Смысл жизни -это мысленный ориентир,к которому устремляются дела и поступки человека..Очень важно всегда ,в любой ситуации,в любом возросте иметь цель."Кто живёт без цели впереди,тот всегда блуждает"(Сенека).Цель-это компас,без которого обойтись трудно.
 Да, все философы признают,что мир совершенствуется в направлении свойства  выживаемости..Действительно можно сказать,чио "задача поставлена",но её на самом деле никто не ставил. Но не будешь реагировать-не будешь жить,существовать. Надо соответствовать...
.Так устроена природа. А люди иногда думают,что кто-то  это сотворил. Понять важное движение и "внести вклад в это движение" означает,что надо быть хоть немного мудрым.Для этого нужны знания.Учись.Иногда у человека складывается тяжёлая обстановка.Дело в том,что требуется постоянное поощрение. Так как учиться тяжело.В состав поощрения в любом возрасте входит  любовь родителей и близких.. Подчиняться плохим обстоятельствам нельзя ни в коем случае. Надо работать и иметь цель для себя.

. Но достойно жить хочет каждый.Для этого он пытается   выбрать  профессию .которая была бы престижной и обеспечила бы достойную жизнь. Мы ,большинство из нас прожили жизнь законопослушными гражданами. Это принципиально важно.
.Для каждого времени у государства  есть такие профессии,специальности,которым отдаётся предпочтение: повышенная степендия,улучшенные условия учёбы и проживания студентов.В 50-е годы это были физико-технические и физические факультетысвязанные с атомной энергией,факультеты радиоэлектроники,факультеты химии.. Туда поступали самые успешные ,медалисты. Они проходили жёстский и сложный фильтр . После школы я мечтал и готовился   поступать в МГИМО в Москве.Но там не было общежития и вообще к иногородним относились прохладно.  В Лопатинской  средней школе была отличная библиотека,эвакуированная в 1942 году из одной из оккупированных областей Украины. В 10 классе я увлёкся чтением книг о дипломатии и речей известных адвокатов России. И когда мне отказали в поступлении  в МГИМО,я оказался в свободном выборе профессии. В какое-то время  по сравнению с основным моим желанием  всё для меня казалось безразличным..Но сроки поджимали и я подумал,что нужно наити такую профессию,которая с наибольшей лёгкостью позволила бы мне не слишком ущемляя моё тщеславие быть в числе престижных и перспективных.И ближе всего по профилю к дипломатии. Мне показалось такой профессией является юриспруденция. Я поступил в Свердловский юридический институт и стал вполне успешно изучать юриспруденцию. Думаю,что аналогичный процесс проходил каждый из моих товарищей.
Через год учёбы я с трудом,но ушёл из юридического института. И институт здесь не причём.Он уже сто раз доказал свою состоятельность.Это просто спонтанное проявление лично моей необузданной воли и амбиций.
. Кратко расскажу что произошло.  В Свердловске на ул.Ленина-5  жили мои знакомые. Там проживала студентка  радиотехнического института,с которой я познакомился ещё в деревне ,куда их семья приезжала в гости к родственникам.Она мне нравилась .  Но её родители благоволили к студенту физикотехнического факультета Уральского политехнического института.И однажды они высказались :вот мол Володя имеет большую перспектиу после окончания будет работать в ядерном центре и вообще будет большим человеком,а что твой юридический..не звучит,у тебя там одни старики ,да инвалиды.. И тут меня задело за живое...Хорошо,сказал я,поступлю на физический факульте университета- это ещё престижней чем УПИ. Вот такой был случай.Через год я поступил куда хотел.Пока поступал в  студентке разочаровался. Через какое-то время будучи  у товарища в общежитии в УПИ поинтересовался как дела у Володя?Мне сказали,что с ним случилось несчастье.Он проходил практику на спецпредприятии  под Челябинском и  случайно получил значительную дозу облучения.В те годы медицина по этой части была ещё слаба.  Володя  и ещё несколько человек погибли. Я,конечно ,был не причём,но всё-таки.,всё-таки.. Вот такая история как-то связана с моим поступлением на физический факультет Уральского Госуниверситета им.Горького. Из сегодняшнего дня моё решение выглядит случайным и даже бессмысленным.Но это не совсем так,-если подумать...
Судьба так сыграла,что я всё-таки  стал в последствии кандидатам юридических наук и был в дружбе с юридическим институтом.Вот такая запутанная троектория моей жизни.
  Я уже говорил,что если при первичном  выборе"профессии нас интересовало -"кем быть"-то в последнем случае интересовало "каким быть".В большей части детские мечты исчезали к этому времени,но след их всё-таки оставался иногда на всю жизнь. Некоторые выбирали профессию основательно в рамках мечты детства..Трудное это дело -выбрать профессию на всю жизнь.
Я  часто задумываюсь над таким вопросом.Я  несомненно люблю деревню.Но профессию,связанную с сельским хозяйством не выбрал
Или я предполагал,что деревня существенно изменится,или я всё-таки не проник в её суть,на данном отрезке времени-не война и тех задач нет- за что же я люблю даревню? Меня тоже уважали люди в деревне. Видимо ,я её за муки полюбил,а она меня за сострадания к ним!  И всё-таки и даже сейчас ,когда осталось и жить-то всего -ничего степлотой вспоминаю слова героя Советского Союза..Константин..Алексеевич Королёв ,которому было около 90 лет(он был родом из под Тулы) как-то он сгрустнул и говорит,"а знаешь Юрий Андреевич,если бы мне было лет 60 или даже 70,я поехал бы в родную деревню помогать её восстанавливать.Очень хочется,но всё как-то не удавалось.А тёплые чувства  и внутренний долг перед деревней не исчкзал никогда."
Я считаю,что проблема деревни стояла и стоит в нашей стране и моё поколение всегда в меру своих сил делало что могло и сейчас старается улучшить там положение,хотя бы своими соображениями ,своим неравнодушием... Конечно, дело отдельно каждого на фоне общих проблем ничтожно мало. Да часто мы сами не заслуженно принижаем свои дела,добрые поступки...Лучше бы как-то по другому..
   Мне кажется наша деревня "топчется на месте" потому,что  не могут власти определить её нынешние главные задачи в системе проблем государства  и региона.Не  сомневаюсь ,что это должны быть задачи социального звучания!Пока потребности большой нет.
 Хотел бы ещё подчеркнуть,что мы-дети помогали как могли у нас в Курейном в войну выживать Ленинградским детдомовским детям,вывезенным из блокадного города,делились с ними  теплом и пищей.Учителя ,которые приехали с ними с детдомом,, рассказывали нам- в сибирской глубинке- много нового ,интересного.Мы вспоминаем их с благодарностью.
               

              Во время войны  нас воспитывали патриотами.Все школьные годы на всех школьных уроках в нас поддерживили патриотизм. Это чувство все годы помогало нам видеть единственно правильную дорогу,преодолевать  трудности войны,трудности построения социализма.И вот не стало социализма,исчезла общая идея построения коммунизма,не стало Советского Союза,резко снизился экономический потенциал страны,заметно ослабела Российская армия,упал авторитев России на мировой арене.В стране,говорят, существенно уменьшилось число патриотов.Но наше поколение детей войны и сейчас в меру своих сил  желают иготово защищать нашу землю от посягательства врагов. Мы не видим  способа лёгкого разрешения противоречий капитализма,который похоже закрепляется в России.
 Жизнь продолжалась. Закончилась наша обучение в школе. Мы взрослели,разъехались в разные стороны.Жизнь ставила перед нами новые  не менее сложные,а в ряде случаев более сложные задачи чем в прошлом.Мы их старались решать как могли.. Были в нашей жизни и крутые повороты,которые вводили нас в глубокие раздумья и мы иногда понимали,что не имеем уже в себе сил,чтобы изменить что-либо из того,что совсем нам не соответствует нашему  нраву.Конечно,В чём-то со временем  менялись и сами,но в основном мы оставались людьми своего времени,своих убеждений.. И некоторые из нас старея теряли свои борцовские качества. Как писал известный компазитор Микаэль Таривердиев:" Раньше я был дерзким и надеялся повлиять на то,что звучит вокруг меня. А потом понял: никто ничего не может изменить в звучащем мире. И я не могу.А теперь и не хочу". Так и наше  поколение,воспитанное патриотами,с верой в социализм и коммунизи.. Видимо ,то ,что у нас появился в России капитализм,что распался Советский Союз -это результат не только и не столько преступного поведения каких-то безответственных жаждущих власти  группы лиц,а явление и объективное, глубинное  типа сдвига гигантских тектонических земных плит или действия космических законов. А против этих во многом природных сил бороться каждому в отдельности бесполезно,а -очередной раз нужно адаптироваться  и в меру своих сил продолжать жить достойно.   Некоторые может быть по-этому считают нас  потерянным поколением.
. Но многие так не считают.Конечно, мнения эти субьективные. Каждый в праве на свои суждения..Да,жизнь сурова. Мы  опредёлённую вину за происшедшее в стране взяли на себя, многое передумали. И в этих непростых условиях  старались выбирать   дорогу ,  определить  смысл и цель новой жизни и всё-таки в основном не заплутались в её сложных лабиринтах. Не могу сказать,что среди нас не было потерь,не все мы чётко определились в своём месте в новых условиях  и в цели в жизни. И всё-таки
мы  сохранили такие на наш взгляд важнейшие   черты своего поколения:
Мы так и остались патриотами своей родины-России,мы не разлюбили своё Отечество и свою малую родину.
Мы верны памяти  Октябрьской революции,памяти погибших и ветеранов Великой отечественной войны.
Мы научились овладевать знаниями и  умением работать  там ,где и когда требовалось Родине.
 Мы уважаем старших,их опыт,их мудрость. Их НУЖНО УВАЖАТЬ ,ПО-ТОМУ ,чТО ОНИ МНОГО СТРАДАЛИ за нас и защищали нас.
Мы взяли на свои плечи заботу вместе с предыдущим поколением по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства,строительства новых заводов,электростанций,сельхозпроизводства;
Мы участвовали в создании  уникальны средств оборонной мощи страны,служили и всегда были готовы и желали защищать свою Родину;
Мы нарожали детеи и стремились воспитали их патриотами Родины.
 Мы всю свою жизнь честно трудились,выступали против нарушителей соцзаконности. Никто из нас не подвергался судебному преследованию.
Считаем,что основной несправедливостью в нашем обществе является  недопустимое соотношение между богатыми и бедными.И как дети войны ,мы с этим никогда не согласимся.Считаем,что устойчивость власти в дальнейшем во многом будет определяться успешностью разрешения этого вопроса.
 И не считаем себя потерянным поколениеи.И жалеем то покаление,которое идёт за нашими детьми.Оно похоже может оказаться  потерянным- у них ослаб патриотического духа.Нашей стране во все времена приходится отстаивать свою независимость от угроз наших недоброжелаткле,наших врагов.
  Ещё подчеркну,
наше поколение, как могло ,помогало своим матерям  в тылу   поддерживать нашу армию в победе над врагом.и гордимся этим.
 Мы всё наше поколение считало за большую честь служить в рядах советской армии,укреплять нашу обороноспособность и решать другие важные государственнык задачи.               
. В числе  таких задач  можно назвать следуюшие:
- Наше поколение принимало  активное участие в поднятии цилинных и залежных земель,выращивании и сбора урожая с благородной  целью-недопустить в стране голода! Работали по-стахановски,намолотили сотни тысяч тонн зерна.Это была настоящая битва за урожай. С задачей справились. .Голода мы  не допустили!. Этим нельзя не гордиться..
- Карибский кризис.1962год.Мир на грани ядерной войны.Наши подводники -Толя Тарасов и  Валера Шестаков  выполняли свой долг ,внесли свой вклад .Войну удалось остановить. Военные потенциалы СССР и США были тогда практически равными. Победы никому не светило.Только всеобщая гибель. И человеческий разум разрешил и отодвинул трагедию человечества.  С американской стороны генералы очень хотели войны,но наша разведка толантливо подошла к Кеннеди и убедила его в том,что русские не хотят войны и вопрос разрешили мирно.Ещё не до конца осознан этот особый  трагичный момент  истории. Я считаю,что Н.С.Хрущёв этим оправдал своё существование на планете "ЗЕМЛЯ." Сейчас,когда безответственно обостряются противоречия между  США и Россией по инициативе США ,необходимо чётко напомнить руководству США о возможных последствиях ядерной трагедии.

-Беспримерный подвиг совершили люди нашего поколния при ликвидации происшествия на Чернобыльской АЭС.
-В дни обострения внутриполитической обстановки в октябре 1993 года в Москв, предвидя наиболее вероятный драматический вариант её развития,мы пришли  на площадь Моссовета и к Белому Дому и сделали всё,что было можно,чтобы  не допустить дальнейшего кровопралития на улицах Масквы. Мы осудили расстрел Белого дома и группу заблудшей интеллигенции,поддержавшей это злодеяние.
--На резком переломе советской эпохи, во время бесчинств толпы на площади Дзержинского сотрудники органов госбезопасности и внутренних дел проявили выдержку  и сдержанность,что в конечном итоге не позволило разрозиться в стране новой гражданской войне......Оценка этого ещё не сделона.
           В стране было много и других проблем ,в разрешении которых наше поколение принимао активное участие. Есть основание думать ,что нашим детям и последующим поколениям придётся не легче. Главное,чтобы они могли и желали защищать Россию от внешних и внутренних угроз.  Представляется,  что               
обучение молодёжи патриотизту следует считать основной политической задачей Родины.       
Конечно, все основные дела в  жизни нашего поколения уже  фактически в прошлом. Цель,без которой человек не может жить полнокровной жизнью уже представляется размытой  и стремления к ней уже не вызывает  ярких эмоций.  Но всё больше утверждаешься в мысли,что жизнь нашего поколения прожита не зря,не в пустую..И сейчас каждый день проживаешь с томительным ощущением,как будто что-то самое важное ты не заметил и оставил на промежуточной станции" Луговая",которая может стать последней. Очень тяжолое чувство невосстребованности,которое приходит к каждому с неизбежностью.Но мы ещё можем быть полезными..,хотя крутить ветряные мельницы и не хочется .             Человек ,доживая свой век,всё равно надеятся,что он не зря прожил,у него есть потомки,последователи,что-то им созданное будет жить после него.. Трудно заканчивать свою жизнь без надежды,когда всё ради чего жил-разрушено,наши мечты превратились в пыль. В нашей жизни были такие переломы,перепады. Они известы.Но с годами начинаешь понимать,что конкретная жизиь и проще и сложнее. При всей твёрдости своей позиции человек адаптируется к обстоятельствам и в новой жизни видит признаки той ,к которой он привык ,чего хотел..
Не зря говорят,что русский человек привыкает ко всему. Пошли его хоть на Камчатку,да дай только тёплые руковицы,он похлопает руками,топор в руки,и пошёл рубить себе новую избу..Но многие считают,что переселение крестьян-вещь не надёжная. Сбежит мужик. Это так-фигурально.
.               
 Чем больше живёшь тем мудрее становишся. Это факт. Видимо, такова логика жизни. Но зачем мудрость старому человеку.? Может быть для того ,чтобы экономно расходовать оставшуюся энергию и меньше совершать не нужных действий меньше ошибок?. Мы всю жизнь выживали поэтому с детства знаем цену нашей жизни.               
И каким бы ты не был мудрым-всегда найдутся мудрее. И даже казалось бы в однозначно оцениваемой трагедии,у человека вдруг возникает какой-то казалось бы нелогичный всплеск своего суждения..Он и не выставляется как противоречие всем другим..но в его воображении он занимает место истины ,его истины,как результат его мудрости, пусть даже ине находящей поддержки  какое-то время . .Но эта его истина и она не нуждается в подкреплении или осуждении  большинства..  Наверное существует и другая истина,но  она не его. Самостоя тельность суждения-это важна характернвя черта нашего поколения.
"Сегодня мне сообщили из журналистских кругов,что по решению комиссии" А" я оказался победителем в опросе поЧрезвычайной ситуации- при захвате заложников в школе учеником,растрелявшим учителя и милиционера. Врпрос: каковы могут быть действия отца вошедшего в класс,где его сын стоял с винтовкой на изготовке?
Победный приз именовался: "За глубокое осознание  трагедии и человечность". Моё предложение:" Зайдя в класс отец,подойдя к сыну тихо скажет: сынок,брось винтовку...или убей меня".
Отец,подойдя к сыну сказал примерно это. Сын(убийца) положил винтовку и бросился к отцу.Отец обнял сына и ..через 10-15 секунд передал его полиции." Признаюсь,что возможно этот момент был одним из лучших моментов в моей жизни.Странно? Может быть.
Я не хочу обсуждать правоту моего предложения.Суждения могут быть разные. Надеюсь,что кто-то примет  и это.
                х
 Так что-же мы за поколение? Ветер в поле,потерянное ,забытое,непотерянное ,не забытое,как другие,особенное,поколение своего времени,прогрессивное,тормозящее прогресс,ручное,агрессивное? Может быть и противоречивое поколение.
Как мало пройдено дорог ,как много  сделано ошибок..Решений принималось много и они никогда не бывают абсолютно верными. Так и было.
Основной стержень всего разнообразия нашей жизни на всём сознательном её протяжении -это любовь ко всему,что и кто меня окружал и прежде всего к тем кто с теплотой относился ко мне..А любовь-это не только приятное томление сердца,но и тоска, противоречия ,конфликты,одиночество. Всё это атрибуты людей и нашего поколения. Наше поколение в отличии следующего за нами было поколение скромное,не матершинное.
                х
Жизнь нашего поколения прошла через руководство страной Сталина,Маленкова,Хрущёва,Брежнева, Андронова, Ельцина,Путин... Если посмотреть на их заботу о народе и в частности   о жизни в деревне,то все они говорили ,что государство стремится сделать жизнь крестьян свободней и счастливей.Но пока существовал железный занавес крестьяне были нужны ,они играли роль поставщика  продуктов для города,изнемогая  под гнётом  безумных нологов и от бесправия.Как только железный занавес был разрушен и Запад наводнил нашу страну продовольствием, крестьянский труд потерял своё значение,деревня перешла в режим свободного выживания и исчезновения. В зависимости от международного положения и состояния продовольственной безопасности в стране вопрос  возраждения деревни поднимается каждым лидером страны,но коренного перспективного решения он не находит. Дело в том ,что на деревню,её жителей привыкли смотреть только как на поставщика продукции,а не как на отдельную культурную прослойку населения,имеющую свои исторические традиции,свою гордость..Необходимо было развивать инфоструктуру в деревне.,городскими удобствами,канализацией ,водой,телефоном,рабочими местами,,достойнойзарплатой,постоянное внимание к проблемам сельских жителей..Разговоров было много,но реальность не менялась. Все перестройки в деревенской жизни не опирались на опыт крестьян,а были лишь реализацией рещений сверху и часто оказывались ошибочными,поверхностными.
 Наша страна может делать атомные бомбы,запускать человека в космос,проивостоять агрессии самым мощным государствам ,но поднять на должный уровень сельское хозяйство оказываемся не способны. Не можем или не хотим?Да и рецепт не найден...
 Хотя я сторонник развития самостоятельной  крестьянвкой линии жизни,но считаю,что есть смысл снова сделать актукльным вопрос о "выравнивании города и деревни",но при новом взгляде на деревенского жителя.. Нужен системный подхол к разрешению этого
вопроса,где город и деревня  рассматриваются как две взаимосвязанные равноправные подсистемы..
 Помню всех лидеров нашей страны.И Хрущёва,и Брежнева и Андропова и Ельцина. У каждого из них в руководстве было своё положительное,хотя и не всё нравилось. Не каждый из них в равной степени старался в интересах народа. Конечно, многие будут не согласны со мной ,но просматривая всю троекторию моей не лёгкой жизни,могу сказать,что самый глубокий след в моём сознании оставили два лидера-Сталин и Путин.Пока Путин будет руководить страной,Россию думаю никто не унизит.
  Но в стране есть не всегда явно видимая,но глобальнвя проблема общества..Это проблема условно может быть назваеа: "братагия" красных и белых.Своё отношение к этой проблеме мы выразили в отношении к соответствующей декларации Изборского  клуба,возглавляемого писателем..................
                К вопросу об Ульяновской декларации Изборского  клуба   о братании красных и белых.(См.газета "Завтра"январь,2013г,№2)               
Вопрос важный и очень сложный и на сегодня не имеет ооднозначного ответа.
   Призыв  к братанию красных и белых по своей актуальности и не естественности сродни призыву братанию русских с немцами ,которые имеют отношение к войне Германии против СССР и мечтающих о реванше. В историческом  плане этот процесс назрел и разум его предполагает. Но как его представить в практическом плане никто пока не знает и я не знаю. Хотя вполне даже можно предположить, что не аккуратное обращение с противоречиями потенциальных "пртотивников"может привести Россию к смуте и хаосу. Мы забываем о своих противоречиях лишь годину  испытаний,когда страна оказывается в опасности.
. Люди, прожившие 70 и более лет "сотканы " из разных противоречивых исторических  полос нашей истории.И у каждого человека свой психологический пульс. Мы разобщены и по признаку своей исторической принадлежности.От монархисиов  до коммунистов,от язычников до православных ,от красных до белых . И никто не собирается в чём-то каяться,признавать в чём-то других правее себя.
 ..Найти общее основание для их гармоничного  объединения на сегодня практически не представляется возможным. Наша память цепко держит нас с пережитым прошлым. А оно у каждого своё и разное. И  у тех и у других есть прошлое ,которым они гордятся и то,которое они ненавидят.
 И у тех и у других есть это прошлое,которое не во всём совпадает. И то и другое уже никогда не повторится-оно прошлое.. Это понимают и те и другие.И всё-таки эти не совпадения живут и служат основой идеологического раздора. Даже если мы все желаем одного-большой и сильной России для объединения этого мало - у нас нет ни идеологии ни достаточной практики для нашего беупречного объединения. Некоторые считают,что идеологию  мог бы в определённой степени заменить или олицетворять силой своего авторитета признанный всеми лидер. Но у нас сейчас нет такого лидера.   А между тем противоречия между нами  со временем не стираются ,а обостряются. Я не очень надеюсь на позитивную роль клуба ,созданного в Ульяновске,но люди ,которые там собрались и выступали -люди умные ,интересные ,достойные и я поддерживаю их усилия. Проблема архи сложная и не только историческая,но и психологическая.
Мы уже много раз слышали размышления о необходимости "братания" белых и красных,руских и немцев. Практика такова,что проблема идёт по кругу: отношение руских и немцев не улучшается,бывшие красные  не стремятся дружить с бывшими белыми и их отпрысками и наоборот.

 Скажу о себе. Моего деда, лояльно относившегося в красным во время гражданской войны, колчаковцы в числе других выводили на расстрел и он израненный случайно выжил,благодаря неожиданному для белых удару артиллерии красных.. Один мой дядя служил в Красной Армии командиром подэскадрона  и погиб в Туркестане в 1922 году. Другой мой дядя в 1937 был посажен в тюрьму на 10 лет по нелепому обвинению в том,что он вёл тайную переписку с Троцким,о котором он до этого никогда и не слыхал.Отсидел мой дядя  все 10 лет.Вышел из тюрьмы в1947году еле живой и вскоре умер. Мой отец- десантник ,командир роты погиб на Курской дуге в августе 1943года.  Я  бывший военный  -человек своего времени,сохранил коммунистическую идеологию,не верю в бога,   разделяю долеко не все позиции либералов и монархистов. Что касается лидера,считаю,что у него должна быть не столько сильная рука ,сколько умная голова.. Откровенно скажу : я не приемлю пафоса  официальных  лиц ,которым сопровождалось перезахоронение Деникина . Перезахоронение  генерала Деникина  ничего не привнесло в решение проблемы "братания".Друг Чапаева,котрый возглавил его дивизию после гибели Василия Ивановича, тоже герой гражданской войны Клыков,в 1933 году почему-то решил написать  И .В Сталину и предложить "реабелитировать всех белогвардейцев вплоть до Деникина.Сталин ответил,что белогвардейцы разные.Генералы никогда не станут нашими. Большинство профессоров,инженеров уже опредклились с работой там и к нам не поедут." У нас в Сибири много могил и обелисков красноармейцам,которые погибли в гражданскую войну и за которыми ухаживают.Ни одной могилы белогвардейца я не помню. И мне  таким как я  очень трудно найти основу сцепки всего ,что у меня на душе. Конгломерат чувств формирует и туманные устремления. Особенно ранит,когда в той или иной форме поднимают на щит бывших белогвардейцев,показывая их благородными ,культурными,а командиров и комиссаров Красной армии-тупыми,бесчеловечными.Эта грубая аллегория  усугубляет внутренние противоречия в обществе.
.  Мыслей много,но все они  малопродуктивны.  Уверен,что история сама всё расставит по местам. Как  говорят:" не тронь лихо- .пока  тихо". Противоречия не исчезнут ещё долго,но это не самое плохое в реальном  обществе,это ещё не война..
 То.что может послужить основой  "братания" не лежит на поверхности,его необходимо настойчиво и спокойно выявлять,а может быть и формировать заново. Наверное кое-что в принципе можно и нужно забыть.Но для этого нужно кому-то поверить. Или опираться на закономерности процессов памяти,прогнозирующих длительность времени затухания важных событий в памяти людей.
   Не лишне было бы прислушаться к мудрым словам великого философа Гегеля,который считаеет, что противоречия есть истина всех ступеней различия.. Он предлогает в процессе размышления последовательно находить различия этих ступеней,выявляьть
особенные и всеобщие свойства  разных вещей ,изучать процесс их развития и  обнаруживать  единство различающихся  сторон-"единство истины и сущности вещей"  Мысль выражена сложно. Но сложность и актуальность нашего вопроса достойны глубокого ,без спешки философского осмысления.
                х
В жизни встречалось много людей-добрых ,толковых и даже мудрых. Важно особенно встретить тех людей,которые как бы знают как надо жить и как надо мыслить.Я встретил таких. Больше всего мне оказала помощь в этом мая мама,И не словами ,назиданиями,а моими размышлениями над тем как и чем она жила я теперь могу сказать в тех не человеческих  деревенских условиях. Я кажется понял,что её   единственной  целью жизни были мы-дети,с которыми оно не знала  что делать,как вести себя,что нам советовать,или просить нас о чём-то, или приказывать что-то? И делала главное-чтобы мы не были голодными. Кто-то наверное подумает,что это -было просто.Нет! Я даже скажу,что это сделать было просто не возможно,не реально. Особенно,когда мы стали учиться далеко от дому. Я глядел на маму,думал что же она думает о нас,не решится ли она на какие-нибудь   крайние меры. Я видел когда она плакала. И тоже  ничего не мог сделать.. А она была красивая,было ей 30 лет и мы с сестрой Тамарой никого к ней не подпускали-никаких женихов. Она своей жизнью приучила меня думать и искать смысл всех своих поступков и разумных и дурных. Искать самому. Так она жила всю свою жизнь.И я помню её последние слова -тёплые ,горькие ,безисходные,трагические..
                -

  Оказывается нашей Лопатинской школе в этом году 100 лет.Это было 2.2.2014-в день встречи в  студентов-выпускников нашей школы.Я от всего сердца поздравляю всез учителей и учащихся нашей дорогой мне и всем моим друзьям школы..   
                Презентация
 Большим событием для меня стала презентация  моей книги «На земле светлых полян» выпускника школы, который чтит и помнит свой родной край, одноклассников, учителей, который в далекие 50-е годы учился в школе, а сейчас живет в г. Москве. И, наверняка у всех присутствующих остались самые приятные впечатления от этой долгожданной встречи, получили заряд бодрости, позитив, ощущение счастья видеть своих одноклассников, хотя и время нанесло свои серебряные метки.
               

 На вечере присутствовали и выступали глава Макушинского
района Шишкоедов Василий Михайлович,ответственный работник РОНО-инициатор презентации Алабушева Лидия Викторовна,директор школы Сидякина Ирина Валерьевна, заместитель директора школы по воспитательной работе,энтузиаст привлечения  учеников к изучению родного края Осипова Нина Александровна. Присутсвовали и участвовали в организации и проведении вечера глава сельского совета Курейного Скрябин Сергей Геннадьевич,моя сестра -учительница-Иванова Екатерина Георгиевна,её дочь Татьяна , другие учителя и ученики школы.
Была сделана видеозапись вечера,которую я часто с упоением просматриваю и каждый раз благодарю и кланяюсь дорогим землякам.
               


 Из-за болезни к сожалению  сам я на встрече не присутствовал. Прислал тёплую телеграмму.которая была зачитана.На вечере были мои старые друзья Третьяков Григорий Денисович и Бушуев Владимир Егорович.
 Директор шкшлы сказал: Вас -Третьякова и Бушуева мы видим и о вас хорошо написано в книге. А какой Юрий Андреевич? Что он за человек? Гриша ответил на этот вопрос так: по-моему он такой же как и был всегда: не  очень говорливый,вдумчивый,улыбчивый,доброжелательный,трудолюбивый.. Но стал совсем седой.Всегда жаждет что-то знать о жизни своих земляков и радуется их успехам.При написании книги "Мой отец и война" Ведяев прошол все дороги отца и в Сталинграде ,где отец был ранен и на Курской дуге,где он погиб
 Володя сказал,что Ведяев хороший товарищ и мыслит глубоко не только за себя ,но и в интересах других.  После 8 класса в силу сложных условий жизни я решил больше не учиться,а пойти работать в колхоз. Ведяев был членом учкома школы. Он приехал из  Лопаток ещй с одним учеником ко мне в Привольное,собрал родственников и уговорил их и меня и маму  продолжать учёбу. И я закончил 10 классов.  Мы постоянно были рядом,  советовались..


 
Мои друзья Третьяков Григорий Денисович и Ьушуев Владимир Егорович на презентации моих книг в Большекуреинской школе. Июнь 2012 года.(фото)





Они рассказали о нашей давнишней и не стареющей дружбе,как мы помогали друг другу.
Теплота обстановки вечера донеслась до меня по видео. Со слов моих друзей им очень понравилась встреча,понравилась школа,учителя,организация вечера,общения с рукрводителями района и Курейного. Я горжусь моими землеками и друзьями
То,что я воспринял -словами не выскажишь,,Как хочется,чтобы у Вас у всех было всё нормально .Всем хочется жить  хорошо,но главное берегите своё здоровье! И если можно -не покидайте свою родные места,свой родной край. Я обожаю Вашу профессию -учитель.

    Этот замечательный вечер я запомню на всю жизнь

               
Очень важным этапом моей жизни было написание книг об отце и о войне,о моём прошлом и прошлом нашего поколения,о школе,об учителчх,о моих земляках,о родном крае..Я как бы частично рассчитался со своим неразлучным прошлым,воспоминания о котором сопровождают меня всю мою жизнь. Я почему-то  верю,то ,что я написал людям это нужно для полнокровной  их жизни И молодёжь обязательно будет интересоватьсяя и дальше как жили их бабушки и дедушки ..в прошлом,особенно в войну и после войны в деревнях,как их сверстники помогали великой Победе над германским фашизиом.
  " Такое  к Вам отношение со стороны участников вечера и всех земляков  определяется тем,что все мы понимаем  какой Вы человек, ценим  книги какие Вы написали ,какие стихи   сочинили,каким опытом жизни обмениваетесь с нами.",написала в интернете   Л.В.Алабушева.Спасибо.   

Не могу не сказать,что мои книги есть в  публичной библиотеке(бывшей им В.И.Ленина) в Москве ,в библиотеке им Южина в Кургане,в библиотеках г Макушино,г.Лебяжья, в школе п..Лопатки,Большекурейного.У друзей и родных в г.Уфе,в.Белоруссии,в Омске,Новосибирске,на Украине,в Туркменистане,Санкт-Петербурге   ....Мне не просто приятно делиться мыслями с людьми ,живущими на таком пространстве.это и ответственно и радостно на душе..это тоже опредклённый вклад моего поколения в нашу жизнь. 
                х -   
 НЕ трудно  ЗАМЕТИТЬ,ТО ЧТО Я БОЛЬШЕ ПИШУ НЕ О СЧАСТЛИВОЙ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ДЕРЕВНЕ...,А О ЕЁ ГОРЕМЫЧНОЙ ДОЛЕ И о такой же
жизни  всего нашего ПОКОЛЕНИЯ.Конечно,другие могут и иначе. Я вряд ли. Хотя радости были и у нас. А может быть так отражать своё прожлое-через тоску и печаль -это особое свойство русского человека,россиянина.В книге  Даниила Гранина "Мой лейтенант" есть такой эпизод,который мне кажется тоже немного объясняет такую ситуацию.  На экзмене в школе  учительница спросила -почему Лев Николаевич Толстой в эпопее"Война и мир" описывает не нашу победу,как русские войска входят в Париж,разгром Наполеона? У него по сути история нашего поражения,французы в Москве,пожар Москвы,Наполеон в Кремле. Толстой пишет о сознании  любви к родине о том ,что не лежит на поверхности.Победа она мало что открыла бы,она следствие тех испытаний,какие русская армия выдержали, не капитулировала. То что хорошо ,то хорошо. Душу  тревожат потери ,память о разрушенной жизни. Чехов А.П сказал с доброй иронией,что русский человек не живёт,а вспоминает.
 Может быть эти вставки как-то объясняют  то ,что и я пишу больше не осчастливой реальнльной жизни в деревне,а о её горемычной  доле.
   Может быть так отражать своё прошлое-через тоску и печаль это особое свойство русского человека,россиянина


 Но то,что хорошо ,то хорошо и что об этом писать ,расписывать Душу тревожат потери,память о разрушенной жизни. Важно писать о любви,о том,что не лежит на поверхности. Победа  -мало ,что открывает,она всегда следствие того,что испытано,выдержано-о чём и надо писать.?
 Я часто думаю о том,что нашу жизнь можно назвать  процессом выживания. И это не унижает нашу жизнь.Мы выжили! Мы победили!
 Все мои товарищи на любом этапе жизни стремились быть первыми,чтобы не быть последними. Самые тяжёлые моменты жизни  всегда считали унижения. Особенно безотцовщина испытанная на себе в детстве. Это породило у них  стремления не быть в отстоющих,не быть битыми-быть первыми ,если не в одном ,то в чём-то другом.Если это касается спорта,то стремиться быть первым если не в лыжах,то в коньках,если не в беге,то в прыжках..,если не в футболе ,то в волейболе ,если не в силе,то в ловкости и в смелости.В грамоте- в математике,или в литературе,или в пении ,или в чтении,или в драмкружке,в стенгазете...Этот  приобретённый опыт, с надеждой на себя будет помогать в  адаптации,в выживании  всю жизнь.Но всегда чем бы человек не занимался-нужна цель чего-то достич,что-то превзайти! Так живут все себялюбивые и успешные люди.Я не могу утверждать,что они более счастливые чем другие..,но они не позволяют себя унизить.
                -
  Заканчивая своё  неровное повествование, хотелось бы подчеркнуть следующее: наше поколение не было ни забытым ,ни потерянным.  Хотя в чём-то оно было не однозначно. .Мы прожили трудное,радостное и печальное,но необходимое для нас и для страны время. Мы осознаём это наше богатство и можем утверждать ,что большей гордости,чем гордость за страну,за причастность к её великим свершениям ничего нет. Наше поколение воспитывалось  в духе поклонения  Великой Октябрьской революции,общения с их живыми героями,с героями гражданской войны,в условиях Великой Отечественной .Мы жили и воспитывались в безальтернативных условиях патриотизма,которотый придавал нам уверенность в верности  своего пути.на всю жизнь. Наличие психологической и жизненной подпитки позволяло нам подходить к оценке  разных событий  на фоне осознанного  в детские годы,когда нам пришлось многое брать на себя,быстро взрослеть.У нас не было пустопорожних лет,все они были наполненными  действиями на выживание..Нужно было заботиться о себе самим и не только о себе. Были в жизни и радости и это прежде всего по-тому,что мы довольствовались  малым,особенно в материальном..Наше поколение сформировала эпоха со всеми её переменами.. У нас была  есть потребность  в процветании страны.

  Сейчас многие пытаются писать о жизни своего поколения.
 и герои и обычные люди как мы.Это  нормально. Я люблю читать такие произведения,даже если они написаны не гладко, не маститыми писателями.Главное-они знают жизнь своего поколения,знают то,о чём пишут.
Конечно ,каждое поколение имеет свои определённые признаки-свойства,которые формируются особенностями времени,в котором оно живёт.Многое каждое поколениа воспринимает от предыдущего..
 Я самовоспитывылся на памяти о своём  отце,которого в значительной степени я придумывал себе сам.До войны я почти его не помню. Я его видел в каждом ветеране,которым гордились и которого жалели. А вообще-то  к каждому взрослому человеку и особенно ветерауу Великой Отечественной войны  я относился и отношусь как к своему дорогому учителю,к своему отцу.. Если с чем-то из его разговора я не согласен -считаю что эта моя суть на данный момент,это -я:что- не понял,до чего-то не дорос..
Хочется подчеркнуть,что моя книга    "Мой отец и война" была встречана ветеранами удивительно  тепло и я им за это очень благодарен. Среди ветеранов распространялись выдержки из книги.Самые смелые люди войны сказали,что я,хотя и не посредственно не участвовал в войне,а являюсь сыном  погибшего на фронте  командира-их однопалчанина, неплохо разобрался в её кровавой страшной бойне на примере Сталинградской ,Курской и битвы на Днепре.Что прошёл боевыми дорогами отца Все они говорили,что гордятся мной за отца.
Исключительно важно для меня  было дружба с ветеранами, посещение встречь ветеранов Сталинградской битвы в одноимённом музее 64 армии в Москве,знакомство с некоторыми героями Советского Союза  и родственниками прославленных полководцев.Ниже с гордостью публикую их фото,фото людей  из поколения победителей.